Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Школа

Справочник педагога-психолога. Школа №12 2014 (162,25 руб.)

0   0
Страниц84
ID313029
АннотацияПсихокоррекционная и развивающая работа, рекомендации по планированию, организации и координации деятельности педагога-психолога в школе, а также новые методики и программы по всем направлениям психолого-педагогической работы с трудными детьми – об этом и многом другом читайте на страницах журнала.
Справочник педагога-психолога. Школа .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №12 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313029 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.menobr.ru 12, 2014 Обобщенные трудовые функции педагога-психолога школы Изучение особенностей ценностных ориентаций у девиантных подростков Использование метафорических ассоциативных карт в групповой работе с подростками Как выстроить взаимоотношения с ребенком – «агрессором поневоле» ШКОЛА Дорогие коллеги, с Новым годом! <...> © Торопов С.П., 2014 12, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. <...> Главный редактор ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. <...> Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент факультета психологии НОУ ВПО МПСУ Романова Е.С. – д-р психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа “Президент”», Московская обл. <...> Структура деятельности педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом Трудовые функции и трудовые действия педагога-психолога, реализуемые в зависимости от направления работы ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 12 Фокина Т.А. <...> Изучение особенностей ценностных ориентаций у девиантных подростков Среднегрупповые показатели значимости идеально-нормативных и индивидуально реализуемых ценностей для девиантных подростков. <...> Среднегрупповые показатели значимости индивидуально реализуемых ценностей для девиантных подростков и подростков, не <...>
Справочник_педагога-психолога._Школа_№12_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Школа_№12_2014.pdf
12, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Голубева Т.Н. Художник Торопов С.П. Верстка Першина Н.Е. Брыкова Е.В. тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80804 (полугодовой) «Пресса России» – 44949 (полугодовой) «Почта России» – 12607 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Владимирова А.С. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Служба клиентской поддержки тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использованы фотографии Fotolia/PhotoXPress Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 27.10.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6599. Заказ 975-ОП Дата выхода в свет 14.11.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, 15. Тел. +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87 www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 Шатуха М.В. Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент факультета психологии НОУ ВПО МПСУ Романова Е.С. – д-р психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа “Президент”», Московская обл. ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. каф. психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», г. Москва ISSN 2221-5077 12 9 772221 507149
Стр.3
12, 2014 СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 4 Хухлаева О.В., Кядикова Е.А. Структура деятельности педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом Трудовые функции и трудовые действия педагога-психолога, реализуемые в зависимости от направления работы ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 12 Фокина Т.А. Изучение особенностей ценностных ориентаций у девиантных подростков Среднегрупповые показатели значимости идеально-нормативных и индивидуально реализуемых ценностей для девиантных подростков. Среднегрупповые показатели значимости индивидуально реализуемых ценностей для девиантных подростков и подростков, не имеющих отклонений в поведении. Опросник ценностей Ш. Шварца (в адаптации В.Н. Карандышева) КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 28 Осин Е.К. Как выстроить взаимоотношения с ребенком – «агрессором поневоле» Признаки и типы патологической агрессии. Агрессия как инструмент, импульс, аффект, страх. Примеры из практики и пути решения проблем по каждому виду агрессии КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 38 Акинкина Я.М. Использование метафорических ассоциативных карт в групповой работе с подростками История создания ассоциативных карт, принципы работы, области применения. План-конспект занятия «Сундучок с метафорами» для учащихся 15–18 лет с использованием ассоциативной игры «Имаджинариум» 44 Девяткина Д.С. Формирование навыков совместной деятельности у учащихся начальной школы Разработка занятия «В гостях у сказки» для 1–3-х классов 2
Стр.4
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 52 Фокина М.В. Личностная и психологическая компетентность успешного учителя Анкета для определения уровня риска профессионального выгорания. Направления рефлексии профессионального опыта и связанных с ним переживаний. «Психологические мифы» педагогов образовательной организации ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 61 Зиновьева М.В., Крупенина А.В. Программа профилактики кризисных ситуаций для учащихся 8–10-х классов Окончание материала. Конспекты занятий 6–10 НА ЗАМЕТКУ 74 Перечень статей, опубликованных в 2014 году ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК Программа по предупреждению и профилактике суицидального поведения детей и подростков Как разрешить конфликт внутри класса Дополнительное профессиональное образование педагогических работников 3
Стр.5
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Материал подготовлен на основе проекта приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии» (по состоянию на 11.09.2013). Структура деятельности педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом О.В. Хухлаева, д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа "Президент"», Московская обл., Одинцовский р-н, д. Жуковка Е.А. Кядикова, педагог-психолог АНО «Школа "Президент"», Московская обл., Одинцовский р-н, д. Жуковка Реализация ФГОС ОО меняет ценностно-смысловые приоритеты образования. Если ранее образование выполняло в основном миссию просвещения, давало учащимся определенный набор знаний, необходимых для поступления в различные учебные заведения, то сегодня речь идет прежде всего о личностных результатах. Уже выпускник начальной школы должен иметь готовность и способность к саморазвитию, обладать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире, иметь развитую самостоятельность, навыки сотрудничества и разрешения конфликтов. Выпускник старшей школы должен быть готов к дальнейшему самообразованию, иметь сформированную ценностную основу жизни, осознавать свою ответственность за семью, общество, государство, человечество. Такое смещение акцентов с чисто образовательных задач на развивающие можно поддержать, поскольку выпускник 4
Стр.6
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ школы выходит в изменчивый, неопределенный мир, которому требуются думающие люди, способные принимать ответственные решения в различных сферах, социально активные, с выраженной гражданской позицией. В условиях достижения целей образования, соответствующих ГЛАВНАЯ СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ – ОПОРА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ новому поколению стандартов, эффективными становятся технологии, принципиально меняющие характер учебной деятельности. Возрастает роль активных методов обучения, а также социальных технологий. Но главная суть изменений – опора на индивидуальные личностные, физиологические и возрастные особенности учащихся. Реализация этих изменений невозможна без качественной работы психологической службы школы. Однако до сих пор сфера деятельности педагога-психолога школы была несколько размыта и во многом зависела от интересов администрации школы. Поэтому удобно описывать ее в соответствии с проектом профессионального стандарта, который четко формулирует цель работы психологической службы – психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, а также выделяет обобщенные трудовые функции педагога-психолога. Среди основных, подходящих для всех типов школ, можно выделить следующие: • психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ; • психологическое консультирование субъектов образовательного процесса; • коррекционно-развивающая работа с учащимися; • психологическая диагностика учащихся; • психологическое просвещение субъектов образовательного процесса; • психопрофилактика (сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся). ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОЗВОЛЯЕТ НЕ ТОЛЬКО ОПРЕДЕЛИТЬ СТРУКТУРУ РАБОТЫ, НО И УНИФИЦИРОВАТЬ ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ Таким образом, всю работу службы можно строить в соответствии с данными обобщенными трудовыми функциями и использовать их в качестве структурных компонентов при планировании работы, а также при составлении отчетов о проделанной работе. Профессиональный стандарт педагога-психолога позволяет не только определить структуру работы, но и унифицировать ее со5
Стр.7
12, 2014 держание. Это становится возможным из-за того, что в нем каждая обобщенная трудовая функция делится на ряд отдельных трудовых функций, выполнение которых необходимо для реализации обобщенных трудовых функций. Например, в обобщенную трудовую функцию «психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ» включены такие функции педагога-психолога, как «принятие участия в обеспечении преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по реализации всех уровней основных образовательных программ» или же «участие в разработке программы воспитания и социализации обучающихся» и др. Аналогично прописано содержание и остальных обобщенных трудовых функций. На таком описании действие профессионального стандарта педагога-психолога заканчивается, что позволяет в зависимости от типа школы и количества учащихся, приходящихся на одного педагога-психолога, конкретизировать его требования. Это удобно сделать, если ввести понятие трудовые действия педагога-психолога – т. е. описание того, что конкретно он делает в реальной жизни, например посещает уроки, принимает участие в ПМПк и проч. Эти трудовые действия и их частотность педагогпсихолог либо определяет сам, утверждая у администрации школы, либо получает задание на них от администрации. Приведем примерные таблицы, составленные для каждой обобщенной трудовой функции, которые можно использовать для структурирования работы педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом (таблицы 1–6). В них включены частные трудовые функции, соответствующие им действия педагога-психолога и формы отчетности. Еще раз отметим, что трудовые действия, отчетные материалы, количество времени определяются особенностями каждой школы и временными возможностями конкретного педагога-психолога. 6
Стр.8
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Таблица 1 Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ Трудовая функция Участие в обеспечении преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по реализации всех уровней основных образовательных программ Участие в разработке программы воспитания и социализации учащихся, воспитанников детского сада Трудовое действие • Посещение занятий и уроков: – в подготовительной группе сада, – в 1-м классе, – в 4-м классе, – в 5-м классе; • участие в приеме детей в 1-й и 5-й классы; • проведение педагогических консилиумов по преемственности • Разработка сценариев и участие в коммуникативных играх; • проведение уроков «Тропинка к своему Я»; • посещение и участие в методических советах классных руководителей; • посещение (участие) внутриклассных и внутришкольных мероприятий Участие в разработке индивидуальных учебных планов учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ и социальной адаптации Осуществление психологического сопровождения мониторинга личностных показателей освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС ОО • Посещение уроков для наблюдения за учащимися, испытывающими трудности в обучении (познавательного, личностного, социального характера); • проведение углубленной диагностики; • организация консилиумов Разработка и апробация карт мониторинга Форма карты По необходимости Психолого-педагогическая характеристика учащегося 3 урока на ученика Отчетный материал • Справка о готовности к обучению в 1-м и 5-м классах; • справка о результатах адаптации; • протоколы диагностики • Сценарии игр; • публикации статей Количество времени • Подготовительная группа, 4-й класс – 6 занятий (уроков); • 1-й, 5-й классы – по 9 уроков на класс (начало, середина и конец учебного года) Уроки – еженедельно, остальное – по согласованию с администрацией 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.