Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Школа

Справочник педагога-психолога. Школа №8 2014 (162,25 руб.)

0   0
Страниц84
ID313025
АннотацияПсихокоррекционная и развивающая работа, рекомендации по планированию, организации и координации деятельности педагога-психолога в школе, а также новые методики и программы по всем направлениям психолого-педагогической работы с трудными детьми – об этом и многом другом читайте на страницах журнала.
Справочник педагога-психолога. Школа .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №8 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313025 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.menobr.ru 8, 2014 Участие педагога-психолога в профессиональных конкурсах Исследование особенностей воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП Психологическая подготовка волонтеров для социальнопсихологической работы Развивающая программа «Психология здоровья» для подростков ШКОЛА Комплект «Образцовая школа. <...> ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Бондарева С.К. – канд. пед. наук, профессор, ректор НОУ ВПО МПСУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент факультета психологии НОУ ВПО МПСУ Романова Е.С. – д-р психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ГОУ ВПО МГППУ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. каф. психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. <...> Участие педагога-психолога в профессиональных конкурсах Из опыта участия. <...> Практические советы по психологическому настрою ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Сатари В.В. <...> 14 Исследование особенностей воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП Организация, принципы, программа и методы экспериментального исследования. <...> Психологическое обследование детей с помощью анкетирования и применения следующих психологических тестов: исследование воссоздающего воображения (с использованием методических рекомендаций О.В. Боровика); краткий тест творческого мышления (КТТМ) по материалам теста П. <...> в работе c учащимися Содержание <...>
Справочник_педагога-психолога._Школа_№8_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Школа_№8_2014.pdf
8, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Голубева Т.Н. Художник Сайкова Н.В. Верстка Першина Н.Е. тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80804 (полугодовой) «Пресса России» – 44949 (полугодовой) «Почта России» – 12607 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Полтева Н.Ю. Кондрашова Ю.О. Владимирова А.С. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Отдел по работе с клиентами тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использованы фотографии Fotolia/PhotoXPress Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 21.07.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6312. Заказ № К-1143. Дата выхода в свет 08.08.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия». 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13. © ЗАО «МЦФЭР», 2014 9 772221 507149 ISSN 2221-5077 08 Шатуха М.В. Брыкова Е.В. ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Бондарева С.К. – канд. пед. наук, профессор, ректор НОУ ВПО МПСУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент факультета психологии НОУ ВПО МПСУ Романова Е.С. – д-р психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ГОУ ВПО МГППУ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. каф. психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», г. Москва
Стр.3
8, 2014 СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 4 Голерова О.А. Участие педагога-психолога в профессиональных конкурсах Из опыта участия. Виды конкурсных заданий. Рекомендации: как написать эссе, снять видеоролик-самопрезентацию, подготовиться к мастер-классу и заданиям-импровизациям. Практические советы по психологическому настрою ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Сатари В.В. 14 Исследование особенностей воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП Организация, принципы, программа и методы экспериментального исследования. Психологическое обследование детей с помощью анкетирования и применения следующих психологических тестов: исследование воссоздающего воображения (с использованием методических рекомендаций О.В. Боровика); краткий тест творческого мышления (КТТМ) по материалам теста П. Торренса и тест – «Эскизы» (субтест № 6. Автор Е. Туник); копирование фигуры Тейлора, зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер 28 34 Иноземцев Д.В. Применение методики Д. Векслера в работе c учащимися Содержание методики Wechsler intelligence scale for children (WISC). Оценка показателей. WISC и выявление детей с ЗПР КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Сорин А.В. Что и как говорить ребенку в ситуации развода родителей Является ли развод травмой для ребенка? Невротические реакции ребенка, сопровождающие развод родителей. Как родителям сообщить ребенку о предстоящем разводе. Что делать родителям после развода. Консультирование учащегося и родителей в рамках школы КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Коломиец З.Р. 41 Развитие навыков сотрудничества у детей 10–12 лет Дополнительная образовательная программа по развитию навыков сотрудничества у детей 10–12 лет «Мы – вместе!». Тематический план занятий по программе. Конспект занятия «Узнай меня поближе» 2
Стр.4
48 Развивающая программа «Психология здоровья» для подростков Сунтеева Ж.В. Программа для школьников, разработанная в МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей № 8» г. Красноярска. Программа включает 20 тематических занятий, разделенных на 4 блока: I. Введение в психологию здоровья (3 занятия). II. Чувства и эмоции (4 занятия). III. Регуляция стресса (7 занятий). IV. Здоровые отношения подростков (6 занятий). Конспекты занятий I–II блоков ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ Акинкина Я.М., Исаченко Е.Ю. 61 Психологическая подготовка волонтеров для социально-психологической работы На базе ГБОУ СПО КСУ № 3 г. Москвы с 2009 г. ведется подготовка волонтеров из числа обучающихся. Подобная работа предполагает сотрудничество многих специалистов и проводится в системе. Материал освещает только ее психологическую составляющую – опыт, который вполне применим и в стенах школы. Программа психологической подготовки волонтеров «Капля добра». Конспекты занятий 71 Мокляк И.Г. Дети с СДВГ, или «Неудобные дети» Анализ причин формирования СДВГ. Питание как один из факторов, влияющих на гиперактивность. Таблица витаминов и микроэлементов, важных для развития ребенка. Три основных симптомокомплекса. Памятка для родителей «Что нужно знать, общаясь с ребенком с СДВГ» ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ Психолого-педагогические условия реализации ООП ОО: опыт проектирования и реализации Практические занятия со старшеклассниками по курсу «Профориентация» Программа социально-психологопедагогического сопровождения детского общественного объединения Психологический портрет учителя 3
Стр.5
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Участие в конкурсе профессионального мастерства – один из важных этапов в деятельности педагога-психолога, открывающий перед ним новые перспективы и выводящий его на новый уровень. Универсальных рецептов успеха и победы нет – опыт и решения каждого человека уникальны. Поэтому предлагаем лишь некоторые идеи и рекомендации, которые позволят настроиться на участие и на высоком уровне подготовить конкурсные задания. Участие педагога-психолога в профессиональных конкурсах О.А. Голерова, педагог-психолог ГБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «На Снежной», победитель конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Педагог года» в номинации «Педагог-психолог Москвы 2012», почетный работник общего образования РФ, Москва Профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года» является одним из самых значимых профессиональных конкурсов в системе образования Москвы. Принять участие в нем может любой специалист, работающий в образовательной организации столицы. Цель конкурса – повышение значимости и престижа профессии педагога, общественного и профессионального статуса педагогических работников и образовательных организаций, которые они представляют. Одними из задач мероприятия являются: • содействие профессиональному развитию педагогов; • создание условий для самовыражения творческой и профессиональной индивидуальности, реализации личностного потенциала. Конкурс проходит в три этапа: 1. Отбор участников конкурса. Представление видеороликапрезентации конкурсанта. 4
Стр.6
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ «…УЧАСТИЕ В РАЗЛИЧНЫХ КОНКУРСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРОФЕССИЕЙ, ПОЗВОЛЯЕТ ВЗГЛЯНУТЬ НА СВОЙ ТРУД ПО-НОВОМУ, ОБОСТРЯЕТСЯ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ГОЛОД, МОБИЛИЗУЮТСЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ, ВОЗНИКАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА». Н.В. ПОЛЯКОВА, ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ШКОЛЫ № 49 Г. СОЧИ, ПОБЕДИТЕЛЬ КРАЕВОГО КОНКУРСА «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ КУБАНИ 2012» Состав участников первого этапа определяется из числа педагогических работников, прошедших регистрацию на сайте конкурса в установленные сроки. Выдвижение кандидатур на участие в конкурсе проводится самовыдвижением или по рекомендации профессионального педагогического сообщества (общественной организации). 2. Оценка широты профессионального кругозора и сформированности базовых профессиональных компетенций. 3. Отбор участников конкурса на основе уровня профессионального мастерства. Определение лауреатов конкурса. Конкурс проводится по номинациям, в число которых в 1999 г. была добавлена номинация «Педагог-психолог». Конкурсные задания Конкурсные испытания разнообразны и интересны, позволяют педагогу-психологу увидеть различные аспекты своей профессиональной деятельности, многогранно представить собственный опыт работы и себя как личность. На каждом этапе конкурса свои задания: 1-й этап. Видеоролик-презентация. 2-й этап. Видеозапись занятия с детьми; авторское эссе на тему девиза конкурса; представление личного открытого информационного пространства в Интернете (другими словами – сайта или страницы педагога-психолога). 3-й этап. Визитная карточка «Я – московский педагог»; мастеркласс; импровизационные задания. Рассмотрим каждое задание отдельно. Видеоролик-презентация Ссылка на видеоролик размещается на сайте конкурса. Продолжительность составляет до 3 минут. Видеоролик должен иметь качественное звучание и изображение. В определенные сроки оператор конкурса проводит техническую экспертизу представленных материалов. Если заявка не соответствует регламенту участия в конкурсе, она исключается. Далее для видеороликов участников-самовыдвиженцев проводится обще5
Стр.7
8, 2014 ВИДЕОРОЛИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПЕДАГОГАПСИХОЛОГА, РАССКАЗЫВАЕТ О ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДОСТИЖЕНИЯХ, УВЛЕЧЕНИЯХ. ственное голосование, по окончании которого составляется рейтинг. Решение о количестве участников-самовыдвиженцев, которые примут участие во втором этапе, принимает оргкомитет конкурса. Участники конкурса, выдвинутые профессиональными педагогическими сообществами и некоммерческими организациями, не участвуют в процедуре общественного голосования и после технической экспертизы сразу переходят на второй этап. Рассмотрим основные стадии работы над фильмом: 1. Создание творческого коллектива (например, педагог-психолог, оператор [видеоинженер], методист, завуч). 2. Разработка сценария. При написании сценария важно определить главную идею фильма (можно определить ее какой-то яркой фразой), основное содержание, заключение. 3. Видеосъемка и монтаж видеоматериала. Этот этап работы целесообразнее поручить профессиональному оператору. Видеозапись занятия с детьми Регламент – до 30 мин, включая 5 минут на самоанализ. При нарушении временного регламента материалы снимаются с конкурса. ВАЖНО! Необходимо получить и предоставить письменное согласие родителей (законных представителей), дети которых принимали участие в видеозаписи занятия. При подготовке данного задания важно выбрать тему, которая близка педагогу-психологу, отражает его профессиональные интересы; возможно, является предметом исследований, а также представляется актуальной для современного образования и развития ребенка. Необходимо продемонстрировать владение техниками, методами и способами при решении поставленной цели. Кроме того, важным остается и вопрос технического исполнения задания – здесь можно обратиться к тому же специалисту, который снимал видеоролик-презентацию. Примерная схема самоанализа занятия: 1. Определить место занятия в теме, в общем курсе. 2. Соотнести поставленные цели занятия для учащихся и для педагогапсихолога с достигнутыми на занятии, определить причины успеха и неудачи. 6
Стр.8
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 3. Определить уровень формирования на занятии знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений. 4. Что нового дало данное занятие для решения поставленной проблемы? 5. Насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно вашим интересам, темпераменту, уровню развития учащихся, специфике класса? Соответствовала ли организация деятельности учащихся целям занятия? 6. Оценить степень активности учащихся на занятии. Сколько раз и кто из них высказывался на занятии, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа. При этом необходимо руководствоваться правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного детского коллектива с другим. 7. Оценить темп занятия. Поддерживался ли интерес учащихся к занятию на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на занятии? 8. Как в ходе занятия была организована опора на уже имеющиеся знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был материал занятия? 9. Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников занятия, характер их общения. 10. Изменилось ли настроение педагога-психолога после занятия по сравнению с тем, каким оно было до занятия? В чем причина этих изменений? Что теперь, когда занятие прошло, целесообразно было бы в нем изменить? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы? Авторское эссе Объем эссе – до 500 слов. Формат – .doc, размер шрифта 14, шрифт Times New Roman. Эссе – изложение в образной форме личных суждений, взглядов и представлений, подкрепленных аргументами и доводами по заданной теме (например, в прошлом были следующие темы: «Москва – столица образования и культуры», «Мое профессиональное кредо», «Педагог-психолог – призвание или профессия»). 7
Стр.9