Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Школа

Справочник педагога-психолога. Школа №7 2014 (162,25 руб.)

0   0
Страниц84
ID313024
АннотацияПсихокоррекционная и развивающая работа, рекомендации по планированию, организации и координации деятельности педагога-психолога в школе, а также новые методики и программы по всем направлениям психолого-педагогической работы с трудными детьми – об этом и многом другом читайте на страницах журнала.
Справочник педагога-психолога. Школа .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №7 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313024 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.menobr.ru 7, 2014 Аттестация педагогических работников в новейшей истории России Выявление индивидуальноличностных особенностей учащихся для набора в профильные классы Психологопедагогическое сопровождение полового воспитания школьников Как помочь ребенку решить школьные проблемы ШКОЛА Школа вашего профессионального роста Вебинары «МЦФЭР Образование» с участием ведущих экспертов Минобрнауки России, ФИРО, ВШЭ, РАО, Рособрнадзора и практиков отрасли 1 Зайдите на сайт www.resobr.ru в раздел «Мероприятия». <...> : 8 (495) 937-9082 Наш сайт www.resobr.ru Реклама 7, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. <...> Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использованы фотографии Верещагина Д.Е., Fotolia/PhotoXPress Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 19.06.2014. <...> Аттестация педагогических работников в новейшей истории России История законодательства, регламентирующего проведение аттестации педагогических работников в России, с 1970-х гг. до наших дней ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Пашнина М.Г., Чистякова Т.А. <...> 16 Выявление индивидуально-личностных особенностей учащихся для набора в профильные классы Необходимые компетенциии учащихся того или иного профиля. <...> Рекомендации для педагогов по набору детей в классы определенного профиля: физико-математический, естественно-научный (химико-биологический), социально-гуманитарный (филологический, социально-психологический), социально-экономический, художественноэстетический КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 27 Хухлаева О.В. <...> Как помочь ребенку в решении школьных проблем Тип нервной системы и индивидуальный познавательный стиль учащихся. <...> Страх сделать что-то не так мешает <...>
Справочник_педагога-психолога._Школа_№7_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Школа_№7_2014.pdf
7, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Голубева Т.Н. Художник Сайкова Н.В. Верстка Першина Н.Е. тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80804 (полугодовой) «Пресса России» – 44949 (полугодовой) «Почта России» – 12607 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Полтева Н.Ю. Кондрашова Ю.О. Владимирова А.С. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Отдел по работе с клиентами тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использованы фотографии Верещагина Д.Е., Fotolia/PhotoXPress Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 19.06.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6206. Заказ № К-987. Дата выхода в свет 09.07.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия». 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13. © ЗАО «МЦФЭР», 2014 9 772221 507149 ISSN 2221-5077 07 Шатуха М.В. Брыкова Е.В. ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Бондарева С.К. – канд. пед. наук, профессор, ректор НОУ ВПО МПСУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент факультета психологии НОУ ВПО МПСУ Романова Е.С. – д-р психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ГОУ ВПО МГППУ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. каф. психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», г. Москва
Стр.3
7, 2014 СОДЕРЖАНИЕ АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА 4 Гулидов П.В. Аттестация педагогических работников в новейшей истории России История законодательства, регламентирующего проведение аттестации педагогических работников в России, с 1970-х гг. до наших дней ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Пашнина М.Г., Чистякова Т.А. 16 Выявление индивидуально-личностных особенностей учащихся для набора в профильные классы Необходимые компетенциии учащихся того или иного профиля. Рекомендации для педагогов по набору детей в классы определенного профиля: физико-математический, естественно-научный (химико-биологический), социально-гуманитарный (филологический, социально-психологический), социально-экономический, художественноэстетический КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 27 Хухлаева О.В. Как помочь ребенку в решении школьных проблем Тип нервной системы и индивидуальный познавательный стиль учащихся. Учебная деятельность и особенности восприятия информации ребенком. Страх сделать что-то не так мешает учиться КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Курганский С.М. 38 54 Психолого-педагогическое сопровождение полового воспитания школьников Принципы, проблемы, формы и методы реализации полового воспитания в образовательной организации. Примерный план мероприятий общеобразовательной школы по реализации полового воспитания учащихся на учебный год Кремлякова А.Ю. Рефлексивные техники в работе педагога-психолога Анкетирование, упражнение «Телеграмма», метод «Пять пальцев», упражнение «Три хорошие новости», метод «ПОПС-формула», упражнение «Кувшин познания», модификация метода «Цветное голосование», модификация методики «Разноцветные шляпы», упражнение «Строим дом», упражнение «Да!» и др. 2
Стр.4
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 63 70 Сушенцова Л.В. Как проводить летние каникулы с пользой и удовольствием Повторяем школьные предметы: математика, биология и природоведение, литература, русский язык, развитие речи. Игры на расслабление и снятие напряжения Николаева Е.П. Территория детского чтения Идеи для приобщения детей к чтению ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 74 Фазлетдинова А.А. Профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Причины и степени компьютерной зависимости. Рекомендации родителям, памятка «Как определить степень зависимости ребенка от компьютера». Конспект занятия с детьми «Вова и компьютер» ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ Участие педагога-психолога в профессиональных конкурсах Применение методики Д. Векслера в работе с учащимися Программа «Психология здоровья» для учащихся подросткового возраста общеобразовательных школ Развитие навыков сотрудничества у детей 10–12 лет 3
Стр.5
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА Аттестация педагогических работников в новейшей истории России П.В. Гулидов, эксперт «МЦФЭР Образование» В последние годы аттестация педагогических работников в России носит системный характер: в соответствии с действующим законодательством она проводится регулярно, является обязательной, охватывает всех работников образовательных организаций, которые занимаются педагогичеВПЕРВЫЕ АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ В СССР БЫЛА ЗАКОНОДАТЕЛЬНО УСТАНОВЛЕНА В 1936 Г. ЕЕ ПРОВОДИЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ (ОСОБЫЕ) АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГУ ПРИСВАИВАЛОСЬ ЗВАНИЕ ской деятельностью. Сама процедура аттестации четко регламентирована. Между тем такая ситуация сущеУЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ, КОТОРОЕ ЯВЛЯЛОСЬ ПЕРСОНАЛЬНЫМ И ПОЖИЗНЕННЫМ ствовала в нашей стране не всегда. Так, в середине прошлого века в СССР (в состав которого входила и территория современной России) аттестация педагогических работников проводилась лишь в отношении отдельных лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, – преимущественно работников высших учебных заведений и ученых. 1970-е гг. В 1970-е гг. советское государство обратило внимание на учителей общеобразовательных школ, поскольку именно от их квалификации и педагогического таланта зависело правильное (с точки зрения советской идеологии) обучение и воспитание подрастающего поколения. В результате постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.06.1972 № 463 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразова4
Стр.6
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА тельной школы» была введена систематическая аттестация учителей. Цитирую документ: «Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют: <…> Для стимулирования постоянного роста квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы преподавательских кадров ввести систематическую аттестацию учителей общеобразовательных школ. Учредить при министерствах просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевых, областных, Московском и Ленинградском городских отделах народного образования аттестационные комиссии. Наиболее отличившимся учителям по результатам аттестации присваивать звание “старший учитель” и “учитель-методист”. Министерству просвещения СССР совместно с ВЦСПС и Советами Министров союзных республик в течение 1972 года разработать и внести в Совет Министров СССР предложения об аттестационных комиссиях, порядке присвоения званий и мерах морального поощрения работы учителей». Сам порядок проведения аттестации учителей был установлен постановлением Совмина СССР от 16.04.1974 № 273 «Об аттестации учителей общеобразовательных школ». Согласно данному документу аттестация учителей проводилась один раз в пять лет. Аттестационные комиссии создавались при министерствах просвещения (народного образования) союзных (не имеющих областного деления) и автономных республик, краевых, областных, городских (Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик) отделах народного образования. Персональный состав комиссий ут«ЦЕЛЕСООБРАЗНО, ЧТОБЫ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ ПО ВОПРОСАМ УВОЛЬНЕНИЯ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМУЛИРОВКИ ПРИЧИН УВОЛЬНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ПРИЗНАННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ АТТЕСТАЦИИ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ, РАССМАТРИВАЛИСЬ ВЫШЕСТОЯЩИМИ В ПОРЯДКЕ ПОДЧИНЕННОСТИ ОРГАНАМИ». П. 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВМИНА СССР ОТ 16.04.1974 № 273 «ОБ АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ» верждался руководителями указанных органов народного образования. В них входили также представители партийных, профсоюзных и комсомольских органов. Комиссии рассматривали аттестационные материалы на учителей общеобразовательных школ независимо от их ведомственной подчиненности, определяли соответствие аттестуемых лиц 5
Стр.7
7, 2014 занимаемым должностям, давали оценку их деятельности, вносили в установленном порядке предложения о присвоении лучшим учителям званий «старший учитель» и «учитель-методист», а также о лишении этих званий. Решения по результатам аттестации в отношении каждого работника (поощрение, перевод на другую работу, освобождение от занимаемой должности и др.) принимались руководителями соответствующих органов народного образования с соблюдением действующего на тот момент трудового законо - дательства. Кроме того, допускалась досрочная аттестация учителей, которые не справлялись со своими обязанностями и не повышали свою квалификацию. 1980-е гг. Спустя десятилетие постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 12.04.1984 № 318 «О повышении заработной платы учителей и других работников народного образования» была установлена аттестация для воспитателей и старших пионерских вожатых. Данным документом было предписано присваивать по результатам аттестации воспитателям общеобразовательных школ, школинтернатов и детских домов всех типов и наименований, профессионально-технических учебных заведений, детских дошкольных учреждений звание воспитателя-методиста. При этом Минпросу СССР, Минвузу СССР и Госпрофобру СССР было поручено определить совместно с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС порядок проведения аттестации указанных работников. Впоследствии письмом Минпроса СССР от 12.05.1985 № 26-М/42 были направлены Рекомендации-разъяснения по аттестации учителей, воспитателей, старших пионервожатых общеобразовательных школ, школ-интернатов и детских домов, воспитателей детских дошкольных учреждений (далее – Рекомендации-разъяснения по аттестации учителей, воспитателей, старших пионервожатых общеобразовательных школ). В соответствии с ними аттестации подлежали: • учителя, воспитатели, старшие пионервожатые (по должности) начальных, девятилетних (восьмилетних), средних общеобразовательных школ и школинтернатов всех типов и наименований (школ с продленным днем, вечерних (сменных) средних школ, школ с очно-заочной формой обучения, заочных 6
Стр.8
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА школ, средних школ с углубленным изучением отдельных предметов, школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, школ для детей с недостатками умственного и физического развития, школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, санаторно-лесных школ, школ при детских домах и др.); • воспитатели интернатов при сельских общеобразовательных школах; • воспитатели и старшие пионервожатые детских домов всех типов и наименований; • воспитатели детских дошкольных учреждений независимо от их ведомственной подчиненности. В то же время документ предусматОт аттестации освобождаются: учителя, воспитатели, старшие пионервожатые, находящиеся на длительном излечении; в течение первых трех лет работы учителя, воспитатели, старшие пионервожатые, окончившие заочно высшие и средние специальные учебные заведения и ранее не работавшие в учебно-воспитательных учреждениях; педагогические работники – совместители. П. 3 Рекомендаций-разъяснений по аттестации учителей, воспитателей, старших пионервожатых общеобразовательных школ ривал несколько категорий педагогических работников, которые освобождались от прохождения обязательной аттестации. Аттестация учителей, воспитателей, старших пионервожатых проводилась аттестационными комиссиями, создаваемыми при министерствах просвещения союзных (не имеющих областного деления) и автономных республик, главных управлениях (управлениях) народного образования, краевых, областных, городских (столицах союзных республик) отделах народного образования. В связи с введением аттестации воспитателей и старших пионервожатых в состав аттестационных комиссий дополнительно включались руководители детских домов, детских дошкольных учреждений, лучшие воспитатели, старшие пионервожатые, представители министерств и ведомств, в подчинении которых находились школы-интернаты, детские дома всех типов и на именований, детские дошкольные учреждения. В необходимых случаях для дополнительного выяснения вопросов по оценке деятельности аттестуемых при аттестационной комиссии создавалась экспертная группа из числа методистов, инспекторов, работников педагогических учебных заведений и других специалистов. Состав экспертной группы утверждался решением аттестационной комиссии. 7
Стр.9