Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Школа

Справочник педагога-психолога. Школа №6 2014 (162,25 руб.)

0   0
Страниц84
ID313023
АннотацияПсихокоррекционная и развивающая работа, рекомендации по планированию, организации и координации деятельности педагога-психолога в школе, а также новые методики и программы по всем направлениям психолого-педагогической работы с трудными детьми – об этом и многом другом читайте на страницах журнала.
Справочник педагога-психолога. Школа .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №6 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313023 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.menobr.ru 6, 2014 Участие педагогапсихолога в комиссии по урегулированию споров Организация психологопедагогической деятельности в летнем профильном лагере Возможности коррекционноразвивающей работы с ребенком с ЗПР Особый ребенок: аутист ШКОЛА Быть лучшим просто с комплектом «Образцовая школа. <...> «Справочник заместителя директора школы» Организация учебной и научно-методической работы «Справочник педагога-психолога. <...> Школа» Сопровождение образовательного процесса «Справочник классного руководителя» Организация и контроль воспитательной работы в школе «Управление начальной школой» Организация учебного процесса в соответствии с новым образовательным стандартом Оформите подписку на комплект В редакции. <...> : 8 (495) 937-9082, 937-9080; e-mail: ap@mcfr.ru; интернет-магазин: www.proflit.ru 6, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» Межанский М.А. <...> МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. <...> Участие педагога-психолога в комиссии по урегулированию споров Формы работы педагога-психолога при решении конфликтных ситуаций. <...> Работа с конфликтными ситуациями, повлекшими за собой психологическую травму. <...> Некоторые аспекты деятельности педагога-психолога в роли медиатора. <...> Лист рефлексии конфликта РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Рудякова О.Н. <...> 17 План работы педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере Организация психолого-педагогической деятельности в профильном лагере «Волгари». <...> Направления работы, приемы и методы, целевая аудитория, сотрудничество ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Пашнина М.Г., Чистякова Т.А. <...> 24 Психодиагностическое обеспечение образовательного процесса в условиях профильной школы Диагностические методики для исследования профессиональной направленности личности, структуры <...>
Справочник_педагога-психолога._Школа_№6_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Школа_№6_2014.pdf
6, 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Богданова Е.В. МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Голубева Т.Н. Художник Сайкова Н.В. Верстка Першина Н.Е. тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80821 (полугодовой) «Пресса России» – 44950 (полугодовой) «Почта России» – 12606 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Полтева Н.Ю. Кондрашова Ю.О. Владимирова А.С. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Отдел по работе с клиентами тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использованы фотографии Fotolia/PhotoXPress Свидетельство: ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 20.05.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6124. Заказ № 776. Дата выхода в свет 09.06.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия». 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13. © ЗАО «МЦФЭР», 2014 9 772221 507149 ISSN 2221-5077 06 Шатуха М.В. Брыкова Е.В. ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт ТН «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Бондарева С.К. – канд. пед. наук, профессор, ректор НОУ ВПО МПСУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент факультета психологии НОУ ВПО МПСУ Романова Е.С. – д-р психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ГОУ ВПО МГППУ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. каф. психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», г. Москва
Стр.3
6, 2014 СОДЕРЖАНИЕ АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА 4 Вечерин А.В., Бодякина Т.П. Участие педагога-психолога в комиссии по урегулированию споров Формы работы педагога-психолога при решении конфликтных ситуаций. Экспертный анализ социально-психологической ситуации. Работа с конфликтными ситуациями, повлекшими за собой психологическую травму. Некоторые аспекты деятельности педагога-психолога в роли медиатора. Лист рефлексии конфликта РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Рудякова О.Н. 17 План работы педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере Организация психолого-педагогической деятельности в профильном лагере «Волгари». Содержание программы. Направления работы, приемы и методы, целевая аудитория, сотрудничество ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Пашнина М.Г., Чистякова Т.А. 24 Психодиагностическое обеспечение образовательного процесса в условиях профильной школы Диагностические методики для исследования профессиональной направленности личности, структуры интеллекта, особенностей познавательной сферы, личностных особенностей, влияющих на освоение той или иной сферы деятельности, и т. д. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Кучкарова Р.Р. 30 Особый ребенок: аутист Проблемы общения и социального взаимодействия. Трудности коммуникации. Сенсорная чувствительность. Интеллект и проблемы обучения. Рекомендации специалистам, работающим с аутичными детьми КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Львова А.Д. 40 2 Возможности коррекционно-развивающей работы с ребенком с ЗПР Из опыта начинающего педагога-психолога. История Пети В. (9 лет): запрос, анамнез, результаты первичной диагностики, содержание работы
Стр.4
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА Калинина И.В. 53 Психологическое сопровождение подростка в кризисной ситуации Понятие кризисной ситуации. Базовые личностные компетенции подростка, программа мероприятий, направленных на их формирование, влияние на появление кризисных ситуаций. Конспект тренинга для подростков «По жизни с позитивом» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ Николаева Е.П. 63 72 Чем заняться в плохую погоду Перечень игр, викторин, затей для проведения совместного досуга с детьми Устинова Н.В. Трудности адаптации ребенка к обучению в первом классе Тезисы к выступлению на родительском собрании: уровни адаптации детей к школе, проявления школьной дезадаптации у младших школьников, проблемы ребенка в первый год обучения. Памятка для родителей «Как избежать серьезных срывов и болезней в первый год обучения» НА ЗАМЕТКУ Рекомендуем прочитать, посмотреть, приобрести Информацию о книгах, фильмах, товарах см. на с. 78 ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ Способы выявления индивидуальноличностных особенностей учащихся для набора в профильные классы Профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Психолого-педагогические мероприятия по реализации полового воспитания школьников Психологическая подготовка волонтеров для социально-психологической работы 3
Стр.5
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА В связи с появлением нового правового института – комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений – функционал педагога-психолога школы расширяется. Ведь в большинстве случаев, когда поднимается вопрос о составе комиссии, в нее включают педагога-психолога. К сожалению, специалист не всегда четко представляет свою профессиональную роль в рамках данного процесса, возможные варианты своего участия в решении конфликтной ситуации. Участие педагога-психолога в комиссии по урегулированию споров А.В. Вечерин, канд. психол. наук, ст. преподаватель НИУ ВШЭ, педагог-психолог, Москва Т.П. Бодякина, канд. ист. наук, руководитель объединенной редакции «Образование» издательского дома МЦФЭР, юрист-эксперт электронной системы «Образование» Законодательство о создании комиссии Изменение правового регулирования отношений в сфере образования и принятие нового базового закона, устанавливающего принципы государственной политики в этой области, направлены на обеспечение права человека на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, создание системы образования, способной адаптироваться к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам конкретного человека (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Закон № 273). Законом № 273 устанавливается возможность выбора учащимися и родителями, которые являются их за4
Стр.6
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА конными представителями, форм получения образования; форм обучения; организации, осуществляющей образовательную деятельность; направленности образования в пределах, предоставленных системой образования. В свою очередь, образовательная организация обладает автономией, а ее педагогические работники – свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, правом на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. Таким образом, новые нормативные положения создают предпосылки для достижения баланса интересов всех участников образовательных отношений при одновременном соблюдении конституционных гарантий получения качественного, бесплатного и общедоступного общего образования. В связи с этим в настоящий момент можно проследить две осСОГЛАСОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ШКОЛЫ С КОЛЛЕГИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И ОРГАНАМИ САМОУПРАВЛЕНИЯ, В КОТОРЫЕ ВХОДЯТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ, НАПРАВЛЕНО НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ГАРМОНИЗАЦИЮ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ, УЧАЩИМИСЯ И РОДИТЕЛЯМИ новные тенденции в развитии отношений между образовательной организацией, учащимися, родителями и государством: во-первых, увеличивается объем договорных отношений в сфере образования; во-вторых, ширится участие коллегиальных органов управления и самоуправления в управлении образовательной организацией. Согласно Закону № 273 в целях учета мнения учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, а также педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии ею локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы учащихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся или иные органы (далее – советы учащихся, советы родителей), действуют профессиональные союзы учащихся и (или) работников образовательной организации (далее – представительные органы учащихся, представительные органы работников) (ч. 6 ст. 26 Закона № 273). Согласование локальных актов школы с коллегиальными органами и органами самоуправления, в которые входят представители родительской общественности, направлено на повышение их 5
Стр.7
6, 2014 легитимности в глазах участников образовательных отношений, на предотвращение конфликтов и гармонизацию отношений между администрацией, учащимися и родителями. Однако избежать конфликтов при организации и осуществлении образовательного процесса достаточно сложно. Администрация и родители пока только учатся решать возникающие вопросы путем мирных переговоров. Для этого необходимо как обладание навыками коммуникации, так и становление практики переговорного процесса. Следует отметить, что в переговорном процессе заинтересованы не только школа, которая таким образом предотвращает поступление родительских жалоб в надзорные органы и соответствующие проверки; не только родители, которые вынуждены эти жалобы писать, тратить время на внеплановое посещение школы и различных инстанций; но и сами надзорные органы, которым при значительной загруженности делами об опасных правонарушениях часто приходится реагировать на межличностные конфликты бытового уровня. В этой связи в Законе № 273 появилась комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Эта комиссия создается в целях урегулирования разногласий ОБРАТИТЬСЯ В КОМИССИЮ МОГУТ ВСЕ УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, НО СПЕЦИАЛЬНО И НЕОДНОКРАТНО ЭТО ПРАВО ФИКСИРУЕТСЯ В ЗАКОНЕ В ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к учащимся дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 45 Закона № 273). Таким образом, указанная комиссия может разбирать «традиционные» жалобы родителей и учащихся на предмет предвзятого оценивания ученика преподавателем; невнимательного отношения педагогического состава к ученику; неправомерного вынесения замечания или выговора; создания условий, препятствующих нормальному обучению ребенка, и иных вопросов, связанных с реализацией права на образование. Обратиться в комиссию могут все участники образовательных отношений, но специально и неоднократно это право фиксируется в отношении родителей и учащихся. Решение комиссии по урегулированию споров по поводу образовательных отношений является обязательным для всех участников таковых в организации, осуществля6
Стр.8
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА Формы работы педагога-психолога при решении конфликтных ситуаций: предварительный экспертный анализ социально-психологической ситуации; участие в работе комиссии по урегулированию споров в качестве медиатора; психологическое сопровождение участников конфликта: – в процессе работы комиссии; – во время реализации ее решений по разрешению конфликта. ющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Частью 3 ст. 45 Закона № 273 предуучастников комиссии, смотрен состав создаваемой из равного числа представителей совершеннолетних учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Порядок создания комиссии, организации ее работы, принятия и исполнения ею решений устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения совета учащихся, совета родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при наличии таковых). Таким образом, школа должна принять локальный нормативный акт – Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений – и уточнить в нем: • состав участников комиссии (количество и состав представителей учащихся, родителей, работников образовательной организации); • порядок формирования состава комиссии (выборы или назначение от совета родителей, совета учащихся, профсоюзной организации или педагогического совета, руководителем образовательной организации); • порядок работы комиссии (время, место, периодичность); • порядок принятия решений (голосованием или иначе); • порядок исполнения решений (контроль исполнения, иное). В состав комиссии по урегулированию споров зачастую включают педагога-психолога. К формам работы педагога-психолога можно отнести: предварительный экспертный анализ социально-психологической ситуации, участие в работе комиссии по урегулированию споров в качестве медиатора, психологическое сопровождение участников конфликта в процессе работы комиссии, а также во время реализации ее решений по разрешению конфликта. Профилактические формы работы в данной статье не описываются, т. к. комиссия по урегулированию споров создается после возникновения конфликтной ситуации. 7
Стр.9