Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник педагога-психолога. Школа

Справочник педагога-психолога. Школа №5 2014 (162,25 руб.)

0   0
Страниц84
ID313022
АннотацияПсихокоррекционная и развивающая работа, рекомендации по планированию, организации и координации деятельности педагога-психолога в школе, а также новые методики и программы по всем направлениям психолого-педагогической работы с трудными детьми – об этом и многом другом читайте на страницах журнала.
Справочник педагога-психолога. Школа .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №5 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313022 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.menobr.ru 5, 2014 Кодекс профессиональной этики педагогических работников Набор психодиагностических методик выявления одаренности Психологопедагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся Релаксационные занятия с педагогами для профилактики эмоционального выгорания ШКОЛА мая 9 C Днем Победы! <...> Реклама Началась подписка на II полугодие 2014 года Журнал «Справочник музыкального руководителя» В центре внимания во II полугодии 2014 года:  Интегративное решение задач музыкального воспитания в разных образовательных областях  Каталог подвижных народных игр для детей дошкольного возраста  Сказки и загадки «Музыкальный зоопарк» (слушание и исполнительство)  Тематические интегрированные занятия из цикла «Кукольный театр» и «Азбука»  Песенный цикл для детей 4–5 лет «Музыкальное путешествие по странам мира» ВЫГОДНО! <...> МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Директор по развитию образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Макарова С.М. <...> Кодекс профессиональной этики педагогических работников Особые академические права и свободы, обязанности и запреты педагогов в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». <...> Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Головня М.П. <...> 14 Набор психодиагностических методик выявления одаренности Определение психологического профиля одаренного ребенка. <...> Идеальная среда для одаренного ребенка КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Фокина М.В. <...> 27 41 Программа саморазвития как методический инструмент деятельности педагога-психолога Структура и содержание программы. <...> Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки. <...> Предпрофильная <...>
Справочник_педагога-психолога._Школа_№5_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Школа_№5_2014.pdf
5, 2014 ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Богданова Е.В. МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Директор по развитию образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Макарова С.М. Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Голубева Т.Н. Художник Сайкова Н.В. Верстка Першина Н.Е. тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80821 (полугодовой) «Пресса России» – 44950 (полугодовой) «Почта России» – 12606 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Размещение рекламы Владимирова А.С. Полтева Н.Ю. тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Отдел по работе с клиентами тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использованы фотографии Fotolia/PhotoXPress Свидетельство: ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 18.04.2014. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6016. Заказ К-570 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия». 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13. © ЗАО «МЦФЭР», 2014 9 772221 507149 ISSN 2221-5077 05 Шатуха М.В. Родионова А.А. ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт ТН «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Бондарева С.К. – канд. пед. наук, профессор, ректор НОУ ВПО МПСУ Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент факультета психологии НОУ ВПО МПСУ Романова Е.С. – д-р психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ГОУ ВПО МГППУ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. каф. психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», г. Москва
Стр.3
5, 2014 СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 4 Вавилов А.В. Кодекс профессиональной этики педагогических работников Особые академические права и свободы, обязанности и запреты педагогов в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Головня М.П. 14 Набор психодиагностических методик выявления одаренности Определение психологического профиля одаренного ребенка. Диагностика особенностей когнитивной сферы, интеллектуальной одаренности. Выявление творческого потенциала. Исследование социальных условий развития одаренности КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Кулагина И.Ю. 21 Школьные проблемы одаренных детей Проблемы, связанные с проявлениями творческого начала. Как воспитывать и обучать «трудных» одаренных детей. Основные принципы оценки одаренных детей. Идеальная среда для одаренного ребенка КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Фокина М.В. 27 41 Программа саморазвития как методический инструмент деятельности педагога-психолога Структура и содержание программы. Образец договора участника программы с педагогом-психологом. Образец памятки к работе над собой. Лист заданий Чистякова Т.А. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки. Предпрофильная подготовка учащихся 8–9-х классов: ориентационный курс «Профессиональное самоопределение», общеразвивающий курс «Основы конструктивного общения». Профильная подготовка учащихся 10–11-х классов: элективный курс «Психология общения», «Девушки и профессиональная карьера», «Навыки делового общения», «Как стать успешным» 2
Стр.4
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА Шалагинова К.С. 49 61 Работа по повышению стрессоустойчивости с учащимися 7–8-х классов Особенности проявления стресса в подростковом возрасте – данные диагностического исследования. Тематическое содержание программы «Повышение стрессоустойчивости в подростковом возрасте». Результаты реализации программы. Примеры упражнений и игр на повышение стрессоустойчивости Кремлякова А.Ю. Релаксационные занятия с педагогами для профилактики эмоционального выгорания Групповые занятия на развитие веры в себя и способности управлять своей жизнью; на снятие эмоционального и физического напряжения, ослабление проявлений утомления, создание ресурсного состояния с помощью детских воспоминаний. Конспекты занятий «Я – капитан», «Новый год», «Маленький дворик» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ 73 77 Изучение мотивации обучения и нацеленности школьников на получение среднего общего образования Мавлиева А.М. Тренинг с подростками «Противодействие коррупции» Конспект тренинга ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, посещающих летний оздоровительный лагерь Психодиагностическое обеспечение образовательного процесса в условиях профильной школы 3
Стр.5
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ В настоящее время на этапе модернизации системы образования актуальным становится введение кодекса профессиональной этики педагогических работников, т. к. современный педагог во многом отличается от педагога прошлых лет не только профессиональными качествами, но и сформированной системой моральных и нравственных норм. Кодекс будет основой для формирования взаимоотношений в системе образования, в том числе и благоприятного морально-психологического климата в образовательной организации. Кодекс профессиональной этики педагогических работников А.В. Вавилов, ст. науч. сотрудник Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики Помимо квалификации, качество преподавательской и воспитательной работы педагогических работников образовательной организации во многом зависит от их авторитета среди обучающихся, позитивного отношения к ним других работников, родителей обучающихся, представителей местного сообщества, а также в целом от рабочей обстановки в коллективе. На эти обстоятельства неоднократно указывалось в Положение учителей должно соответствовать потребностям в образовании, определяемым его целями и задачами. Для полного достижения этих целей и задач чрезвычайно важно, чтобы учителя имели соответствующий статус и чтобы их профессия была окружена общественным уважением, которого она заслуживает. П. 5 Рекомендации «О положении учителей» международных документах, так или иначе касающихся статуса педагогического работника. Одним из них является Рекомендация Международной организации труда (МОТ) и Организации Объединенных Наций по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) «О положении учителей» (далее – Рекомендация «О положении учителей»). Она была принята на специальной межправитель4
Стр.6
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ственной конференции 5 октября 1966 г. в Париже, а в настоящее время рассматривается как комплекс положений, направленных на повышение статуса учителей в интересах обеспечения качества образования. Согласно пп. 3, 7 Рекомендации «О положении учителей» с первых лет обучения образование должно иметь целью внедрение глубокого уважения к правам и основным свободам человека. Большое значение следует придавать вкладу, который образование призвано вносить в дело мира и взаимопонимания, терпимости и дружбы между народами, расовыми или религиозными группами. Все аспекты подготовки и работы учителей должны быть свободны от какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национального или социального происхождения и экономического положения. Педагогическую деятельность – говорится в п. 6 Рекомендации «О положении учителей» – следует считать высококвалифицированной профессией, имеющей значение для всего общества и требующей от учителей глубоких знаний и особого мастерства, приобретенных и поддерживаемых в результате систематического и непрерывного образования. Она обязывает также иметь чувство личной и коллективной ответственности за образование учащихся и за обеспечение им наиболее благоприятных условий в учебных заведениях. Один из разделов Рекомендации «О положении учителей» посвящен правам и обязанностям педагогических работников (под «учителем» в документе понимаются все лица, которые занимаются обучением и воспитанием учащихся в школах). Согласно этому разделу в их обязанности входит разработка кодекса этики или кодекса поведения учителя, поскольку «такие кодексы вносят значительный вклад в обеспечение престижа профессии учителя и выполнение профессионального долга в соответствии с согласованными принципами». Некоторые правила поведения педагогических работников закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). В соответствии со ст. 47 данного нормативного акта педагогические работники пользуются особыми академическими правами и свободами: 5
Стр.7
5, 2014 • свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; • свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; • право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой в порядке, установленном законодательством об образовании; • право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; • право на участие в управлении образовательной организацией, в т. ч. в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом организации; • право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников и др. Указанные права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства РФ, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность. В ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. При этом педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для: • политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них; • разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; • агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в т. ч. посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов; • побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. 6
Стр.8
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Юридическая ответственность педагогических работников ЕСЛИ НРАВСТВЕННОЕ ИЛИ ЭТИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ К ПЕДАГОГУ КОНКРЕТНО СФОРМУЛИРОВАНО И ПРОПИСАНО В ЛОКАЛЬНОМ НОРМАТИВНОМ АКТЕ, ТО ДЕЮРЕ ОНО СТАНОВИТСЯ НОРМОЙ, ЗА НАРУШЕНИЕ КОТОРОЙ МОЖЕТ ПОСЛЕДОВАТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. за нарушение правовых, нравственных, этических норм напрямую законодательством не предусмотрена. Однако любая организация, имеющая статус юридического лица, вправе принимать локальные нормативные акты, юридически обязательные для ее работников. Таким актом может быть, например, нальной этики педагогических работников. Следует учитывать, что этическая норма, не указанная в нормативном правовом акте, не является обязательной к исполнению в образовательной организации. Соответственно ее нарушение не может повлечь за собой правовых последствий (выговор, увольнение и др.). Максимум, что грозит нарушителю, – морально-этическое осуждение окружающих. К примеру, появление учителя на работе в одежде или с прической, неуместной для выполнения профессиональной педагогической функции, не является основанием для объявления выговора, если это действие прямо и явно не нарушает «букву» предписанной в локальном акте нормы. Суды придерживаются, как правило, таких же требований: надо доказать, что нарушена именно норма права, и прежде всего исходя из ее буквального толкования. Вот типичное требование судьи к ответчику (образовательной организации): «Представьте правовой документ, в котором написано, что истцу (учителю) прямо запрещено это делать». Этический кодекс поведения в данном случае не будет принят во внимание. В начале февраля 2014 г. Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России подготовил Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и направил его (вместе с Рекомендациями по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом) письмом от 06.02.2014 № 09-148 руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования. 7 кодекс профессио
Стр.9