Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645832)
Контекстум
Управление начальной школой

Управление начальной школой №5 2015 (258,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID312986
АннотацияПрофессиональное издание для руководителей общеобразовательных организаций, кураторов и педагогов начальных классов, администраторов школ и методистов. Контроль и оптимизация учебного процесса, повышение квалификации педагогов. Правильное ведение документации.
Управление начальной школой .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №5 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312986 (дата обращения: 19.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Введение стандартов для обучающихся с ОВЗ Экспертиза ООП начального общего образования Оценка результатов внеурочной деятельности учащихся Библиотечный урок в начальной школе Праздник окончания первого класса Открыта подписка на II полугодие 2015 года Журнал «Управление начальной школой» Подпишитесь в редакции всего за 1551 руб. <...> МАЙ/2015 №5 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Глаголева Ю.И. – заведующая кафедрой начального образования ГБОУ ДПО (ПК) «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора АНО Школа «Президент» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ «Центр образования № 548 “Царицыно”», г. Москва Служба клиентской поддержки Тел. <...> 1 Сайт: www. chpd.ru, e-mail: salеs@chpd.ru, тел./факс: 8 (496) 726-54-10 © ЗАО «МЦФЭР <...>
Управление_начальной_школой_№5_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Управление_начальной_школой_№5_2015.pdf
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. Заместитель генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В. МАЙ/2015 №5 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Глаголева Ю.И. – заведующая кафедрой начального образования ГБОУ ДПО (ПК) «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора АНО Школа «Президент» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ «Центр образования № 548 “Царицыно”», г. Москва Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 933-63-22, 937-90-82 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 47670, 47671*; «Почта России» – 84191, 84200; «Пресса России» – 88242, 88243 * Полугодовой и годовой. www.menobr.ru www.proflit.ru Издательский дом МЦФЭР Директор – Гирихиди В.П. Главный редактор – Богданова Е.В. МЦФЭР Образование Коммерческий директор – Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора – Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов – Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор – Бодякина Т.П. tbodjakina@mcfr.ru Шеф-редактор – Медведева Ю.В. ymedvedeva@mcfr.ru Ответственный редактор – Савиных Г.П. gsavinykh@mcfr.ru Выпускающий редактор – Ткачева Н.И. ntkacheva@mcfr.ru Художник – Бизянова М.Е. Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В. Дизайн-макет – Терещенков Д.А. Верстка – Соболев В.Ю. Секретарь – Шатуха М.В. mshatuha@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru Отдел продвижения Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О. Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю. Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С. Размещение рекламы Руководитель – Синицина Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745 nsinitsina@mcfr.ru Ведущий менеджер – Романенко Е.А. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710 eromanenko@mcfr.ru Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 01.04.2015. Дата выхода в свет 17.04.2015. Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 7014. Заказ № 1519 ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор» 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1 Сайт: www. chpd.ru, e-mail: salеs@chpd.ru, тел./факс: 8 (496) 726-54-10 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 ISSN 2071-2251 05 9 772071 225156
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Инновации и перемены 4 ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Интервью с Л.П. Фальковской, нач. отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, по вопросам, связанным с введением федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и федерального государственного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) . Конобеева Т.А., Чекалина А.А. 12 Самооценка ООП начального общего образования: на что следует обратить внимание? Результаты выборочного анализа ООП начального общего образования школ г. Москвы: количественный и качественный анализ. Упущения нормативного плана в действующих ООП НОО; издержки в структуре ООП НОО; типичные нарушения в содержании подпрограмм ООП НОО. Рекомендации для разработчиков ООП НОО в связи с обновлением ФГОС НОО. Фоменко И.А. 17 Экспертиза ООП начального общего образования Подходы к внутренней экспертизе ООП НОО. Пути коррекции ООП НОО. Объективные причины недоработок ООП НОО. Сущность и цели внутренней экспертизы. Содержание экспертизы ООП НОО на предмет соответствия ФГОС НОО. Примерная ООП НОО. Возможности и направления спецификации ООП НОО, ее роль в управлении качеством образования. Схема внутренней экспертизы. Организация учебного процесса Сабельникова С.И. 25 Библиотечный урок в начальной школе Цели библиотечных уроков в начальной школе. Педагогические эффекты и развивающий потенциал библиотечных уроков. Интеграция библиотечных уроков в воспитательную систему школы. Роль библиотечных уроков в формировании ИКТ-компетентности учащихся. Положение о библиотечном уроке. Решение учебных проблем младших школьников Казанцева И.В., Волкова А.Б., Паздникова Н.М. 30 О формировании оценочной самостоятельности младших школьников Условия обучения младших школьников оценочной деятельности. Оценочные карты и алгоритмы самооценки. Самооценка в составе рефлексивных УУД учащихся. Роль участников образовательных отношений в формировании оценочной самостоятельности младших школьников.
Стр.4
Контроль и оценка результатов обучения Савиных Г.П. 37 Оценка результатов внеурочной деятельности учащихся Трудности оценочной практики в части внеурочной деятельности и дополнительного образования. Понятие внеурочной деятельности. Цели оценки результатов внеурочной деятельности. Методы оценки. Система оцениваемых результатов. Организация оценки. Учет оценочных данных. Технология портфолио. Методическая мастерская Якушкина А.А. 47 Информационноаналитическое обеспечение оценочной деятельности педагога Содержание информационно-аналитических работ. Подготовка критериально-параметрической базы оценивания. Интерпретация и представление оценочной и аналитической информации. Связь с трудовыми функциями педагога. Интеграция в ООП НОО. Роль персонального web-сайта педагога. Копилка современных форм воспитательной работы Запольская Е.Л., Карпова Л.Л., Новосад В.О., Бирюкова А.А. 58 Образовательное событие: от проекта к эффекту Понятие образовательного события. Образовательное событие как предмет проектирования. Содержание образовательных событий в рамках коллективного проекта «Улица без разделительной полосы». Алгоритм и перспективы проекта. Маншилина И.Г., Клебанова Ю.В. 72 «До свидания, первый класс!» Праздничное мероприятие для учащихся и их родителей. Сценарий праздника. Рекомендации к оформлению праздника. А также 70 Календарь знаменательных событий и памятных дат июня 79 Веселая переменка Развитие творческой активности учащихся Лукашева О.А. 64 «Служу Отечеству пером»: основы журналистики в системе духовнонравственного развития и воспитания учащихся Концепция образовательной программы «Служу Отечеству пером». Приемы и формы реализации программы. Организационные подходы. Продукты творческой деятельности учащихся. Вариант тематического планирования занятий по модулю программы «Я красивый мир творю». Праздник в начальной школе
Стр.5
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 5/2015 Инновации и перемены Инновации и перемены ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в декабре 2014 г. приказами Минобрнауки России № 1598 и № 1599 были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. О специфике их содержания нам рассказала Лариса Павловна Фальковская, нач. отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, канд. психол. наук. – Лариса Павловна, чем отличается федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)? – В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) могут быть разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) или специальные требования к организации образовательного процесса*. Минобрнауки России учитывало, что образовательные возможности и специфические потребности обучающихся с ОВЗ значительно варьируются в зависимости от ведущих нарушений развития и существует множество нюансов интеграции учащихся с ОВЗ в систему общего образования, связанных с необходимостью выравнивания стартовых возможностей получения образования. По этому для всех категорий обучающихся с ОВЗ, которые обозначены в ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ («глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»), требуется отдельный ФГОС начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» обязателен для реализации как в отдельных образовательных организациях (далее – ОО), осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам** (ранее специальные (коррекционные) * Пункт 6 ст. 11 гл. 2: «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования». 4 ** Пункт 5 ст. 79 гл. 11 Федерального закона № 273-ФЗ: «Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Стр.6
Инновации и перемены учреждения), так и в общеобразовательных организациях для разработки адаптированных образовательных программ конкретного учащегося с ОВЗ. ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям), утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599, охватывает весь период получения образования, потому что для этой категории обучающихся (с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), сложными и множественными нарушениями развития) не определены уровни образования, а учитываются их специ фические образовательные потребности. – Планируется ли дальнейшая разработка ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ? – В настоящее время в текст ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования вносятся специальные требования по организации образовательного процесса учащихся с ОВЗ. Например, учащийся с нарушением слуха может обучаться на уровне начального общего образования в ОО, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, а потом, если есть необходимость, перейти в общеобразовательную организацию. Внесение требований по организации образовательного процесса учащихся с ОВЗ в текст ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования обеспечивает максимальную вариативность выбора ОО. Разработка отдельных ФГОС основного общего и среднего общего образования для учащихся с ОВЗ не планируется. – Какие особенности образовательных программ предусмотрены ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)? – Структура ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обу чающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой две части: общие положения и таблицы для сопоставления разных вариантов разработки адаптированной основной образовательной программы (далее – АООП). Законодательной новеллой является вариативность программ. ФГОС начального общего образования для учащихся с ОВЗ предусматривает до четырех вариантов требований к структуре АООП применительно к каждой категории учащихся: • глухих; • слабослышащих и позднооглохших; • слепых; • слабовидящих; • с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР); • нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА); • задержкой психического развития (далее – ЗПР); • расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Для обучающихся слепых, глухих, имеющих НОДА и РАС, предусмотрены четыре варианта требований к структуре АООП. Вариант 1 предполагает, что обучающийся с ОВЗ «получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ОВЗ, в те же сроки обучения (1–4-е классы)»*. Вариант 2 предполагает, что обучающийся с ОВЗ «получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант <…> предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1–5-е классы)». Согласно варианту 3 учащийся с ОВЗ (слепой или глухой, имеющий легкую умственную отсталость), «получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговым достижением <…> сверстников, не имеющих дополнительных огра ничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант * Подробнее см.: требования к структуре АООП начального общего образования в приложениях 1–8 к ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. 5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 5/2015 Инновации и перемены предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1–5-е классы)». Вариант 4 предполагает, что учащийся с ОВЗ (например, слепой или глухой и имеющий умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость, а также тяжелые и множественные нарушения развития) «получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обу чения с содержанием и итоговыми достижениями <…> сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант <…> предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы)». Для слабовидящих, слабослышащих и позднооглохших учащихся предусмотрены три варианта АООП (соответствуют вариантам АООП 1–3 для слепых, глухих, имеющих НОДА и РАС обучающихся). Учащиеся с ТНР и ЗПР могут обучаться по двум вариантам АООП. Вариант 1 АООП для учащихся с ЗПР предполагает, что они получают образование, «полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1–4-е классы)». Вариант 1 АООП для учащихся с ТНР предполагает получение образования, «полностью соответствующего по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде, в те же сроки обучения. Срок освоения АООП начального общего образования составляет 4 года». Вариант 2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям образованию сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в пролонгированные календарные сроки (в т. ч. за счет введения первого дополнительного класса). Обучающийся с ТНР находится в среде сверстников, имеющих речевые нарушения и сходные 6 образовательные потребности, или в среде сверстников, не имеющих ОВЗ. Вариант 2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает психолого-педагогическую поддержку и усиленное внимание к формированию полноценных социальных (жизненных) компетенций. Кроме того, для обучающихся с ТНР и ЗПР по итогам дифференциальной диагностики с учетом динамики развития и результатов обу чения на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) могут быть предусмотрены переходы не только внутри вариантов образовательных программ для одной категории обучающихся с ОВЗ, но и варианты для другой категории, (например, для обучающихся с умственной отсталостью). ФГОС обучающихся с умственной отста лостью (интеллектуальными нарушениями) также предусматривает варианты* требований к АООП, которые определяются особыми образовательными потребностями, уровнем готовности учащегося к включению в образовательный процесс, необходимостью создания ОО условий для получения общего образования, предусмотренностью других форм государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) с точки зрения сформированности жизненно необходимых умений и навыков (жизненных) компетенций, а также готовности самостоятельно или с сопровождением находиться в большом социуме. Максимальная индивидуализация образования достигается за счет выбора варианта АООП. Рекомендации по выбору варианта АООП для обучающегося с ОВЗ будет предлагать психолого-медико-педагогическая комиссия ПМПК**. – С какого момента могут применяться ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)? – Приказами Минобрнауки России № 1598 и № 1599 установлен срок введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это 1 сентяб ря 2016 г. * Варианты 1 и 2 представлены в приложении к ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ** Пункт 5 ст. 42 гл. 4 Федерального закона № 273-ФЗ; п. 21 приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Стр.8
Инновации и перемены Появляется достаточно большой период подготовки ОО и региональных систем образования к введению ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это связано с тем, что такая четкая систематизация требований к содержанию и структуре АООП, к условиям и результатам ее реализации определяет достаточно большой объем предварительной подготовки. – Можно ли начать применять ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) до 1 сентября 2016 года? – Оба названных стандарта применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. В настоящее время можно начать осуществлять анализ готовности ОО к реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и методическую работу по подробному их изучению. – Зачем администрации ОО и педагогическому коллективу проектировать специальную индивидуальную программу развития обучающегося, если предусмотрена вариативность адаптированных программ? – Для реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) принципиально важна индивидуализация и вариативность образовательной деятельности учащегося. Впервые для обучающихся, имеющих сложные множественные нарушения развития, вариант реализации АООП предполагает разработку специальной индивидуальной программы развития (далее – СИПР) – абсолютно индивидуального учебного плана, который будет предусматривать совершенно иные образовательные результаты, отличные от образовательных результатов в традиционном понимании. Вариативность АООП заложена таким образом, что ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ предлагает вариант 4 (и частично вариант 3) АООП, которые предназначены для дифференциации ПМПК по специфике особых образовательных потребностей учащихся, в т. ч. для учащихся, имеющих множественные нарушения развития. Также построен вариант 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Максимальная индивидуализация достигается разработкой СИПР. Например, СИПР разрабатывается для учащихся, имеющих одновременно НОДА и тяжелые и множественные нарушения развития. Варьирование программ ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется, исходя из наличия множественных нарушений развития, т. е. не только нарушений развития интеллекта учащихся. Вариант 1 – вариант программ для учащихся с легкой степенью умственной отсталости, которые могут не иметь никаких других нарушений развития. Вариант 2 – это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость, либо для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР. При проектировании АООП и СИПР необходимо обратить внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких учащихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная от бытовых навыков самообслуживания. – В тексте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентирован практико-ориентированный характер образовательных результатов: они способствуют формированию представлений о компонентах окружающего мира, социально-бытовых навыках и т. п. Расскажите подробнее об этой группе образовательных результатов. – Впервые ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработан не столько с учетом реализации программ учебных предметов и формирования предметных компетенций, сколько с учетом последующей социализации учащихся (расширения жизненного опыта и социальных контактов в доступных для них пределах). Так, например, достижение предметных результатов в варианте 2 АООП предполагает в первую очередь достижение личностных образовательных результатов, жизненных компетенций. Для обучающихся по АООП варианта 2 ФГОС обучающихся с ум7
Стр.9