Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645832)
Контекстум
Управление начальной школой

Управление начальной школой №2 2015 (258,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID312983
АннотацияПрофессиональное издание для руководителей общеобразовательных организаций, кураторов и педагогов начальных классов, администраторов школ и методистов. Контроль и оптимизация учебного процесса, повышение квалификации педагогов. Правильное ведение документации.
Управление начальной школой .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №2 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312983 (дата обращения: 19.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Организация инклюзивного образования: подходы, содержание Планирование образовательных результатов учащихся Разработка части ООП, формируемой участниками образовательных отношений Игровые кейсы в воспитательной работе педагога Реклама Директ-папка «МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ», выпуск 2014 года «Реализация Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в разъяснениях и примерах» Принимаемые в развитие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые акты вызывают у руководителей образовательных организаций много вопросов и требуют дополнительных разъяснений. <...> ФЕВРАЛЬ/2015 №2 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Глаголева Ю.И. – заведующая кафедрой начального образования ГБОУ ДПО (ПК) «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского методического центра департамента образования города Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – профессор кафедры развития <...>
Управление_начальной_школой_№2_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Управление_начальной_школой_№2_2015.pdf
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. Заместитель генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В. ФЕВРАЛЬ/2015 №2 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Глаголева Ю.И. – заведующая кафедрой начального образования ГБОУ ДПО (ПК) «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского методического центра департамента образования города Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ «Центр образования № 548 “Царицыно”», г. Москва Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 933-63-22, 8 (495) 937-90-82 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 47670, 47671*; «Почта России» – 84191, 84200; «Пресса России» – 88242, 88243 * Полугодовой и годовой. www.menobr.ru www.proflit.ru Издательский дом МЦФЭР Директор – Гирихиди В.П. Главный редактор – Богданова Е.В. МЦФЭР Образование Коммерческий директор – Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора – Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов – Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор – Бодякина Т.П. tbodjakina@mcfr.ru Шеф-редактор – Медведева Ю.В. ymedvedeva@mcfr.ru Ответственный редактор – Савиных Г.П. gsavinykh@mcfr.ru Выпускающий редактор – Ткачева Н.И. ntkacheva@mcfr.ru Художник – Бизянова М.Е. Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В. Дизайн-макет – Терещенков Д.А. Верстка – Соболев В.Ю. Секретарь – Шатуха М.В. mshatuha@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru Отдел продвижения Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О. Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю. Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С. Размещение рекламы Руководитель – Синицина Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745 nsinitsina@mcfr.ru Ведущий менеджер – Романенко Е.А. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710 eromanenko@mcfr.ru Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 22.12.2014. Дата выхода в свет 16.01.2015. Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 6763. Заказ № 6484 ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор» 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1 Сайт: www. chpd.ru, e-mail: salеs@chpd.ru, тел./факс: 8 (496) 726-54-10 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 ISSN 2071-2251 02 9 772071 225156
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Инновации и перемены Вологжанина В.В., Бережных Е.В., Владыкина С.П. 4 Реальность инклюзии: необычный ребенок в обычной школе Нормативно-правовые аспекты инклюзивного образования. Социальная адаптация ребенка с ОВЗ в детском коллективе. Роль родителей в сопровождении адаптационного периода ребенка с ОВЗ. Средовые факторы инклюзивного образования. Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ. Социальные эффекты инклюзивного образования. Организация учебного процесса Бурдельная Ю.А. 13 Проектирование части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений Понятие части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, ее связь с социальным заказом. Сущность социального заказа в системе образования. Подходы к выявлению социального заказа. Распределение социального заказа по содержанию ООП. Пример планирования части, формируемой участниками образовательных отношений. Контроль и оценка результатов обучения Савиных Г.П. 20 Планирование образовательных результатов: приемы и рекомендации Компетентностный подход к планированию образовательных результатов. Требования к планированию образовательных результатов. Различия формулировок целей ООП и результатов ее освоения. Прием группировки в планировании образовательных результатов. Словесные конструкции и образцы формулировок образовательных результатов. Крупина С.И. 28 Оценка образовательных результатов учащихся сельской школы (на примере уроков окружающего мира) Оценка результатов ООП начального общего образования в условиях сельской школы. Интегративный подход к оцениванию образовательных результатов сельских школьников. Особенности оценочной деятельности в рамках преподавания окружающего мира. Воспитательный потенциал оценочной деятельности педагога. Примеры КИМ. Методическая мастерская Дресвянникова Е.Л. 32 Формируем индивидуальный стиль познавательной деятельности Индивидуальный стиль познавательной деятельности как фактор формирования УУД учащихся. Проявления стилевых различий в учебном процессе. Необходимые приемы работы с учащимися. Роль диагностики индивидуального познавательного стиля. Материалы для диагностики индивидуального познавательного стиля.
Стр.4
Документы Копилка современных форм воспитательной работы Лазарева Г.Н. 38 Игровые кейсы на тему вежливости Игра как часть воспитательной деятельности. Понятие игрового кейса. Сценарий внеурочного занятия с использованием игровых кейсов. Стихотворные сюжеты игровых кейсов. Ситуации для обсуждения с родителями. Адаптация детей к обучению Белозерова Н.Н. 43 «Социальные пробы» начинающих учеников: чем могут помочь взрослые? Роль адаптационного периода при поступлении в школу. Факторы адаптации. Ключевые направления адаптации. Взаимодействие с родителями по сопровождению адаптационного периода. Адаптирующие формы и методы работы. Примерная программа экскурсии для первоклассников. Открытый урок Быкова И.В. 51 «Моральный долг». Урок ОРКСЭ в 4-м классе Урок учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-м классе. 56 Концепция развития дополнительного образования детей Праздник в начальной школе Меренкова Ю.А. 64 «Прекрасным дамам: бабушкам, мамам и девочкам…» Сценарий праздничного мероприятия с участием родителей, посвященного Международному женскому дню. Стихотворные тексты для участников сценария. Мацько Г.Р. 72 Интеллектуальная игра «Да здравствуют девчонки!» Материалы для проведения праздничной игры для учащихся 4-х классов. Задания командам и болельщикам. Комментарий для организаторов игры. А также 62 Календарь знаменательных событий и памятных дат марта 80 Веселая переменка
Стр.5
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 2/2015 Инновации и перемены В.В. Вологжанина, канд. пед. наук, директор КОГОБУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка», г. Киров, Е.В. Бережных, учитель начальных классов КОГОБУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка», г. Киров, С.П. Владыкина, соучредитель Региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра», г. Киров Реальность инклюзии: необычный ребенок в обычной школе Понятие «дети с ограниченными возЭто полезно знать В 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов*. Согласно конвенционному определению инвалидность – это эволюционирующее понятие. Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушение здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, мешающими их полному и эффективному участию в жизни общества. можностями здоровья» (далее – ОВЗ) употребляется в педагогической литературе достаточно давно, но в последние годы сущность этого понятия активно переосмысляется. «Ограничения возможностей» начинают рассматривать не столько как физиологические или психические недостатки индивида, сколько как несформированность внешних условий (материальных, социокультурных и др.), должных обеспечить детям указанной группы возможность проживать полноценную жизнь. Складывается понимание того, что безбарьерная образовательная среда – это среда, где ребенок с ОВЗ не испытывает трудностей, имеет все условия для самореализации, нравственного и умственного развития, физического роста и социальной адаптации. Опыт создания именно такой среды состоялся в КОГОБУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» (далее – гимназия), когда в ней появился необычный ребенок. История необычного ребенка «Антон – четвертый ребенок в семье, появился на свет с родовой травмой и на месяц раньше срока. В полтора года ему поставили диагноз – детский церебральный паралич (ДЦП). Мы много лечились и занимались: книжки и развивающие игры, занятия со специалистами, лечебная верховая езда. В четыре года наш сын начал ходить самостоятельно. 4 * Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов». – Примеч. ред.
Стр.6
Инновации и перемены Это полезно знать Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 27 ст. 2 гл. 1). Именно с этого возраста он стал посещать детский сад комбинированного вида №159 г. Кирова. Мы до сих пор с большой благодарностью вспоминаем воспитателей, логопедов и педагогов специализированной разновозрастной группы «Галчата», где Антон получил первый опыт социальной адаптации, совершал первые шаги в мир знаний, сделал первые успехи. Мы смогли поверить в ребенка, в себя, в наши силы. В шесть с половиной лет Антон перешагнул порог Вятской гуманитарной гимназии, поступив в «Школу развития». Маленький мальчик в гимназической форме неустойчивой походкой гордо и с большим удовольствием ходил по гимназии, и с ним уважительно здоровались и заинтересованно беседовали и педагоги, и обслуживающий персонал. Старшеклассники приглядывались к нему с первого дня его появления, а друзья и приятели старшего брата при встрече жали Антону руку. Казалось, гимназия приняла его сразу. Не было косых взглядов, был интерес! И это обнадеживало! Учеба – это тяжелый труд, а ДЦП хотя и средней тяжести, это все же ДЦП. (Родители Антона: Светлана и Станислав В.) Поступление Антона в гимназию не было неожиданностью, потому что в гимназии учились два брата и сестра Антона. Другой школы не хотел ни он, ни его родители, тем более что в гимназии работает мама Антона. Зачислению в первый класс предшествовали полтора года в «Школе развития». Было непросто. Антону с трудом давалось обучение письму, потому что «не слушались» руки, буквы «не попадали в клеточки». Но семейная закалка Антона его выручала: он легко вписался в детский коллектив, ему очень нравилось быть в классе вместе с другими ребятами. Постепенно он привык к другой обстановке и к своей первой учительнице. Руку разработали, Антон научился ориентироваться в тетради. Каждый день он открывал для себя новое и интересное. Сегодня Антон – ученик четвертого класса, и все эти годы педагоги, работающие с Антоном, не переставали рассуждать: инклюзия – это адаптация? Интеграция? Каковы механизмы инклюзии и что конкретно зависит от педагога? Случайность или закономерность, что ребенок с инвалидностью, с проблемами опорно-двигательного аппарата, но с сохранным интеллектом осваивает образовательную программу в инновационном образовательном учреждении? Немного статистики Приведем несколько фактов. В образовательных организациях Кировской области обучается около двух тысяч детей-инвалидов. По данным департамента образования Кировской области в 2013/14 уч. г. действовало 34 специальных (коррекционных) школы, школы-интерната I–VIII вида, в которых обучалось более 4 тыс. детей. Также в 208 специальных (коррекционных) классах IV, V, VII и VIII вида общеобразовательных школ обучалось еще более 2 тыс. детей. Количество детей, выведенных на домашнее обучение, составило 797 человек, в т. ч. в центре дистанционного образования детей обучается в 2013/2014 уч. г. 5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 2/2015 Инновации и перемены 215 детей-инвалидов из 40 районов области (в 2012/13 уч. г. – 180 детей-инвалидов). Около тысячи детей-инвалидов в Кировской области обучались по программе общеобразовательной школы в обычном классе совместно со здоровыми сверстниками. Глядя на такую статистику, обучение Антона в гимназии скорее все-таки исключение. Но вместе с тем именно гимназической среде, ее духу, ментальности коллектива, профессионализму педагогов и методичности тьютора оказалось под силу сделать маленькое чудо: Антон стал полноценным учеником. Он успешно справляется с гимназической программой, терпеливо преодолевает трудности, связанные с высоким темпом занятий, старается не отставать от одноклассников, активно участвует в предметных конкурсах и олимпиадах, выполняет учебные исследования. Средовые факторы инклюзии Немалое достижение всех, что Антон проводит большую общественную работу в классе. Он инициативен, проявляет лидерские качества, способен заинтересовать одноклассников своей идеей. Незаметно для себя Антон стал ключевой фигурой в классе, вокруг него выстроилась большая работа по воспитанию в детях милосердия и дружелюбного отношения к людям с ОВЗ. Это важно для Антона, но в еще большей степени – для его обычно развивающихся сверстников. Общаясь с Антоном, помогая ему, ребята учатся толерантности. С первого класса проводились «Уроки доброты», на которых детям рассказывали о людях с ограниченными возможностями, об особых детях. Составляя «список добрых дел», ребята обязательно планировали дарить игрушки детям из детского дома и общаться с ними. Каждый год наш класс, где учится Антон, принимал участие в благотворительной акции «Рождественские подарки – детям», которую курирует фонд «Содружество». Социализация ребенка с ОВЗ По инициативе Антона класс стал постоянным участником мероприятий и проектов региональной общественной организации родителей детей-инвалидов (далее – РООРДИ) «Дорогою добра», лауреатом Регионального фестиваля детского творчества «Солнечный лучик» для детей с ОВЗ в 2012–2014 гг. Вместе с Антоном одноклассники с большим интересом снимались для социального ролика и социального плаката «Мы хотим учиться вместе!», который более двух лет регулярно показывали по кировским телеканалам. Единодушно ребята поддержали и идею Антона реализовать в гимназии 6 проект «Давай дружить!», в котором Антон решил помочь детям с инвалидностью найти себе друзей. Он проводит в классах гимназии встречи с ребятами с ОВЗ. С презентацией своего проекта Антон выступил в 1–3-х классах гимназии, не испугался и выступления перед второклассниками соседней школы. В конце прошлого учебного года одноклассники Антона подготовили две сказки по правилам дорожного движения и пожарной безопасности и показали их детям с ОВЗ из детского садика «Дельфинчик», который в свое время посещал Антон. Еще в рамках своего проекта Антон показал гимназистам несколько фильмов о жизни детей с инвалидностью, над которыми ребята вместе размышляли. В этом учебном году проект получит свое продолжение и в основной школе.
Стр.8
Инновации и перемены Антон – творческая личность. Он постоянно пробует себя в разных сферах деятельности. В декабре 2013 г. был участником «Мастерской сторителлинга» при Центре им. Мейерхольда фестиваля-лаборатории «Новый Театр для детей», который проходил в Кировском Театре кукол. В декабре прошлого года Антон стал победителем Всероссийского конкурса для людей с инвалидностью «Я – лидер!» в номинации «Я молодой лидер – школьник!» и был награжден поездкой на Паралимпийские зимние игры в Сочи. Продукты совместных детских проектов После поездки в Сочи Антон вместе с мамой работает над реализацией своего нового проекта «Паралимпийские игры глазами детей». В марте 2014 г. вместе с мамой Антон выступал на секции Всероссийской научной конференции «Педагогическая поддержка детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной России: тенденции и опыт», организованной ФГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», делился своими впечатлениями о поездке в Сочи. В ближайших планах – организация фотовыставки «Привет из Сочи!» к Международному дню инвалида. Во многом благодаря таким достижениям Антона в текущем учебном году учащиеся 4-х классов приняли участие в записи видеоролика в поддержку II Международного благотворительного танцевального фестиваля InclusiveDance. Самостоятельно по видеофильму на переменах дети разучивали танец и несмотря на холод и сильный ветер приняли участие во флешмобе. Антон любит игры с ребятами, испытания на ловкость, смекалку, музыкальные и театрализованные мероприятия, походы, приключения и верховую езду. Он с удовольствием читает стихи, ходит в байдарочные походы, участвует в разных мастер-классах, является автором нескольких работ, по эскизам которых выпущены открытки для благотворительной акции «ОТКРЫТый мир КАждому!». Всем своим образом жизни Антон демонстрирует активную жизненную позицию, создавая позитивный имидж человека с инвалидностью. В свои 11 лет Антон неосознанно разрушает многие мифы и стереотипы о людях с инвалидностью. Неоднократно Антон давал интервью для новостных сюжетов местных каналов телевидения. В региональном проекте «Особый кадр» он сфотографировался с известным человеком города и выразил в интервью свое мнение о важности и значении происходящего, сказав, что люди должны знать особых детей и иметь возможность помогать им. Антон вряд ли кривит душой, называя себя счастливым человеком. Вот что он о себе пишет. Аргументы самооценки «Я счастливый человек. Счастливый потому, что у меня есть замечательная семья и много хороших друзей. (Правда, пока еще нет своей собаки – тогда я буду еще счастливее!) Я люблю дарить людям радость, делать добрые дела. Когда я был еще маленький, я видел и понимал, что все люди разные. Есть люди, которые ходят не так, как все. Люди, которые слабо видят или слышат. Но это не значит, что они плохие. В душе они могут быть очень добрыми. А есть люди, у которых со здоровьем все в порядке, но внутри они злые, часто сердятся, а иногда даже ругаются, кричат на других или хулиганят. И когда я вижу та7
Стр.9