Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Управление начальной школой

Управление начальной школой №11 2014 (201,04 руб.)

0   0
Страниц84
ID312980
АннотацияПрофессиональное издание для руководителей общеобразовательных организаций, кураторов и педагогов начальных классов, администраторов школ и методистов. Контроль и оптимизация учебного процесса, повышение квалификации педагогов. Правильное ведение документации.
Управление начальной школой .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №11 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312980 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№11/НОЯБРЬ/2014 www.menobr.ru Развитие предметных и метапредметных учебных действий через учебный диалог Условия успешной организации исследовательской деятельности младших школьников Критериальное самооценивание глазами учащихся начальной школы Литературные часы на тему «Жизнь и творчество Р. <...> 04 Развитие предметных и метапредметных учебных действий через учебный диалог Описание технологии проблемного диалога. <...> Три метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом. <...> 13 Условия успешной организации исследовательской деятельности младших школьников Условия организации исследовательской деятельности: разработка нормативного положения, ориентация на требования ФГОС, формирование исследовательской компетентности учителя, помощь родителей, организация форм представления результатов исследовательских работ. <...> Пример организации исследовательской работы с младшими школьниками. <...> 19 Критериальное самооценивание глазами учащихся начальной школы Общая характеристика и практическая значимость системы критериального оценивания. <...> Опыт формирования критериального оценивания у обучающихся 1-го класса на примере проведения урока математики на тему: «Число два и цифра 2». <...> 27 Методика работы над уравнением в начальной школе Методические рекомендации для учителей начальной школы по организации уроков, направленных на поэтапное знакомство младших школьников с простыми, усложненными и сложными уравнениями. <...> Пример занятия по редактированию сочинения по картине. <...> 42 Программа духовнонравственного развития и воспитания учащихся в условиях перехода на ФГОС: опыт разработки Задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в рамках программы. <...> 53 «В математическом фигурном государстве» Урок математики во 2-м классе на тему: «Периметр многоугольника». <...> » Литературные часы для учащихся 3–4-х <...>
Управление_начальной_школой_№11_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Управление_начальной_школой_№11_2014.pdf
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. Заместитель генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В. НОЯБРЬ/2014 №11 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт «МЦФЭР Образование» Пильдес М.Б. – директор ГБОУ «Гимназия № 56», г. Санкт-Петербург Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно», г. Москва Отдел по работе с клиентами: Тел.: (495) 937-90-82, 933-63-17; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте: по факсу: (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 47670, 47671*; «Почта России» – 84191, 84200; «Пресса России» – 88242, 88243 * Полугодовой и годовой. www.menobr.ru www.proflit.ru Издательский дом МЦФЭР Директор – Гирихиди В.П. Главный редактор – Богданова Е.В. МЦФЭР Образование Коммерческий директор – Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора – Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов – Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор – Бодякина Т.П. tbodjakina@mcfr.ru Шеф-редактор – Медведева Ю.В. ymedvedeva@mcfr.ru Ответственный редактор – Пинашина Т.А. tpinashina@mcfr.ru Выпускающий редактор – Ткачева Н.И. ntkacheva@mcfr.ru Художник – Бизянова М.Е. Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В. Дизайн-макет – Терещенков Д.А. Верстка – Соболев В.Ю. Секретарь – Шатуха М.В. mshatuha@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru Отдел продвижения Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О. Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю. Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С. Размещение рекламы Руководитель – Синицина Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745 nsinitsina@mcfr.ru Ведущий менеджер – Романенко Е.А. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710 eromanenko@mcfr.ru Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 02.10.2014. Дата выхода в свет 20.10.2014. Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 6573. Заказ № 5064-ОП ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор» 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д.1 Сайт: www. chpd.ru, E-mail: salеs@chpd.ru, т/ф.8(496)726-54-10 © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 2071-2251 11 9 772071 225149
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Организация учебного процесса Драчкова М.В. 04 Развитие предметных и метапредметных учебных действий через учебный диалог Описание технологии проблемного диалога. Отличия учебного диалога и беседы. Три метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом. Результаты применения технологии проблемного диалога. Приемы обучения диалогу на уроках: «Ассоциативные связи», «Знакомство», игра «Мой любимый герой», игра-драматизация, инсценировка сюжетов, «Интервью», «Коммуникативная дуэль». Кокарева З.А. 13 Условия успешной организации исследовательской деятельности младших школьников Условия организации исследовательской деятельности: разработка нормативного положения, ориентация на требования ФГОС, формирование исследовательской компетентности учителя, помощь родителей, организация форм представления результатов исследовательских работ. Примерная тематика исследовательских работ для обучающихся 3–4-х классов по окружающему миру, филологии, математике. Пример организации исследовательской работы с младшими школьниками. Контроль и оценка результатов обучения Исакова О.Ф. 19 Критериальное самооценивание глазами учащихся начальной школы Общая характеристика и практическая значимость системы критериального оценивания. Результаты проведения исследования влияния критериального самооценивания на учащихся начальной школы. Опыт формирования критериального оценивания у обучающихся 1-го класса на примере проведения урока математики на тему: «Число два и цифра 2». Методическая мастерская Белозерова Н.Н. 27 Методика работы над уравнением в начальной школе Методические рекомендации для учителей начальной школы по организации уроков, направленных на поэтапное знакомство младших школьников с простыми, усложненными и сложными уравнениями.
Стр.4
Развитие творческой активности учащихся Рачкова И.В. 32 Организация работы над сочинением по картине на уроках развития речи Методика работы над сочинением по картине. Языковые упражнения для обу чения видам речевой деятельности. Использование технологии РАФТ в работе над сочинением. Анализ и редактирование сочинений учащихся. Пример занятия по редактированию сочинения по картине. Документы Пасынок Ю.Ю. 42 Программа духовнонравственного развития и воспитания учащихся в условиях перехода на ФГОС: опыт разработки Задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в рамках программы. Основные принципы, направления и ценностные основы организации духовно-нравственного развития и воспитания. Структура и содержание работы по программе. Взаимодействие с родителями учащихся. Планируемые результаты и показатели результативности духовно-нравственного развития учащихся. Открытый урок Долян Е.И. 53 «В математическом фигурном государстве» Урок математики во 2-м классе на тему: «Периметр многоугольника». Описание хода урока. Праздник в начальной школе Мацько Г.Р. 61 «Тогда, мой сын, ты будешь Человек!» Литературные часы для учащихся 3–4-х классов, посвященные ознакомлению детей с творчеством Редьярда Киплинга. Описание игр для младших школьников по сказкам Р. Киплинга. Швейкина С.Ю. 73 «Умники и умницы» Интеллектуальная игра по окружающему миру и здоровому образу жизни для учащихся 1–4-х классов. А также 59 Календарь знаменательных событий и памятных дат декабря 78 Веселая переменка От редакции Уважаемые читатели! Отправляя письма с материалами в редакцию, не забывайте указывать свои контактные данные: телефон, e-mail.
Стр.5
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 11/2014 Организация учебного процесса Внедрение учебного диалога на уроках позволит воспитать учеников, способных самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их для решения различных возникающих проблем, уметь видеть эти проблемы в реальной действительности и искать пути их разрешения, критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. М.В. Драчкова, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 7», г. Кольчугино, Владимирская область Развитие предметных и метапредметных учебных действий через учебный диалог Учебная деятельность требует особой формы ее осуществления – учебного Это полезно знать 4 Учебный диалог – диалогическая форма обсуждения, целью которой является коллективное открытие истины; субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное сотрудничество при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач. Составляющими элементами диалога являются обмен мнениями, полемика, что предполагает и особенности построения полилога: неполные ответы, реплики, корректные эмоциональные высказывания. сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссий, побуждающих ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась действующая система образования. Резко возросла информированность детей. Учитель из носителя информации превращается в организатора учебной деятельности – он не преподносит истину, а учит ее находить. Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Здесь на помощь приходит учебный диалог. В диалоге со сверстниками постепенно формируются самооценка, взаимооценка, происходит принятие оценки взрослого и сверстников, в учебном диалоге дети учатся управлять своими действиями и действиями партнера, а также осуществлять контроль за этими действиями. Продуктивное взаимодействие на первых порах инициирует взрослый. Именно он «выращивает» у детей потребность не просто в общении, а в обмене мнениями, потребность в учебном споре. В самом общем смысле диалог можно определить как соприкосновение двух (или более) несовпадающих, но равноправных сторон. Диалог всегда согласие – несогласие, понимание – непонимание, слияние – разъединение. Ди
Стр.6
Организация учебного процесса алогическую речь младших школьников необходимо развивать на каждом уроке. Для этого учитель должен использовать в работе различные методы и приемы диалогового обучения для формирования предметных и метапредметных учебных действий, чтобы научить детей вступать в диалог, работать в паре, группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, принимать чужую точку зрения. При организации учебного диалога в процессе обучения у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия (далее – УУД): 1. Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция. 2. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; произвольное и осознанное построение речевого высказывания; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий; моделирование, анализ, синтез, выведение следствий; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство. 3. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; постановка Технология проблемного диалога вопросов; построение речевых высказываний. Одним из эффективных подходов к обучению является технология проблемного диалога. Данный подход направлен на развитие творчества каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. Именно понятие «творчество» является ключевым для технологии проблемно-диалогического обучения. В любом словаре можно прочитать о том, что творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Существуют разные виды творчества, и у каждого свой продукт. Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? Согласитесь, на уроке литературного чтения вряд ли получится изобретать новые механизмы, а на уроке математики едва ли уместно будет предложить новое видение мира. Зато на уроке по любому предмету ученики могут занять позицию ученых и открывать новые для себя знания. Таким образом, основа школьного обучения – научное творчество. Научное творчество включает в себя четыре звена: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные УУД, обеспечивая умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формиро5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 11/2014 Организация учебного процесса вание и других УУД: за счет использования диалога – коммуникативных; необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т. п. – познавательных. В самом определении «проблемный диалог» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Необходимо различать учебный диалог и беседу (таблица). Категория Основная цель Правильность формулирования вопросов Отличия учебного диалога и беседы Беседа Установление того, как учащиеся овладели конкретными фактами, запомнили что-то необходимое для дальнейшего обучения Репродуктивные вопросы, которые формулируются с помощью слов «вспомни», «назови», «перечисли» Учебный диалог В процессе коллективного обучения открывать новое знание, решать проблему, устанавливать алгоритм выполнения учебной задачи Репродуктивные вопросы. Проблемные вопросы, начинающиеся со слов «почему», «для чего», «зачем». Вопросы-размышления Смысл технологии учебного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» учеников через все звенья научного творчества. На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т. е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, такую работу дети могут проделать только в диалоге с учителем. Педагог волен сам выбирать виды диалога. Существует три основных метода постановки учебной проблемы: • побуждающий от проблемной ситуации диалог; • подводящий к теме диалог; • сообщение темы с мотивирующим приемом. Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают 6 мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь, творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитирует творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен. Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. Но тем не менее можно сделать вывод: все виды диалога действительно обеспечивают творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на уроке объяснения нового материала педагог сначала сам объясняет, а затем дает задание все выучить или пересказать (традиционная методика обеспечивает репродуктивное усвоение знаний: «Пришел, услышал, заучил»). Рассмотрим данные методы постановки учебной проблемы подробнее.
Стр.8
Организация учебного процесса Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1. Побуждающий диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: • создание проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением»; • побуждения к сознанию противоречия проблемной ситуации; • побуждения к формулированию учебной проблемы; • принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. На уроке это происходит следующим образом: учитель создает проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учащихся к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учащихся выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивая открытие путем проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приемы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у обучающихся удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удается удивить ребенка, то может не получиться проблемной ситуации и ребенок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. Приведем примеры создания на уроках проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением». Прием 1. «Предъявление противоречивых фактов, мнений» Урок литературы в 4-м классе по теме «Образ Матвея Кузьмина» 1. Предъявление факта. Учитель: Кто главный герой рассказа Б. Полевого «Последний день Матвея Учебный диалог продуктивен при наличии следующих факторов: • доброжелательность; • соблюдение правил взаимодействия; • взаимоуважение; • внимание к каждому; • открытость; • возможность для каждого высказаться и быть услышанным; • возможность задать вопрос; • готовность слушать и слышать; • наличие собственной позиции и ее аргументация; • готовность озвучить собственную позицию; • готовность к совместному обсуждению; • коллективное решение задачи; • комфортность атмосферы. Кузьмина»? Ученики: Лесник. Учитель: Как описывает его автор? Ученики: Слыл среди односельчан угрюмым, нелюдимым, злым, скрытным. Учитель: Ребята, а вам самим понравился лесник? Ученики: Да, он нам понравился (проблемная ситуация). 2. Побуждение к осознанию. Учитель: Что вас сейчас удивляет? Какое противоречие налицо? Ученики: Матвей Кузьмин нам понравился, но жители деревни наделили его плохими качествами (осознание противоречия). Учитель: Какой возникает вопрос? Ученики: Почему нам понравился этот мрачный старик? Учитель: Сформулируйте тему урока. Ученики: «Образ лесника Матвея Кузьмина». 7
Стр.9