Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №8 2014 (196,67 руб.)

0   0
Страниц164
ID312929
АннотацияНезаменимый помощник в организации образовательно-воспитательной деятельности в детском саду. Разбор ситуаций из реальной практики воспитательной работы, советы и рекомендации психологов и логопедов по подготовке детей к обучению в школе, а также примеры успешного опыта старших воспитателей из различных регионов РФ. Кроме этого, в журнале представлено полное систематизированное изложение нормативных требований проверяющих органов к воспитательной работе.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №8 .— 164 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312929 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 8 АВГУСТ/2014 Создание благоприятной развивающей среды дошкольного образования Диагностика игровых и средовых потребностей детей и педагогов Обеспечение вариативности развивающей среды Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде ФГОС дошкольного образования № 8 август / 2014 9 771813 367147 ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Заместитель генерального директора, директор «МЦФЭР Образование» РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Межанский М.А. <...> Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Белая К.Ю. – профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ Богданова Е.В. – первый заместитель директора Издательского дома МЦФЭР, главный редактор Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Волобуева Л.М. – заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Дулинов М.В. – директор «МЦФЭР Образование» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Комарова Т.С. – д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. <...> И.А. Бунина Цапенко М.М. – заместитель начальника управления дошкольного и общего образования департамента образования г. Москвы ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Данилина Т.А. – и.о. директора ГБОУ СОШ № 417 г. Москвы Малова Г.П. – заведующий ГБОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 733» г. Москвы ISSN 1813-3673 08 Говорим о важном 04| Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования Понятие «развивающая предметно-пространственная среда». <...> Значение пространственной организации и содержания среды для достижения развивающего и образовательного <...>
Справочник_старшего_воспитателя_дошкольного_учреждения_№8_2014.pdf
№ 8 август / 2014 9 771813 367147 ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Заместитель генерального директора, директор «МЦФЭР Образование» РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Богданова Е.В. МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Директор по развитию образовательных и региональных проектов Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редакция Шеф-редактор Редакторы Выпуск и верстка Художник-иллюстратор Секретарь редакции Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора Полуэктова-Жежеря Ю.В. Слепушенко О.А. Бодякина Т.П. Агуреева Т.Н. Герасимова А.В. Зубашенко Е.В. Петрова С.П. Семенова В.В. Лузенинова Н.Н. Шатуха М.В. Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru, www.profl it.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: vospitatel@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 36905 (полугодовой), 36906 (годовой) «Пресса России» – 88065 (полугодовой), 88141 (годовой) «Почта России» – 99647 (полугодовой), 73485 (годовой) Размещение рекламы Тел.: 8 (495) 937-90-80 (доб. 27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Отдел продвижения Тел.: 8 (495) 937-90-80 Владимирова А.С. Кондрашова Ю.О. (многоканальный) Полтева Н.Ю. Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство: ПИ № ФС77-27015 от 22.01.2007. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 09.07.2014. Выход в свет 25.07.2014. Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага мелованная. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Тираж 24 000 экз. Изд. № 6292. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в типографии UAB «Spaudos Konturai», Литва, 14158, Вильнюс, ул. Вакарине, 1 © ЗАО «МЦФЭР», 2014 Синицина Н.Ю. Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Белая К.Ю. – профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ Богданова Е.В. – первый заместитель директора Издательского дома МЦФЭР, главный редактор Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Волобуева Л.М. – заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Дулинов М.В. – директор «МЦФЭР Образование» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Комарова Т.С. – д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова Парамонова Л.А. – заместитель руководителя Центра дошкольного и общего образования Московского института развития образования Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Федина Н.В. – проректор по научной работе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Цапенко М.М. – заместитель начальника управления дошкольного и общего образования департамента образования г. Москвы ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Данилина Т.А. – и.о. директора ГБОУ СОШ № 417 г. Москвы Малова Г.П. – заведующий ГБОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 733» г. Москвы ISSN 1813-3673 08
Стр.3
Говорим о важном 04| Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования Понятие «развивающая предметно-пространственная среда». Основные аспекты создания многокомпонентной развивающей среды дошкольного образования. Значение пространственной организации и содержания среды для достижения развивающего и образовательного эффекта 07| Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников Основные механизмы и средства социализации ребенка в образовательной среде ДОО. Показатели успешной социализации детей. Основная характеристика среды, направленной на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО Держим на контроле 12| Диагностика игровых и средовых потребностей в организации личностно ориентированного развивающего пространства Понятие игровых и средовых потребностей. Алгоритм и методы проведения диагностики. Примерное планирование деятельности по диагностике игровых потребностей детей, средовых потребностей воспитанников и педагогов Формируем предметноразвивающую среду 20| Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды Проектирование образовательной среды на основе принципов ФГОС ДО. Компоненты образовательной среды, определяющие ее развивающий потенциал и эмоциональное благополучие всех участников образовательных отношений. Дифференциация компонентов формируемой образовательной среды с учетом половых различий воспитанников Авторы: Комарова О.А., Авдулова Т.П. 26| Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями Реализация разных видов деятельности детей на основе потенциала развивающей предметнопространственной среды с соответствующим наполнением. Определение педагогической ценности игрового оборудования. Примерная классификация игрушек и дидактических материалов на основе образовательных областей 40| Обеспечение вариативности развивающей среды Учет основных факторов при организации вариативной развивающей среды. Включение дополнительных элементов в традиционную предметную среду, использование вариантов ее организации. Краткое описание подходов к созданию развивающей среды в зарубежных и отечественных педагогических концепциях
Стр.4
46| Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования и организации развивающей предметно-пространственной среды. Зависимость насыщенности и напряженности образовательной среды от интенсивности, сложности и специфики образовательной программы, реализуемой в ДОО. Компоненты психологической безопасности образовательной среды 52| Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде Обеспечение в соответствии с ФГОС ДО возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых в среде ДОО. Основные направления реализации взаимодействия педагога и воспитанников на основе использования потенциала предметно-развивающей среды в разных зарубежных и отечественных педагогических концепциях 58| Психологические модели построения взаимодействия в образовательной среде Краткая характеристика эколог оличностной, экологической, экопсихологической, коммуникативно-ориентированной моделей построения взаимодействия педагога и детей в образовательной среде ДОО Электронная система «Образование» 61| Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования Рекомендации по поиску материалов в экспертно-правовой системе «Образование» Нормативные документы 64| Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 58 20 46
Стр.5
Говорим о важном Говорим о важном Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования О.А. Комарова, канд. пед. наук, преподаватель Московского педагогического государственного университета Т.П. Авдулова, канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского педагогического государственного университета Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования, Стандарт), на детей от двух месяцев до восьми лет. Динамичные изменения дошкольного образования продиктованы самой жизнью. Возможности замкнутых, унифицированных, ригидных образовательных систем, рассчитанных на формирование стандартизированной личности, исчерпаны. В этом контексте актуальным является достижение целей, указанных в Стандарте:  повышение социального статуса дошкольного образования;  обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;  обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе Фото предоставлены ГБОУ «Детский сад № 1047» г. Москвы 4
Стр.6
Август 2014 единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения;  сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:  предметно-пространственная развивающая образовательная среда;  характер взаимодействия со взрослыми;  характер взаимодействия с другими детьми;  система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому. Согласно Стандарту создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:  гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;  обеспечивать эмоциональное благополучие детей;  способствовать профессиональному развитию педагогических работников;  создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;  обеспечивать открытость дошкольного образования;  создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательнообразовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия. Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное 5
Стр.7
Говорим о важном цесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития. Крайне важно обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций в вопросах создания соответствующей развивающей среды, акцентировать их внимание на следующих основных «проблемных зонах»:  создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;  диагностика потребностей детей и педагогов в среде; наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта. Педагогически и психологически целесообразная развивающая предметно-пространственная среда способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействия взрослого с детьми. В свою очередь, организованное педагогическое взаимодействие – одно из условий создания «социальной ситуации развития для участников образовательных отношений». Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает поиск ответов на следующие вопросы. «КОГО учить и воспитывать?» – психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития. «ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» – определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому), расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей. «ЧЕМУ учить?» – осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении. «КАК учить и воспитывать?» – рефлексивный выбор методов и технологий образовательного про6  подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;  обеспечение вариативности развивающей среды;  обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;  организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде дошкольной образовательной организации. В этом номере журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» предлагаем подробно остановиться на данных аспектах создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования.
Стр.8
Август 2014 Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников Т.П. Авдулова, канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского педагогического государственного университета В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) она должна быть направлена на создание:  условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; щество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели и педагоги. Взрослые не только открывают ребенку картину мира, но и модифицирует ее в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей, а также социокультурных задач развития. Постепенно ребенок абстрагируется от конкретФото предоставлены ГБОУ «Детский сад № 1047» г. Москвы  развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Социализация представляет собой последовательное, всестороннее включение ребенка в обных моделей поведения, ориентации на определенных людей и идентифицируется с обществом в целом, реализуя изнутри социальные модели поведения. Если первичная социализация – это конкретные роли, установки, ригидное восприятие норм и правил, то вторичная социализация – это рефлексивная позиция личности, активный поиск своего места в обществе и готовность к трансформациям. Завершающий уровень социализации – реализация в обществе уникальной индивидуальности личности. Дошкольный период развития – возраст, сензитивный к усвоению социальных и моральных норм, возраст активной социализации и готовности психики к интериоризации норм, правил и ценностей социального взаимодействия. И хотя родители и общество предъявляют к ребенку социальные требования уже в школе, пренебрегать его возрастной чув7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ