№ 6/июнь/2015
Редакционная коллегия
Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование»
Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР
Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический
государственный университет»
Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский
институт открытого образования»
Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований
в образовании Российской академии образования»
Рытов А.И. – ректор ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»
Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики
в сфере общего образования Минобрнауки России
Чернобай Е.В. – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры развития
образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования»
Экспертный совет
Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование»
Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы
Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно»
Стр.3
Нормативная база представлена по состоянию на 08.05.2015
Актуальная тема
5 Театральный проект «Классика в классе»
Интервью с В.С. Спесивцевым, театральным режиссером, педагогом, художественным
руководителем Московского молодежного театра, заслуженным
деятелем искусств РФ, народным артистом РФ о театральном проекте
«Классика в классе», развитии интереса к русской и мировой литературе и
специфике интеграции художественного текста в жизнь современного
старшеклассника
Организуем педагогическую деятельность
Водяницкая О.И.
11
Программно-методическое обеспечение
учебного предмета «Физическая культура»
Особенности учебного предмета «Физическая культура». Образование в области
физической культуры. Взаимодействие субъектов образовательных
отношений на уроке физической культуры. Цели преподавания физической
культуры. Реализация образовательных программ в области физической
культуры и спорта. Учебники и учебные пособия. Образовательные результаты
обучающихся. Профессиональная компетентность учителя
Применяем педагогические инновации
Жемчужников Д.Г.
24 Методика применения онлайн-конструктора
универсальных дидактических игр classtools.ru
Проблемы применения конструкторов дидактических игр. Российский ресурс
для создания дидактических игр. Инструкции по использованию онлайнконструктора.
Применение дидактических игр в образовательном процессе.
Учебно-логические умения, развиваемые средствами classtools.ru
Тымко О.З.
40 Технология веб-квеста на основе сервисов веб 2.0
Особенности технологии веб-квеста. Виды заданий для веб-квестов. Организация
веб-квеста: линейка исторических веб-квестов, подготовка заданий
на основе сервисов веб 2.0, критерии оценивания успешности выполнения
заданий
Стр.4
Работаем с кадрами
Дробот А.А., Марюфич Т.В.
48 Модель инновационно-методической работы
образовательной организации
Когнитивный, деятельностный и личностный аспекты профессиональной
деятельности педагога. Организация инновационно-методической работы
и ее основные направления. Содержание и форма предъявления результатов
индивидуального профессионального развития педагога. Оценка результатов
инновационно-методической работы
Формируем профессиональные компетенции
Патрикова Т.С.
64 Внутрикорпоративная система подготовки педагогов
к профессиональным конкурсам
Программа подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах.
Технологические карты для занятий с педагогами в рамках внутрикорпоративного
повышения квалификации: «В погоне за звездой», «Современные
педагогические технологии», «Что такое мастер-класс?», «Современные
подходы к аттестации педагогических кадров», «Я все сумею! Я все смогу!»,
«Ярмарка идей для группы поддержки». Оценочный лист качества подготовки
и проведения мас тер-класса. Таблица анализа мастер-класса
Проводим мастер-класс
Асташкина Л.А., Бауэр Л.И.
77 Формирование регулятивных УУД учащихся средствами
внеурочной деятельности на кружке «Юный химик»
Кружок «Юный химик» для учащихся 6-го класса как форма организации
внеурочной деятельности. Фрагмент тематического планирования программы
кружка «Юный химик». Примеры учебно-практических задач на
занятии по теме «Углерод и его свойства». Инструктивная карта. Лист
самооценки к инструктивной карте
Метелкина Л.А.
86 Проектное бюро как форма учебного взаимодействия
в рамках реализации ФГОС основного общего образования
Модульный курс «Проектное бюро». Структура и содержание курса для
учащихся 5-го класса. Практическая работа обучающихся в форме краткосрочных
межпредметных проектов. Организационные карты реализации
краткосрочных межпредметных проектов «Осенние забавы в городе мастеров»,
«Я и мой край»
Стр.5
Электронная система «Образование»
96 Оценка качества образования
Материалы электронной системы «Образование», которые помогут
заместителю руководителя ОО в организации независимой оценки качества
образования и развитии внутренней системы оценки качества образования.
Шаблон документа «Содержание оценки метапредметных результатов
освоения учащимися основной образовательной программы»
101 Заместитель директора спрашивает
Проблема отчисления и зачисления обучающегося-иностранца
в образовательную организацию
Нормативное регулирование
образовательного процесса
104 О продолжительности рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой
в трудовом договоре
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601
Стр.6
Актуальная тема
В 2015 году реализуется комплексная государственная программа «Год
литературы», направленная на пропаганду чтения и книжной культуры
во всех ее проявлениях, развитие интереса к русской и мировой литературе.
В числе основных мероприятий – международный писательский
форум «Литературная Евразия», проекты «Литературная карта России»,
«Библионочь-2015», «Лето с книгой», «Всемирный день книги», «Живая
классика» и «ReadRussia / Читай Россию», конкурс «Литературная столица
России». О том, как можно интегрировать текст классического
литературного произведения в жизнь современного старшеклассника,
нам рассказал Вячеслав Семенович Спесивцев, театральный режиссер,
педагог, художественный руководитель Московского молодежного театра,
народный артист РФ.
Театральный проект
«Классика в классе»
Вячеслав Семенович, расскажите, пожалуйста, о проекте
«Классика в классе».
Московский молодежный театр с 2009 г.
реализует проект «Классика в классе» – театральный
урок литературы для учащихся и
учителей, который проводится как на сцене
театра, так и в любой школе, т. е. на совсем
не театральной сцене.
Уникальность спектакля-урока в том, что
учащиеся сами принимают участие в театральной
постановке. Они с головой окунаются
в текст художественного произведения,
когда прямо в класс заходят персонажи знаменитых
классических произведений. Любой
старшеклассник может вместе с Лопахиным
расчертить вишневый сад на дачные участки,
разучить с Репетиловым бессмертные строки
А.С. Грибоедова… Театральный урок – не
просто спектакль, это неповторимая постановка,
насыщенная элементами ролевой
игры.
«Классика в классе» включает 17 спектаклей
по произведениям: «Недоросль»
Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова,
«Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Ревизор»
Н.В. Гоголя, «Герой нашего времени»
М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо»
Н.А. Некрасова, «Отцы и дети» И.С. Тургенева,
«Гроза» и «Бесприданница»
А.Н. Островского, «Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевского, «Война и мир»
Л.Н. Толстого, «Вишневый сад» А.П. Чехова,
«На дне» М. Горького, «Дорогие мои хорошие…»
С.А. Есенина, «Яма» А.И. Куприна,
«Прощание с Матерой» В.Г. Распутина, «Ромео
и Джульетта» У. Шекспира*.
* Подробнее о Московском молодежном театре см.: www.spesivcev.ru.
№ 6 • 2015
5
Стр.7
Как возникла идея театрального проекта «Классика в классе»?
Проект «Классика в классе» основывается
на идее неразрывной связи искусства и жизни,
встраивания текста в ежедневное существование
человека. Эта идея имеет смысл, начиная
от Древней Греции и до настоящего времени.
В дни определенных праздников античный
театр собирал все население города и окрестностей.
Десять дней жители греческих полисов
смотрели пьесы Эсхила, Софокла, Еврипида,
понимание которых было необходимо для строительства
демократии. В демократическом
полисе, например в Афинах, государственные
вопросы решались народным собранием, соблюдались
равенство граждан перед законом
и свобода слова. Именно в таком полисе происходило
развитие театра, который затрагивал
проблемы политического строя, внешней политики,
воспитания молодежи и др. Без театра
невозможно было себе представить жизнь как
отдельного человека, так и общества в целом.
Литература – это духовное здание, которое
определяет существование человека в культуре,
дает ему возможность понять, кто он есть. Но
заставить читать ребенка невозможно. И можно
понять школьников, которые не хотят читать
тексты, анализировать сложную структуру художественного
произведения, потому что эти
тексты написаны для театра, т. е. они изначально
предназначены для восприятия зрителя, а не
читателя.
Один из спектаклей-уроков поставлен по
тексту Л.Н. Толстого «Война и мир». Изучая этот
роман на уроках, в самом лучшем случае учащиеся
отслеживают сюжет, узнав, кто и за кого
вышел замуж. А вся философия Л.Н. Толстого
о войне и мире часто остается для них непознанной
и непонятой. Поэтому в спектакле
«Война и мир» философские рассуждения героев
о войне и мире обязательно включены в
их монологи. И мысли Л.Н. Толстого про войну
кажутся настолько современными. Например,
о том, что «война не любезность, а самое гадкое
дело в жизни, и надо понимать это и не играть
в войну...»*.
Поэтому, если написанное Л.Н. Толстым
заставляет задуматься зрителя о сегодняшнем
дне, о современной ему истории, задать
себе вопрос «О чем это?», то свое главное
предназначение и все свои задачи проект
«Классика в классе» выполняет.
Как театр может повлиять на интерес к чтению, если учащегося
не интересует ни театр, ни литература?
Современный молодой человек, выпускник
школы, воспринимает модель мира несколько
по-другому, чем его ровесник XX в. Этот мир
синкретичен: он объединяет реальное и виртуальное
пространство. И классический литературный
текст в такой модели мира, во-первых,
воспринимается с трудом, а во-вторых, чаще
всего вообще не находит способов коммуникации
с читателем. Четыре тома «Войны и мира»
трудно представить главными составляющими
в жизни интернет-пользователя или профессионального
блогера. На мой взгляд, в Интернет
человек уходит, когда истратил весь потенциал
общения с друзьями, а потенциал общения с
культурой, языком, художественным текстом в
себе не открыл. Сегодня проще и быстрее не
писать комментарии, например, к фотографии,
а поставить лайки, и все – внимание к себе
обеспечено.
И вот в такую виртуальную жизнь тоже
должно приходить произведение классической
литературы, а вместе с ним и театр. Как
* Андрей Болконский: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не
играть в войну. <…> Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее,
разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь,
называемые военными хитростями <…>. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому,
кто больше убил народа, дают большую награду... Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга,
перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за
то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что
чем больше побито людей, тем больше заслуга. <…>» // Толстой Л.Н. Война и мир. Т. III. Ч. II. XXV.
6
Справочник заместителя директора школы
Стр.8
Актуальная тема
это происходит? Московский молодежный
театр вместе с проектом «Классика в классе»
осуществляет международный театральный
проект «Онлайн-театр». На страничку в социальной
сети пока неизвестного нам пользователя
заходит актер Московского молодежного
театра (например, Семен Спесивцев)
и предлагает поговорить о театре, а
потом принять участие в театральной постановке
пьесы У. Шекспира. Мы набираем
«сборную» Ромео и Джульетт и проводим
репетиции с помощью Skype. Театральная
подготовка или театральное образование
есть далеко не у всех желающих участвовать
в таком спектакле. Это не главное условие.
Для того, чтобы играть в спектакле, необходимо
прочесть пьесу. Поэтому вместе с предложением
участвовать в проекте «Онлайнтеатр»
у интернет-пользователя закономерно
возникает необходимость прочитать пьесу
У. Шекспира «Ромео и Джульетта». При этом
читать Шекспира его никто не заставляет.
События пьесы проходят в течение четырех
действий (знакомство, венчание, расставание,
смерть главных героев), и каждое действие
играет новая пара из разных стран (Россия,
Литва, Габон, Казахстан, Австрия, Нигерия,
Белоруссия, Грузия, Греция). Пар главных
героев может быть не четыре, а восемь или
больше (сколько наберем). Все Ромео и Джульетты
исполняют роли на родных языках.
14 февраля 2014 г. на сцене театра с огромным
успехом прошел этот спектакль. Мы планируем
продолжить проект «Онлайн-театр».
Возникает вопрос о том, не является ли спектакль-урок подменой
изучения литературного произведения? Чем отличается
спектакль-урок от сборника «Произведения русской литературы
в кратком изложении»?
Главное предназначение спектакля – мотивация
любого ребенка на чтение литературного
произведения, а не подмена его изучения
или театрализация сборника «Произведения
русской литературы в кратком изложении».
Одного учащегося, который никогда не читал
и не испытывал потребности читать «Вишневый
сад», можно мотивировать, предложив
участвовать в действии, происходящем на
сцене. Другого ребенка, старательно занимающегося
на уроках литературы, осознанно и
вдумчиво читающего, можно заставить задуматься
над какой-либо фразой и повторно
прочитать литературное произведение. После
одного из театральных уроков «Вишневый сад»
ко мне подошла одна ученица и спросила,
правда ли, что автором художественного образа
«люди – деревья» из вишневого сада*
является А.П. Чехов. Она удивилась и решила,
что ей необходимо еще раз прочитать «Вишневый
сад». Именно в этот момент понимаешь,
что главная задача спектакля-урока – расшевелить
в обычном человеке думающего читателя
– достигнута.
Вячеслав Семенович, проектируя спектакль-урок, каким образом
вы выбираете приемы, которые совершенно точно заинтересуют
современного старшеклассника?
Самый главный прием – это «включить» зрителя
в события, происходящие на сцене. В литературном
произведении существует множество
пластов авторского повествования, смыслов,
связанных с разными персонажами: главные
герои, второстепенные, образ автора, образ рас*
Диалог Ани и Пети Трофимова в конце II действия «Вишневого сада»: «Подумайте, Аня: ваш дед,
прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой
вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа,
неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас,
живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете
в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней…».
№ 6 • 2015
7
Стр.9