№ 8 • 2010
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование»
Богданова Е.В. – первый заместитель директора,
главный редактор Издательского дома МЦФЭР
Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии
Международного университета «Дубна»
Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования
ГАОУ ВПО «Московский институт
открытого образования»
Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование»
Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР
ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой
г. Москвы
Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной
политики Департамента образования г. Москвы
Тараданова И.И. – заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере общего образования
Минобрнауки России
Седова С.В. – руководитель структурного подразделения
школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576
г. Москвы
Чернобай Е.В. – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры
развития образования ФГАОУ ДПО
«Академия повышения квалификации
и профессиональной переподготовки
работников образования»
Шавринова Е.Н. – канд. пед. наук, заведующая
Институтом развития образования
Санкт-Петербургской академии
постдипломного педагогического образования
№ 4
2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Год литературы в России
Игнатьева С.Д.
4
Читательская конференция:
«Судьба человеческая – судьба народная»
(по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
План проведения мероприятия для обучающихся 9–10-х классов
Управляем воспитательным процессом
Курганский С.М.
16 Правда о спайсе
Методические рекомендации по организации первичной профилактики употребления
курительных смесей обучающимися, которая является частью
общей профилактики употребления детьми и подростками психоактивных
веществ. Примерный план мероприятий по профилактике употребления
курительных смесей на учебный год
Водяницкая О.И.
31 Организация учебной деятельности
часто и длительно болеющих обучающихся
Факторы, влияющие на формирование контингента часто болеющих детей.
Принципы реализации системы профилактических и оздоровительных мероприятий
в ОО. Организация учебного процесса и физического воспитания
Работаем с классом
Обласова Л.С., Шарикова Л.А.
41
Психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся в период подготовки к ЕГЭ
Цикл занятий по формированию психологической готовности к единому государственному
экзамену
Календарь
Манжукова О.А.
50 Классный час «День российского парламентаризма»
27 апреля отмечают День российского парламентаризма. Праздник был утвержден
в 2012 году с целью привлечь внимание граждан к деятельности Федерального
Собрания РФ и законодательных органов региональной власти
2
Стр.4
№ 4 • 2015
Организуем внеурочную деятельность
Гамзатова С.М.
54 Классный час «О культуре поведения в школе»
Цель занятия – развитие умений обучающихся вести себя в соответствии
с нравственными нормами, правилами поведения и этикета, проработанными
и внедренными самими детьми в результате групповой работы по темам
классного часа
Анташева Ю.А.
59 Занятие по профилактике курения:
«Слушай. Думай. Решай»
Семинар с элементами дискуссии. Цель, задачи, этапы подготовки. Материалы
для проведения занятия
Разбираем сложные ситуации
Чернов С.В.
67 Делегирование полномочий по организации
проведения социально-педагогического тестирования
и профилактических медицинских осмотров
Работаем с документами
71 Выя вление незаконного потребления
наркотических средств
Приказ Минздрава России от 06.10.2014 № 581н «О Порядке проведения профилактических
медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных
организациях и профессиональных образовательных организациях, а также
образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления
незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»
76
Форма заявления о предоставлении
дополнительных оплачиваемых выходных дней
для ухода за детьми-инвалидами
Приказ Минтруда России от 19.12.2014 № 1055н «Об утверждении формы заявления
о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю) дополнительных
оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами»
В фокусе
78
Новости образования
3
Стр.5
ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ
С.Д. Игнатьева,
учитель русского языка и литературы высшей категории,
МБУ средняя школа № 31, г. Тольятти
Читательская
конференция:
«Судьба человеческая –
судьба народная»
(по рассказу М. Шолохова
«Судьба человека»)
Участники: обучающиеся 9–10-х классов.
Продолжительность: 1,5 часа (2 урока).
Цель: раскрытие идейного замысла произведения и авторской позиции путем
анализа текста.
Формы и методы реализации: беседа, анализ, рассказ, демонстрация буктрейлера,
интерплаката, кадров из фильма.
Планируемые личностные результаты:
Буктрейлер – это небольшой видеоролик (как правило,
не более 3 мин), рассказывающий в произвольной
художественной форме о какой-либо книге.
Буктрейлеры бывают:
повествовательные (презентующие основу сюжета
произведения);
атмосферные (передающие основные настроения
книги и ожидаемые читательские эмоции);
концептуальные (транслирующие ключевые идеи
и общую смысловую направленность текста).
4
•
формирование российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свою Родину,
ее прошлое и настоящее;
•
•
готовности к служению Отечеству, его защите;
мировоззрения,
соответствующего современному
уровню развития науки (литературы
и истории);
Стр.6
№ 4 • 2015
•
навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
•
•
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
эстетического отношения к миру (в процессе интерпретации художественных
произведений).
Подготовительный этап: до начала конференции все обучающиеся читают
текст произведения М. Шолохова «Судьба человека», смотрят художественный
фильм «Судьба человека» (режиссер С. Бондарчук). Участники распределяются на
группы и выполняют задания.
Групповые задания:
1 группа: оформление конференции (рисунки, фотографии, натюрморт из книг).
2 группа: стенд с книгами М. Шолохова и о войне.
3 группа: презентация «Судьба человеческая – судьба народная».
4 группа: интерплакат и буктрейлер с комментариями.
5 группа: видеоролик с отрывками из фильма, краткий пересказ произведения,
используя сервис Tackk.
Индивидуальное задание – подготовить песни и музыку (М. Исаковский, «Враги
сожгли родную хату»).
За несколько дней до конференции обучающиеся получают листы с вопросами,
которые будут обсуждаться, а также памятку полемиста (приложение).
Ход конференции
1. Вступительное слово педагога-библиотекаря, посвященное произведениям
о Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший
ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры и литературы
в частности.
На великую беду, обрушившуюся на страну в июне 41-го, наряду с солдатами,
рабочими, крестьянами, студентами сразу откликнулись и поэты, писатели. Они
почувствовали себя призванными поддерживать стойкость в преодолении всех
выпавших испытаний, уверенность в победе.
В литературе с первых дней, с первых часов войны прежде всего проявила
себя поэзия, в частности лирика.
Поэты писали и о самой войне во всей ее объемной полноте: о тяготах сражений,
трагедии отступления в начале войны, о победных походах, о женщинах
и детях на фронте, о партизанах, передавали трагедии семей оставшихся без мужей
и сыновей. В стихах той поры создавался образ Родины как всей страны, распростершейся
от края и до края, так и своего родного города, села, т. е. малой родины.
Картины родной природы соседствовали с картинами боев.
Великая Отечественная война вызвала творческий подъем самых разных поэтов
– и признанных лириков, начинавших писать еще в предреволюционные годы
(А. Ахматова), и пришедших в литературу в 20–30-е годы (Н. Тихонов, А. Сурков,
5
Стр.7
Год литературы в России
А. Твардовский, Я. Смеляков, О. Берггольц, М. Исаковский, К. Симонов, А. Тарковский
и др.), и молодых фронтовиков, из которых на фронте и в послевоенное время
сформировалось новое поколение поэтов (М. Дудин, С. Наровчатов, Ю. Друнина,
А. Фатьянов, Д. Самойлов, Э. Асадов, Б. Окуджава, К. Ваншенкин и др.). Многие военные
стихи стали популярными песнями и поются до сих пор.
Уже в первые часы войны Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихотворение
«Священная война», положенное на музыку композитором Александром
Васильевичем Александровым. В песне отразился героический порыв народа, ненависть
к захватчикам. Пламенным призывом, обращенным ко всей стране, начинается
это стихотворение: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!».
Простые, невитиеватые слова легко запоминались каждому. Не случайно эта песня
стала наиболее популярной в тяжелые годы Великой Отечественной войны, она
торжественно звучала, когда с легендарного октябрьского парада 1941 г. на Красной
площади бойцов провожали на фронт, действительно, на «смертный бой».
Глубоким лиризмом пронизано стихотворение Константина Михайловича
Симонова «Жди меня». Обращенное автором к конкретной женщине (к актрисе
В. Серовой), оно словно стало исповедальным посланием всех любящих ко всем
любимым.
На протяжении всей послевоенной истории и поэты-фронтовики, и поэты
новых поколений продолжали и продолжают обращаться в своем творчестве к событиям
Великой Отечественной войны.
В отличие от лирики расцвет военной прозы приходится на 60-е годы и последующие
десятилетия. Конечно, военная публицистика (И. Эренбург, М. Шолохов,
А. Платонов и др.) составила славу отечественной литературы. Но все же большинство
прозаических произведений о войне развивалось в ближайшие послевоенные
годы в русле традиции так называемого бесконфликтного изображения событий
военного времени – усиление героического начала, представление войны как
цепи сплошных побед советского народа, парадные образы военачальников.
Но наряду с ними, мучительно преодолевая сопротивление официальной цензуры,
создаются повести и романы, правдиво отражающие картины фронта и тыла.
Одним из первых таких откровенных произведений стала повесть замечательного
русского прозаика, бывшего фронтовика, в первые месяцы войны кремлевского
курсанта Константина Воробьева – «Убиты под Москвой», написанная
в 1963 г. Она была в то время, как и его повесть «Крик», с осуждением воспринята
критикой, за якобы принижение героического начала в изображении Великой
Отечественной войны, преувеличение в показе неудач и поражений, имевших
место в ее начале.
Однако содержание этого произведения Воробьева гораздо сложнее. Автор
действительно переживает вместе со своими героями драматические военные
события. Он описывает самое начало войны, ее самый горький, во многом непредсказуемый
и определяющий для всей будущей четырехлетней трагической эпопеи
этап – оборону и сражение за Москву.
Писатель-фронтовик Юрий Васильевич Бондарев дебютировал в 50-х годах.
Это было время, когда из огромного количества книг о войне выделилось целое
направление, позднее получившее в критике название «лейтенантская проза».
6
Стр.8
№ 4 • 2015
К нему принадлежали писатели, близкие друг к другу по биографии, по художественным
воззрениям, восприятию войны и окружающей действительности. Основным
жанром этих писателей становится повесть, критики иногда называют ее,
подчеркивая стилевые особенности, фронтовой лирической повестью. Так, в течение
50–60-х гг. вышли в свет «Батальоны просят огня», «Последние залпы»
Ю. Бондарева, «Южнее главного удара», «Пядь земли» Г. Бакланова, «Повесть о моем
ровеснике» Ю. Гончарова, «До свидания, мальчики» Б. Балтера, «Звездопад» В. Астафьева,
«Один из нас» В. Рослякова, «Крик» и «Убиты под Москвой» К. Воробьева.
Эпизоды Сталинградской битвы легли в основу повести Ю. Бондарева «Горячий
снег» (1965–1969). Как и у К. Воробьева, главный смысл бондаревского произведения
состоит в показе личности молодого воина на фронте, в окопах, в бою.
Писатель прослеживает, что происходит в душе солдата, командира-лейтенанта,
а также генерала во время боя, среди стонов и крови, что он переживает и какие
извлекает для себя уроки «на всю оставшуюся жизнь».
Ю. Бондарева и многих других писателей тема Великой Отечественной войны
продолжает волновать в последующие десятилетия, в их творчестве она занимает
немалое, если не основное место. При этом происходит усиление внимания
к философско-этическим проблемам, направленным к проблеме нравственного
выбора, перед которым встает человек на войне или уже через много лет после
ее окончания – герои романов Ю. Бондарева, К. Воробьева («Это мы, Господи!..»,
«И всему роду твоему…»), В. Кондратьева («Сашка»). Авторов волнует преемственность
поколений, память о тех, кто остался навсегда на поле сражения «девятнадцатилетними»
(Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»), как отразился в душах
фронтовиков День Победы («Красное вино победы» Е. Носова). Иногда писатели,
в т. ч. и фронтовики, пытаются осмыслить цену завоеванной победы (В. Астафьев
«Прокляты и убиты», Г. Владимов «Генерал и его армия»).
Такой теме, как женщины и война, женской доле в период Великой Отечественной
войны посвятил свою книгу С. Баруздин «Повести о женщинах». Одна из
повестей названа «Ее зовут Елкой». Многим известна повесть Б. Васильева «А зори
здесь тихие…», повествующая о трагической судьбе пяти девушек. Лирический
рассказ Б. Васильева «Встречный бой» – о юной связистке, ефрейторе Брусковой,
о ее первой и последней любви.
Нельзя не сказать о произведениях, объединенных темой дети и война.
Вспомним повести о военном детстве: «Сын полка» В. Катаева, «Девочка из города»
Л. Воронковой, «Иван» В. Богомолова.
Все проблемы, затронутые в произв едениях о Великой Отечественной войне,
не остались в прошлом. Они современны, заставляют нас размышлять над ними
и особенно бережно сохранять память о том, что было на земле. Хранить память
и передавать ее будущим поколениям.
2. Рассказ обучающегося о творчестве М. Шолохова. Презентация «Судьба
человеческая – судьба народная».
Список званий и наград Михаила Александровича Шолохова говорит о значительности
фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.
М. Шолохов – академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, автор
7
Стр.9