№ 8 • 2010
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование»
Богданова Е.В. – первый заместитель директора,
главный редактор Издательского дома МЦФЭР
Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии
Международного университета «Дубна»
Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования
ГАОУ ВПО «Московский институт
открытого образования»
Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование»
Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР
ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой
г. Москвы
Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной
политики Департамента образования г. Москвы
Тараданова И.И. – заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере общего образования
Минобрнауки России
Седова С.В. – руководитель структурного подразделения
школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576
г. Москвы
Чернобай Е.В. – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры
развития образования ФГАОУ ДПО
«Академия повышения квалификации
и профессиональной переподготовки
работников образования»
Шавринова Е.Н. – канд. пед. наук, заведующая
Институтом развития образования
Санкт-Петербургской академии
постдипломного педагогического образования
№ 3
2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Управляем воспитательным процессом
Фокина И.И.
4 Программа гражданско-патриотического воспитания
«Я – гражданин России»
Цель, задачи, принципы, этапы и направления. Мероприятия по реализации
программы гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России»
Жукова Н.А.
13 Воспитательный потенциал классного часа
Особенности деятельности классного руководителя. Компоненты классного
часа. Типы и направления классных часов. Положение о классном часе
Курганский С.М.
21 Диспут как метод воспитания
Методика планирования, организация, алгоритм проведения диспута, рефлексия.
Примерный план проведения диспутов в общеобразовательной организации
на учебный год
Растем профессионально
Анисимова М.В., Бегун И.С.
35 Гимнастика до учебных занятий
Примерные комплексы упражнений для обучающихся 1–2-х и 3–4-х классов
Работаем с классом
Лаппо Л.П.
40 Игровой тренинг «Как научить детей учиться»
Тренинг с использованием интерактивных игр
Якушина Е.В.
48 Как подготовить видеопоздравление?
Представление информации. Основные приемы работы с видеокамерой и часто
встречающиеся ошибки. Сервисы для обработки фотографий. Выбор
и использование программы-видеоредактора
Организуем внеурочную деятельность
Камакин О.Н.
56 Классный час «Равняемся на героев-ровесников»
Сценарий классного часа, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной
войне
2
Стр.4
№ 3 • 2015
Общаемся с родителями
Прохорова С.Ю., Абдульманова Г.Х.
63 Интерактивное родительское собрание
«Мы и наши дети»
Сценарий родительского собрания, направленного на повышение педагогической
культуры родителей, активизации их роли в жизни детского коллектива,
повышения ответственности за воспитание детей
Работаем с документами
71 Конц епция ФЦП развития образования
на 2016–2020 годы
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «Об утверждении
Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–
2020 годы» (извлечение)
3
Стр.5
УПРАВЛЯЕМ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ
ПРОЦЕССОМ
И.И. Фокина,
старший методист ГБОУ «Городской методический
центр», г. Москва
Программа гражданскопатриотического
воспитания
«Я
– гражданин
России»*
Становление гражданского общества и правового государства во многом зависит
от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В формирование
гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую
культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Особенно остро стоит вопрос об организации и систематической поддержке
общественной работы, направленной:
•
•
на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви
к Родине;
формирование у детей бережного отношения к истории своей страны,
памяти о подвигах и достижениях старших поколений, стремления подражать
им в беззаветном служении отечеству;
* Программа разработана в ГБОУ «Центр образования № 1429 имени Героя Советского Союза
Н.А. Боброва», г. Москва.
4
Стр.6
3 • 2015
•
•
готовность каждого гражданина к защите России, даже с оружием в руках;
развитие чувства личной ответственности за судьбу страны.
Благодаря воспитательному потенциалу школа определяет ориентацию конСвойства,
характеризующие гражданина – патумение
любить Родину;
риота своей страны:
неприятие агрессии, жестокости, насилия
над личностью;
умение устанавливать контакты с другими
людьми;
способность интегрироваться в сложившуюся
систему общественных отношений;
умение жить в условиях рынка, обеспечивая
себе экономическую самостоятельность.
Цель, задачи
программы
кретной личности, отвечает за социализацию личности. Детство – лучший возраст
для системы военно-патриотического воспитания,
т. к. это период самоутверждения, активного
развития социальных интересов и жизненных
идеалов.
Социально-педагогические реалии требуют
готовность к объединению для решения
лично и общественно значимых проблем,
к сотрудничеству и согласию;
нового содержания, форм и методов гражданскопатриотического
воспитания. Его реализация
только с помощью знаниевого подхода невозможна,
необходимо внедрение деятельностного
компонента. Для достижения успеха требуется
активное вовлечение в социальную деятельность
и сознательное участие в ней, изменение
климата образовательной организации (далее –
ОО), развитие самоуправления.
Цель программы «Я – гражданин России»: создание условий для формирования
личности гражданина – патриота России с присущими ему ценностями,
взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все
структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные
виды деятельности.
Задачи:
•
проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию
условий для эффективного гражданско-патриотического воспитания
школьников;
•
создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания,
обеспечивающей оптимальные условия развития у обучающихся основных
гражданских качеств;
•
утверждение патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание
уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям
родного края;
•
привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных
и духовно-нравственных ценностей родного края через музейную
деятельность;
•
создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование
целостной системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Принципы военнопатриотического
воспитания
Основополагающие
принципы военно-патриотического воспитания, представляющие
собой исходные руководящие положения при осуществлении практической
деятельности в этой сфере:
•
научность, гуманизм, демократизм;
5
Стр.7
Управляем воспитательным процессом
•
•
•
•
•
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных
ценностей и традиций;
системность, преемственность и непрерывность в развитии обучающихся,
с учетом особенностей различных категорий;
многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения
эффективности воспитания;
направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой
личности на основе индивидуального подхода;
тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Ресурсное обеспечение программы
Группа
Административно-координационная
Консультативная
Педагоги
ОО дополнительного
образования
Специалисты, сотрудничающие
с ОО (социум)
Функции
Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив
Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций
Реализация программы в системе воспитательной
работы.
Использование современных воспитательных
технологий
Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч.
Диагностика.
Участие в мероприятиях ОО
Ожидаемые
результаты
тив педагогов и родителей ОО и рассчитана на 5 лет.
Ожидаемые результаты:
1. В организации, как образовательной системе:
•
•
•
организация работы по военно-патриотическому воспитанию;
обогащение содержания военно-патриотического воспитания;
вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной
деятельности.
2. В образе выпускника:
•
•
качественный рост воспитанности детей;
достижение сформированности у подростка гуманистического отношения
к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности
в саморазвитии;
•
•
активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
способность делать правильный нравственный, социальный и политический
выбор.
Количественные параметры:
•
•
включенность каждого ученика в воспитательные ситуации;
отсутствие детей с девиантным поведением;
6
Состав
Руководитель ОО
Заместитель руководителя
по ВР, руководитель
музея
Педагоги дополнительного
образования, социальный
педагог
Методисты, педагоги
дополнительного образования,
специалисты
Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся, коллек
Стр.8
3 • 2015
•
•
Этапы
реализации
программы
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
самостоятельная организация и проведение мероприятий.
Программа реализуется в 3 этапа:
1. Изучение и анализ состояния военно-патриотического воспитания в ОО,
уровня гражданско-патриотического сознания. Отбор критериев оценки уровня
гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативноправовой
базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического
воспитания.
2. Разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской
позиции и воспитание патриотических чувств. Отбор методов, методик
по программе, внедрение современных технологий.
3. Оценка эффективности мероприятий, направленных на военно-патриотическое
воспитание.
Направления
программы
Программа «Я – гражданин России» реализуется по следующим направлениям:
1. «Связь поколений» (работа школьного музея).
Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества,
его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
•
•
•
воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;
сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;
способствовать
формированию у обучающихся чувства сопричастности
к истории и ответственности за будущее страны.
2. «Растим патриота и гражданина России» (урочная, внеурочная деятельность).
Цель:
формирование гражданской и правовой направленности личности,
активной жизненной позиции.
Задачи:
•
•
•
воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав
другого человека;
формировать культуру проявления гражданской позиции;
формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным
символам России.
3. «Клуб юных моряков».
Цель: создание резервного фонда для пополнения рядов специалистов, связавших
свою карьеру с флотом, судовождением, кораблестроением.
Задачи:
•
•
•
практическое применение полученных навыков и знаний на плавательной
практике на маломерных судах на реке Волге и других водоемах;
формирование у членов клуба теоретических знаний в морском деле
и применение их на практике;
развитие в молодых людях лидерских качеств и организаторских способностей;
7
Стр.9