Узнайте
в I полугодии 2015 года
Подпишитесь на журнал
«Справочник классного
руководителя»
Оформить подписку так же просто, как перевернуть страницу
В интернет-магазине
www.proflit.ru/edu
В редакции
Тел.: 8 (495) 937-9082, 933-6317
На почте (годовой и полугодовой индексы)
«Роспечать» – 36423, 36421
«Почта России» – 99350, 99347
«Пресса России» – 88032, 88030
Открыта
подписка!
Реклама
Стр.3
Как оформить подписку на издания
«МЦФЭР Образование»
По телефону
8 (495) 937-9082
В интернет-магазине
www.proflit.ru/edu
На почте
Воспользуйтесь каталогами
«Роспечать», «Почта России», «Пресса России»
Годовые и полугодовые подписные индексы изданий
Издание
Комплект журналов «Образцовая школа.
Управление»
Комплект журналов «Образцовая школа.
Обучение и воспитание»
Журнал «Справочник руководителя
образовательного учреждения»
Журнал «Справочник заместителя директора
школы»
47674
47683
82999
81371
«Роспечать»
«Почта России»
84171
84133
16689
73237
73194
84122
99742
73236
«Пресса России»
год полугодие год полугодие год полугодие
81373
88239
47676
81319
81366
88241
10291
88139
88140
88287
44733
88138
Журнал «Справочник классного руководителя» 36423 36421 99350 99347 88032 88030
Журнал «Управление начальной школой»
47671
Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа»
Журнал «Нормативные документы
образовательного учреждения»
Журнал «Управление образовательным
учреждением в вопросах и ответах»
Комплект журналов «Образцовый детский сад»
Журнал «Справочник руководителя дошкольного
учреждения»
Журнал «Справочник педагога-психолога.
Детский сад»
Журнал «Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения»
Журнал «Медицинское обслуживание и организация
питания в ДОУ»
84294
20589
47554
47687
83638
84295
Журнал «Справочник музыкального руководителя» 70439
36906
46115
47670
80804
20588
48889
81375
83637
80821
84541
36905
37291
84200
16690
63485
84188
84181
12516
16687
31408
73485
79429
84191
12607
63484
79909
73341
12515
12606
24379
99647
10270
88243
44906
87938
88240
88250
43667
44908
41265
88141
89070
88242
44949
87937
88175
88142
38860
44950
43656
88065
88522
Подробную информацию об изданиях «МЦФЭР Образование»
вы можете посмотреть на сайтах www.resobr.ru и www.menobr.ru
Реклама
Стр.4
№ 8 • 2010
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование»
Богданова Е.В. – первый заместитель директора,
главный редактор Издательского дома МЦФЭР
Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии
Международного университета «Дубна»
Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования
ГАОУ ВПО «Московский институт
открытого образования»
Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование»
Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР
ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой
г. Москвы
Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной
политики Департамента образования г. Москвы
Тараданова И.И. – заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере общего образования
Минобрнауки России
Седова С.В. – руководитель структурного подразделения
школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576
г. Москвы
Cпасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета
общего и профессионального образования
Ленинградской обл.
Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского
института столичного образования ГБОУ ВПО
«Московский городской педагогический
университет»
№ 12
2014
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Управляем воспитательным процессом
Нечаев М.П.
6 Организационно-методические и нормативноправовые
основы дежурства обучающихся по школе
Условия организации дежурства. Положение о дежурстве классов по школе.
Правила для обучающихся
Растем профессионально
Обласова Л.С.
12 Семинар-практикум
«Психологическое здоровье педагога»
Психическое здоровье и психологическая помощь. Психокоррекция и саморегуляция.
Диагностика: тест «Крепкие ли у вас нервы?»
Работаем с классом
Оськина С.В.
17 Закон о семье. Закон в семье
Занятие посвящено нормативно-правовым основам брака и семьи и рассчитано
на обучающихся 7–8-х классов
Галяпина В.Н., Резванова И.Ю.
25 Игровые техники развития коммуникативных навыков
обучающихся
Упражнения и ролевые игры для развития умений эффективно использовать
вербальные и невербальные средства общения, предотвращать конфликты,
налаживать отношения и вести переговоры, работать в команде
Организуем внеурочную деятельность
Анестратенко М.В.
43 Музыкальный Новый год
Сценарий мероприятия, посвященного Новому году (для обучающихся
7–10-х классов)
Уроки, рекомендованные Минобрнауки России:
47 Права потребителей
54 Основы безопасности жизнедеятельности
64 История славянской письменности
4
Стр.6
№ 12 • 2014
Работаем с документами
73 Предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми
в группах продленного дня
Методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию
предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного
дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования
Календарь
77 Дед Мороз, Паккайне и Сагаан Убгэн
5
Стр.7
УПРАВЛЯЕМ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ
ПРОЦЕССОМ
М.П. Нечаев,
д-р пед. наук, проф. каф. управления развитием
образовательных систем ГАОУ ВПО
«Московский институт открытого образования»,
чл.-корр. Международной академии наук
педагогического образования
Организационнометодические
и
нормативно-правовые
основы дежурства
обучающихся по школе
Дежурство обучающихся по школе – уникальная форма трудового воспитания,
способствующая развитию ученического самоуправления, сплочению детсковзрослого
коллектива и эффективной организации субъект-субъектного взаимодействия
участников образовательных отношений. Она представляет собой особым
образом организованную деятельность детей – социально обусловленную,
общественно и личностно значимую, направлена на удовлетворение потребностей
ребенка в самостоятельности, общении, самореализации, ориентирована на какую-либо
цель или идею.
Дежурный класс является временным органом общешкольного самоуправления.
Цель организации дежурства по школе – создание педагогических условий,
способствующих формированию навыков самообслуживания, позволяющих
школьникам раскрыть индивидуальные организаторские способности, реализо6
Стр.8
№ 12 • 2014
вать коммуникативные потребности в рамках общественно значимой деятельности
на благо школьного сообщества.
Принципы организации дежурства по школе:
1. Равноправие – все имеют право голоса при подготовке дежурства и при
принятии коллективных решений.
2. Выборность – полномочия ответственного за дежурство приобретаются
в результате выборов.
3. Гласность – состояние дежурства и результативность работы на закрепленных
объектах открыты для всех.
Условия организации дежурства по школе:
наличие личностно и социально значимой деятельности,
в рамках которой школьники могли бы
удовлетворить свои психо-социальные потребности
(в общении, признании, самоутверждении);
педагогическая поддержка, на основе которой
создаются традиции общешкольного коллектива
и через которую передается социальный опыт;
социально-ценные чувства и переживания в ходе
совместной деятельности, значимой для подрастающего
поколения, содействующей трудовому
воспитанию личности.
4. Законность – неукоснительное соблюдение
правовых и нормативных актов школы.
5. Целесообразность – деятельность
направлена на реализацию потребностей
в организации деловой жизни всего детсковзрослого
коллектива.
6. Гуманность – действия всех участников
образовательных отношений основываются
на нравственных принципах.
7. Самодеятельность – активность и самостоятельность
обучающихся.
8. Ответственность – отчет о проделанной
работе и ее результатах перед коллективом.
Через организацию дежурства по школе решаются следующие задачи:
1. Демократизация школьной жизни.
2. Социализация школьников, формирование у них активной жизненной позиции,
стремления самим строить свою жизнь, чувства сопричастности к событиям,
происходящим вокруг и ответственности за эти события.
3. Формирование культуры деловых отношений на основе взаимодоверия
и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.
4. Формирование умения планировать свою деятельность, рационально использовать
свое время, доводить начатое дело до конца, объективно оценивать
результаты деятельности.
5. Формирование навыков управления общественной жизнью на уровне
ученика, команды, класса, школьного коллектива.
Роль педагога
Педагогические позиции в организации дежурства по школе:
1. Дежурство по школе – не только средство воспитания, но и часть детской
жизни.
Школа должна стать для детей средоточием жизни, а не местом механической
подготовки к ней. Участвуя в дежурстве по школе, дети реализуют свои социальные
потребности, права и обязанности, приобретают необходимый жизненный опыт,
получают условия для полноценного взросления, поэтапного развития личности.
2. Дежурство по школе должно сохранить общественную природу.
Вытекая из общественной природы ученического самоуправления, его деятельность
не должна совпадать с содержанием деятельности администрации
7
Стр.9