Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник классного руководителя

Справочник классного руководителя №8 2014 (214,96 руб.)

0   0
Страниц84
ID312881
АннотацияПрактический журнал по организации воспитательной работы, учебного процесса и внеурочной деятельности в школе для классного руководителя. Лучшие примеры из практики и рекомендации ведущих экспертов в области педагогики, психологии, права, приведенные на страницах журнала, помогут классному руководителю проводить эффективную воспитательную работу, успешно проходить проверки контролирующих органов и контролировать учебный процесс.
Справочник классного руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №8 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312881 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№8/август/2014 И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО www.menobr.ru Функции классного руководителя в современной школе Методика подготовки и проведения открытого занятия Адаптация детей к школе после летних каникул Предоставление государственной поддержки образовательного кредитования ЛУЧШЕЕ ИЗ ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Комплект «Образцовая школа. <...> Школа» Сопровождение образовательного процесса «Справочник классного руководителя» Организация и контроль воспитательной работы в школе «Управление начальной школой» Организация учебного процесса в соответствии с новым образовательным стандартом Как оформить подписку на комплект В редакции: Тел. <...> : 8 (495) 937-9082, 8 (495) 933-6317; е-mail: ap@mcfr.ru В интернет-магазине: www.proflit.ru/edu На почте (полугодовые и годовые индексы): «Роспечать» – 47683,47676; «Почта России» – 84133, 84122; «Пресса России» – 88241, 88287 Реклама № 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. <...> 16 Методика подготовки и проведения открытого занятия Основные виды открытых занятий. <...> 27 Первый классный час Первая встреча с классом. <...> 35 Как помочь ребенку адаптироваться к школе после летних каникул Памятки для педагогов и родителей обучающихся «Адаптация ребенка к школе после летних каникул». <...> 2 № 8 • 2014 Работаем с документами 63 Методические рекомендации по профилактике заражения ВИЧ Методические рекомендации по профилактике заражения ВИЧ, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (МР 3.1. <...> 73 Образование в кредит Правила предоставления государственной <...>
Справочник_классного_руководителя_№8_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_классного_руководителя_№8_2014.pdf
№ 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Cпасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской обл. Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» № 8 2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Управляем воспитательным процессом Куркин Е.Б. 4 Функции классного руководителя в современной школе Организационная и воспитательная деятельность классного руководителя. Координация образовательной деятельности учителей-предметников. Организация самоуправления школьников. Взаимодействие с родителями и социальным окружением. Растем профессионально Исенко С.П. 16 Методика подготовки и проведения открытого занятия Основные виды открытых занятий. Цели и задачи, структура. Примерные требования к организации открытых занятий. Система оценки качества. Работаем с классом Нечаев М.П. 27 Первый классный час Первая встреча с классом. Знакомство с учащимися. Формирование имиджа учителя. Опросник «Умеете ли вы влиять на других». Калинина А.В. 35 Как помочь ребенку адаптироваться к школе после летних каникул Памятки для педагогов и родителей обучающихся «Адаптация ребенка к школе после летних каникул». Паскал В.В. 39 Психологический тренинг «Моя жизнь в моих руках» Сценарий тренинга для учащихся 5–6-х классов. Общаемся с родителями Шакарян К.А. 52 Летний отдых. Как обойтись без потерь? Рекомендации специалистов по организации летнего отдыха. Памятка для выезжающих за рубеж. 2
Стр.4
№ 8 • 2014 Работаем с документами 63 Методические рекомендации по профилактике заражения ВИЧ Методические рекомендации по профилактике заражения ВИЧ, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (МР 3.1.0087-14). 73 Образование в кредит Правила предоставления государственной поддержки образовательного кредитования. А также 46 Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS 3
Стр.5
УПРАВЛЯЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ Е.Б. Куркин, канд. пед. наук, вед. науч. сотр. ФГАУ «Федеральный институт развития образования», г. Москва Функции классного руководителя в современной школе Прежде чем начинать разговор о функциях классного руководителя, нам необходимо договориться об общем понимании того, что такое современная школа. В нашем представлении – это та школа, где приоритетность воспитания признана и принята педагогическим коллективом. Ведь еще К.Д. Ушинский отмечал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием». Такая позиция не пользуется популярностью у классных руководителей. Будучи предметниками, основное свое предназначение они видят в том, чтобы этим предметом «наполнить головы» своих учеников. Мы настаиваем, что преподавателей с таким пониманием сути воспитания нельзя допускать до классного руководства. Этим делом должны заниматься люди, преданные не предмету, а детям, и в этом особенность педагогов и педагогики. В буквальном переводе с греческого педагогика – детоводческое мастерство. Поэтому содержанием деятельности классного руководителя и является это самое детоведение на уровне мастерства. Само название «классное руководство» нельзя признать удачным, скорее подойдут такие определения, как наставничество, педагог-наставник, а также воспитание, классный воспитатель, классовод и т. д. Это можно рассматривать как предложение о переименовании единственной в школе педагогической единицы, имеющей прямое отношение к воспитанию школьников. 4
Стр.6
№ 8 • 2014 Опытный классный руководитель знает: воспитательная деятельность безгранична, а работу классного руководителя нельзя описать в инструктивных документах, в ней много такого, что не поддается языку инструкции. Поэтому документ, подготовленный нами, – рекомендации классному руководителю. Этот документ призван обозначить основные направления воспитательной и организационной деятельности в классе, помочь классному руководителю не утонуть в многообразии дел, а выделять главное, не пытаться везде и во всем успеть самому, а управлять воспитательными процессами в классе, делегируя свои полномочия коллегам, активу школьников и родителей. Задачи воспитательной и организационной деятельности в зависимости от возраста школьников сильно различаются. Поэтому написать общие рекомендации для всех классов затруднительно. Мы ограничились основной школой, рассматривая воспитательный процесс в рамках этой школы как нечто единое, так, как это видит классный руководитель, работающий с учениками одного класса, пока они учатся в основной школе. Все, что делается в рамках программ воспитания и планов классного руководителя, представляет собой некую систему в пределах основной школы, когда содержание воспитательной деятельности классного руководителя и его класса меняется по мере взросления и развития детей. Однако следует иметь в виду, что процессы воспитания начинаются не в основной школе. Фундамент образования закладывается в дошкольном возрасте и в начальной школе. В основную школу дети приходят имея определенный опыт образования, не всегда положительный. Любой опыт при наличии условий развивается, поэтому у классного руководителя сложная задача: с самого начала выявить тенденции развития образовательного опыта у каждого ученика и с учетом этого строить свою работу, развивая положительные тенденции и не поддерживая отрицательные. Функциональные обязанности классного руководителя 1. Назначение классного руководителя 1.1. Классным руководителем может быть назначен учитель, имеющий высшее педагогическое образование и прошедший переподготовку по специальной программе, а также педагогический стаж не менее трех лет. 1.2. В условиях, когда в школе формируется или существует воспитательная система, желательно соблюдение преемственности воспитательных функций между начальной и основной школой. В этом случае классные руководители 9-х классов основной школы знакомятся с работой учителей-классоводов 4-х классов начальной школы, изучают особенности классов, проблемы учащихся и их родителей. Вместе с учащимися 9-х классов, являющимися по традиции шефами четвероклассников, приходящих им на смену, реализуют совместные проекты в начальной школе. 1.3. Решение о назначении классного руководителя в будущем 5-м классе принимается заранее, в конце текущего учебного года, а учитель, назначаемый классным руководителем, ко времени начала своей работы с классом должен 5
Стр.7
Управляем воспитательным процессом вести часы в этом классе, обладать авторитетом среди родителей и уважением среди учащихся класса. 1.4. Классный руководитель принимает класс у учителя начальной школы в конце учебного года по составленной учителем характеристике класса как педагогической системы. Характеристика описывает: • уровни успешности обучающихся по итогам обучения в начальной школе, их продвижение в развитии, обучении и воспитании; • состояние класса как педагогической системы: групповая структура, наличие лидеров и способность к групповой проектной деятельности, группа риска и ее место в структуре класса, интересы школьников, развитие способностей и склонностей, участие в кружковой деятельности и т. д.; • проблемные обучающиеся и причины их отставания, возможные варианты ликвидации отставания: повторный курс, направление в специальные учебные заведения, индивидуальные занятия. 2. Организационная деятельность классного руководителя на начальном этапе основной школы 2.1. Учитывая информацию характеристики, представленной учителем начальной школы, классный руководитель разрабатывает карту класса как первичной педагогической системы исходя из состояния здоровья обучающихся на момент перехода в 5-й класс, реальной успеваемости (по результатам собственного тестирования), состояния класса как педагогической системы. 2.2. Посещая уроки коллег, консультирует их об особенностях класса и учащихся. Изучает состояние классов в параллели, совместно с коллегами планирует меры по совершенствованию структуры классов за счет перегруппировки учащихся в рамках одновозрастной параллели. 2.3. Совместно с коллегами, преподающими другие предметы, изучает возможности учащихся по усвоению программы основной школы. В случае необходимости инициирует дифференциацию учащихся и формирование межклассных групп коррекции, а также направление отдельных учащихся на медико-педагогическую комиссию. 2.4. Изучает традиции, сложившиеся в начальной школе, отношения между детьми, модели поведения, уровни и способы общения, а также готовность учащихся к взаимодействию в составе группы, наличие формальных и неформальных лидеров, неформальных групп доминирования, диффузных групп (по интересам), фиксирует результаты наблюдений в дневнике педнаблюдений. 3. Воспитательная деятельность (начальный этап) 3.1. В зависимости от результатов изучения состояния классного коллектива классный руководитель определяет цели своей деятельности по формированию классного коллектива как первичной педагогической системы. 3.2. В неразвитом коллективе при отсутствии у обучающихся навыков кооперирования деятельности классный руководитель намечает программу воспитательной деятельности и тренингов, направленных на формирование коммуникативных универсальных действий и умений. Программа оформляется в виде вос6
Стр.8
№ 8 • 2014 питательного проекта и рассчитывается на участие в ее реализации всех учителей, составляющих в данном случае бригаду работающих с конкретным классом. Классный руководитель в этом случае является руководителем проекта. 3.3. Результатом реализации проекта, представляющего собой комплекс различных мероприятий и малых дел: тренингов, конкурсов, семинаров, акций, клубов, где осуществляется совместная деятельность учащихся в самоорганизующихся динамических учебных группах, кроме всего прочего, должен стать эффект формирования учебного коллектива в классе. Этот формирующий эффект обеспечивают следующие факторы: • выделение группы положительного доминирования; • формирование отношения к учебной и воспитательной деятельности как к деятельности совместной, кооперируемой; • осознание преимуществ совместной деятельности, овладение способами соорганизации деятельности и т. д. 3.4. В итоге классный руководитель должен убедиться, что у учащихся класса сформированы способы совместной учебной деятельности в достаточно полном объеме. Благодаря этому школьники могут не только спланировать свою работу в соответствии с намеченной целью и распределить обязанности между членами группы, но и удерживать цель до окончания работы. В процессе работы подростки активно обмениваются способами совместной деятельности, а при контроле и оценке результата пытаются оценивать себя объективно, с позиции другого человека. При подборе «сотрудников» в группах учащиеся отмечают их способность распределить обязанности в группе, организовать совместные занятия, увидеть, правильно или неправильно работает каждый член группы. 3.5. Групповая деятельность позволяет выделить: • учащихся, признанных группой и классом способными достаточно объективно оценивать качество деятельности каждого в условиях совместной деятельности (референтная группа); • учащихся, способных организовать деятельность группы (группа лидеров); • знатоков отдельных предметов деятельностного содержания (группа специалистов); • учащихся, отличающихся меньшей активностью (пассив); • учащихся, обладающих уникальными способностями к чему-либо; • физически сильных и физически слабых учащихся. 3.6. Одновременно в классе должно происходить сближение ценностных ориентиров в нравственной и деловой сферах в подходах к целям и задачам совместной деятельности, что повышает уровень сплоченности класса, обеспечивает его активность, способствует повышению качества межличностных отношений. 4. Планирование самодеятельности учащихся 4.1. Планирование деятельности классного коллектива – это совместное творчество, возможности которого зависят от уровня сформированности классного коллектива. План внеучебной самодеятельности класса как первичной педагогической системы и план классного руководителя – это разные планы. 7
Стр.9