Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Издательский дом МЦФЭР
Директор
Главный редактор
МЦФЭР Образование
Коммерческий директор
Директор по развитию
образовательных
и региональных проектов
Объединенная редакция
«Образование»
Главный редактор
Бодякина Т.П.
Редакция
Шеф-редактор Кушнарева Н.В.
Ответственный редактор
Костылева К.В.
Редакторы Осадчая Т.Н.
Агуреева Т.Н.
Баринова Л.П.
Семенова В.В.
Романова Е.П.
Выпускающий редактор
Дизайн
Верстка Першина Н.Е.
Секретарь редакции
тел.: 8 (495) 937-90-80
(многоканальный)
Адрес редакции
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17;
тел.: 8 (495) 937-90-80
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9;
e-mail: doshkolnik@mcfr.ru;
Сайты: www.resobr.ru; www.profl it.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 83637 (полугодовой), 83638 (годовой);
«Почта России» – 12515 (полугодовой), 12516 (годовой);
«Пресса России» – 38860 (полугодовой), 43667 (годовой)
Отдел продвижения
Владимирова А.С.
Кондрашова Ю.О.
Полтева Н.Ю.
тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный)
Размещение рекламы
тел.: 8 (495) 937-90-80 (доб. 27-45);
e-mail: nsinitsina@mcfr.ru
Служба клиентской поддержки
тел.: 8 (495) 933-63-22, 8 (495) 937-90-82
e-mail: ap@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
На обложке использована фотография Fotolia/PhotoXPress.ru.
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Свидетельство: ПИ № 77-18062 от 18.05.2004.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций.
Цена свободная.
Подписано в печать 08.06.2015. Выход в свет 25.06.2015.
Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 10,08. Тираж 21 000 экз. Изд. № 7114. Заказ № 2617.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в АО «Первая Образцовая типография»
Филиал «Чеховский Печатный Двор»
142300, Московская обл., г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1
Сайт: www. chpd.ru; e-mail: salеs@chpd.ru, тел.: 8 (499) 270-73-59
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
9 771813 367154
Синицина Н.Ю.
Калганова Н.Н.
Межанский М.А.
Заместитель генерального директора,
директор «МЦФЭР Образование» Дулинов М.В.
Гирихиди В.П.
Богданова Е.В.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Макарова С.М.
Заместитель коммерческого
директора Полуэктова-Жежеря Ю.В.
Слепушенко О.А.
Башкина Г.В. – начальник отдела экономики образования
Центра стратегических разработок ГБОУ ВПО
Московской области «Академия социального
управления»
Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР
Вавилов А.И. – cтарший научный сотрудник Центра правовых
прикладных разработок Института развития
образования ФГАОУ ВПО «Национальный
исследовательский университет “Высшая школа
экономики”»
Дулинов М.В. – директор ТН «МЦФЭР Образование»
Дядюнова И.А. – зав. кафедрой начального и дошкольного
образования ФГАОУ ДПО «АПК и ППРО»
Левицкий М.Л. – доктор педагогических наук, кандидат
экономических наук, директор Института
менеджмента ГБОУ ВПО «Московский
городской педагогический университет»
Мосов А.В. – руководитель экспертного направления
некоммерческого партнерства «Росконтроль»,
зав. лабораторией Научно-исследовательского
института детского питания
Степанова М.И. – доктор медицинских наук, зав. лабораторией
гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены
и охраны здоровья детей и подростков
ФГБУ «НЦЗД» РАМН
Тараданова И.И. – зам. директора Департамента государственной
политики в сфере общего образования
Минобрнауки России
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Абанкина И.В. – директор Института развития образования
ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский
университет “Высшая школа экономики”»
Данилина Т.А. – и. о. директора ГБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 417» г. Москвы
Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного
образования министерства образования
и науки Челябинской области
Малова Г.П. – руководитель структурного подразделения
ГБОУ «Гимназия № 1619 им. М.И. Цветаевой»
г. Москвы (д/о № 733)
Понкратова В.Н. – эксперт аппарата Профсоюза работников
народного образования и науки РФ
Чеха В.В. – кандидат юридических наук, проректор
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический
государственный университет»
Шевченко Т.Н. – кандидат экономических наук,
зам. директора Института менеджмента
ГБОУ ВПО «Московский городской
педагогический университет»
ISSN 1813-3673
07
№ 7 | июль | 2015
Стр.3
Как сделать свою работу
ярче и интереснее?
Подпишитесь на комплект «Образцовый детский сад»
Соберите серию полезных
плакатов, с которыми
удобно и приятно
работать каждый день!
Получайте новый плакат каждые 6 месяцев
Темы следующих двух плакатов:
Независимая оценка качества образовательной деятельности
Критерии оценки качества образовательной деятельности
8 (495) 937-90-82; ap@mcfr.ru
Интернет-магазин: www.proflit.ru/edu
Реклама
Стр.4
Содержание
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
Интервью
6
С чего начинается социализация
Интервью с доктором педагогических
наук, профессором кафедры дошкольного
образования Института педагогики
и психологии образования МГПУ,
заслуженным учителем РФ
Светланой Козловой.
Правовая поддержка
Павел Гулидов
9
Законодательные основы
защиты прав детей
дошкольного возраста
СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ
Профилактическая работа
Лариса Байбородова,
Дина Сахаровская
15
24
Программа профилактики
жестокого обращения с детьми
дошкольного возраста
Ответственность
педагогических работников
за нарушение требований
профессиональной этики
В суде
27
Об отказе в привлечении
детского сада
к ответственности
за жестокое обращение
с ребенком
№ 7 • 2015
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Блицопрос
31
Сотрудничает ли ваш
детский сад с органами
защиты прав детей?
Организационные решения
Светлана Босякова,
Маргарита Даминова,
Светлана Подольная
33
Взаимодействие детского
сада с социальными
учреждениями по профилактике
семейного неблагополучия
Анна Князева, Любовь Закоморная
43
Как работать
с неблагополучными
семьями в детском саду
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ
Лучший опыт
Ольга Волокитина
53
Организация деятельности
православного детского сада
Ольга Афанасьева, Инна Акеньшина
60
Создание этнокультурной
среды для дошкольников
3
Стр.5
ИНФОРМАЦИОННАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Консультация специалиста
Алла Фазлетдинова
65
Влияние гаджетов
на социализацию детей
дошкольного возраста
Работа с родителями
Галина Пятахина, Елена Кисина
71
Как обеспечить
информационную безопасность
воспитанников
НОВЫЙ ДОКУМЕНТ
Обзор законодательства
75
76
Утверждена Стратегия
развития воспитания
в Российской Федерации
Принят план мероприятий
по реализации Концепции
развития дополнительного
образования детей
76
Подготовлены методические
рекомендации по проведению
независимой оценки качества
образовательной деятельности
В деталях
Вера Понкратова
78
Изменения в регулировании
продолжительности ежегодных
основных удлиненных
оплачиваемых отпусков
Постановление Правительства РФ
от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных
удлиненных оплачиваемых отпусках»
Римма Мубаракшина
86 О рабочем времени
педагогических работников
Приказ Минобрнауки России
от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной
платы) педагогических работников
и о Порядке определения учебной
нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре»
4
Стр.6
Не успеваете отслеживать
все законодательные нововведения?
Теряетесь в тонкостях
составления локальных нормативных актов?
Устали от неграмотных
или устаревших рекомендаций?
Опасаетесь, что не соответствуете
требованиям контролирующих органов?
В системе вы найдете:
пошаговые инструкции для
административной деятельности
шаблоны локальных нормативных актов
и примеры их заполнения
самую свежую и полную базу нормативных
правовых актов
компетентные комментарии экспертов
отрасли
Экспертно-правовая онлайн-система для администрации школ и детских садов
Демоверсия на сайтах www.resobr.ru, www.menobr.ru
Интернет-магазин: www.proflit.ru/edu
Электронная
система
«Образование» –
решение ваших
проблем!
Реклама
Fotolia/PhotoXPress.ru
Стр.7
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
Интервью
Одним из принципов дошкольного образования в соответствии
с ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, государства и общества.
О том, с какими проблемами сталкиваются сегодняшние
дошкольники при введении в социум, рассказывает доктор
педагогических наук, профессор кафедры дошкольного
образования Института педагогики и психологии образования
МГПУ, заслуженный учитель РФ Светлана Козлова.
С чего начинается
социализация
Светлана Акимовна, расскажите, пожалуйста,
какое внимание сегодня уделяется
социализации детей дошкольного возраста?
Слово «социализация» и понятие, которое
оно означает, довольно древние, но в отечественной
педагогике они прижились совсем
недавно.
Когда-то понятие социализации, а особенно
социализации и индивидуализации, считалось
лженаучным, буржуазным. Причиной этому
стало постановление 1936 года о педологических
извращениях в системе Наркомпросов,
которое запретило науку педологию, изучавшую
развитие ребенка, его индивидуальность.
В 90-е годы о социализации заговорили вновь.
Однако потребовалось некоторое время,
чтобы в психологии и педагогике это понятие
укрепилось.
Сегодня тема социализации вновь стала актуальной.
Посмотрев на современных детей, мы
вдруг поняли, что они очень изменились и уже
не такие, какими были дети 20 или 30 лет назад.
Мы заговорили о детях индиго, об одаренных
детях. Но важно не просто констатировать
эти явления, а исследовать их, понять причины.
6
А причины связаны с социализацией: дети
по-разному адаптируются к социуму, воспринимают
его по-разному и поэтому становятся
такими разными.
Ранее в ФГТ была включена образовательная
область «социализация». Во ФГОС дошкольного
образования ее заменили на образовательную
область «социально-коммуникативное развитие».
Есть ли между ними принципиальная разница?
Под социально-коммуникативным развитием
понимается умение общаться.
Социализация – понятие более широкое, потому
что включает все, что происходит с ребенком
после рождения, когда он превращается
из биологического существа в социальное.
Все, что делает человека человеком: математика,
коммуникация и, естественно, развитие
речи – все это социализация.
Данные понятия часто путают, и говорят, что
социализация – это общение, и если ребенка
научили общаться, значит он социализирован.
Но это, конечно, далеко не так. Ведь чтобы
общаться с людьми, нужно иметь социальный
опыт, знать, что сказать тому, с кем ты об
Стр.8
СЛОВО ЭКСПЕРТУ | Интервью
щаешься. А это, в свою очередь, зависит от
внутреннего мира человека. Здесь появляется
понятие индивидуализации. Если социализация
– это внешний процесс, то индивидуализация
– внутренний. То есть у каждого ребенка
социализация происходит индивидуально.
В обучении и воспитании индивидуализация
обеспечивается за счет применения отдельных
методов учета особенностей ребенка, уровня
его развития.
Какие условия должны быть созданы в детском
саду для выполнения требований ФГОС
дошкольного образования по социализации
и индивидуализации дошкольников?
Конечно, очень важна предметно-развивающая
среда. Она должна быть не законсервированной,
а изменчивой, гибкой – в зависимости
от возраста ребенка. Среда должна меняться,
чтобы стимулировать его развитие.
Сегодня в детских садах для этого есть все
необходимые материальные условия, нужно
только умело их использовать.
Причем предметно-развивающая среда не
обязательно должна быть богатой. Важно не
разнообразие, а содержание, качество этой
среды: должны быть развивающие игры, возможность
сымитировать ситуации, в которые
ребенок может попасть, и разрешить эти
ситуации с помощью взрослого. Этому служат
и игра, и наблюдение, и труд, который,
кстати, очень важен для дошкольника. Если
воспитатель регулярно и грамотно использует
предметно-развивающую среду, то у ребенка
развивается познавательная активность.
Поэтому очень важно, какой взрослый находится
рядом с ребенком. Это должен быть
компетентный педагогический работник.
Причем чем младше ребенок, тем более
высокая квалификация должна быть у воспитателей
и специалистов, которые с ним
занимаются.
Некоторые воспитатели считают, что ребенку
раннего возраста нужны только присмотр и
уход. Это большая ошибка! Ведь в течение
первого года жизни ребенок усваивает больше,
чем за все последующие годы.
№ 7 • 2015
Таким образом, важны оба условия: взрослый,
который рядом с ребенком, и среда, в которой
ребенок живет. Можно сказать, что на этих
двух «китах» основана социализация дошкольников.
Какая
роль в социализации детей отводится
родителям, а какая – детскому саду?
Безусловно, у каждого своя функция в социализации
детей, но разрывать семью и детский
сад в этом смысле нельзя.
Воспитатель в детском саду дает детям знания,
порой даже больше знаний, чем дают родители.
Он может выстроить знания в систему,
чтобы лучше донести их до ребенка.
Но во главе процесса социализации, конечно
же, стоит семья. Ведь в семье происходит
ежеминутная социализация – постоянное,
направленное и не направленное на ребенка
воздействие. Например, мама разговаривает
по телефону со своей подругой, а ребенок
находится рядом. Напрасно мама считает, что
в этот момент она не воспитывает ребенка.
Потому что он все слышит, все воспринимает
и обогащает этим свой социальный опыт. Реплики
родителей очень много значат для детей.
Например, фразы родителя «Вот, понаехали!»
достаточно, чтобы у ребенка на уровне чувств
сформировалось отрицательное отношение
к приезжим.
Именно поэтому в разных формах работы
с родителями задача воспитателя – очень доступно,
логично и заинтересованно рассказать
им о ребенке, о том, что и почему нужно у него
воспитывать. Это, конечно, требует большого
мастерства от воспитателя, ведь далеко не
всегда с современными родителями удается
установить контакт. К родителям нужно найти
подход, чтобы они захотели услышать воспитателя.
Сегодня
многие упрекают родителей за то, что
их дети не отрываются от компьютеров, планшетов,
мобильных телефонов и т. д.
Но, во-первых, это наша действительность,
как можно отстранить от нее ребенка? А вовторых,
что же плохого в том, что трехлетний
ребенок показывает своей бабушке, на какую
кнопку надо нажать, как надо сделать?
7
Стр.9