Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Справочник руководителя дошкольного учреждения №6 2014 (231,08 руб.)

0   0
Страниц100
ID312831
АннотацияВедущее издание для эффективного управления детским садом в соответствии с ФГОС дошкольного образования Управление организацией дошкольного образования: экономика и финансы, судебная практика, внедрение информационных технологий и другие. В журнале освещаются такие аспекты управления организацией дошкольного образования, как: экономика и финансы, судебная практика, внедрение информационных технологий. Кроме этого, в издании представлены образцы локальных актов и необходимых документов, а специалисты отрасли делятся успешным опытом и экспертным мнением в эксклюзивных интервью.
Справочник руководителя дошкольного учреждения .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №6 .— 100 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312831 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 6 июнь 2014 Стратегия развития физической культуры и спорта в дошкольном образовании Оборудование скалодрома в детском саду Медицинский контроль занятий физической культурой Требования безопасности к детской игровой площадке Бухучет приобретения спортивного оборудования ISSN 1813-3673 06 9 771813 367147 Издатель – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Издательский дом МЦФЭР Директор Главный редактор Тематическое направление «МЦФЭР Образование» Коммерческий директор Директор по развитию образовательных и региональных проектов Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Бодякина Т.П. <...> МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 110 “Жемчужинка”», г. Прокопьевск. <...> РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Башев В.В. – директор Центра региональной образовательной политики Института образования ФГОУ ВПО «НИУ ГУ – Высшая школа экономики» Башкина Г.В. – зав. лабораторией нормативного и финансово-экономического обеспечения образования Института управления образованием РАО Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Вавилов А.И. – cтарший научный сотрудник Института образования ФГОУ ВПО «НИУ ГУ – Высшая школа экономики» Дулинов М.В. – директор ТН «МЦФЭР Образование» Дядюнова И.А. – зав. кафедрой начального и дошкольного образования ФГОУ ВПО «АПК и ППРО» Левицкий М.Л. – доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, директор Института менеджмента ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Мосов А.В. – руководитель экспертного направления некоммерческого партнерства «Росконтроль», зав. лабораторией Научно-исследовательского института детского питания Степанова М.И. – доктор медицинских наук, зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН Тараданова И.И. – зам. директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Абанкина И.В. – директор <...>
Справочник_руководителя_дошкольного_учреждения_№6_2014.pdf
ISSN 1813-3673 06 9 771813 367147 Издатель – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Издательский дом МЦФЭР Директор Главный редактор Тематическое направление «МЦФЭР Образование» Коммерческий директор Директор по развитию образовательных и региональных проектов Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Бодякина Т.П. Редакция Шеф-редактор Кушнарева Н.В. Ответственный редактор Костылева К.В. Редакторы Осадчая Т.Н. Агуреева Т.Н. Баринова Л.П. Петрова С.П. Семенова В.В. Романова Е.П. Выпускающий редактор Дизайн Верстка Жафярова Г.Х. Секретарь редакции тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17; тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: doshkolnik@mcfr.ru; Сайты: www.resobr.ru; www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 83637 (полугодовой), 83638 (годовой); «Почта России» – 12515 (полугодовой), 12516 (годовой); «Пресса России» – 38860 (полугодовой), 43667 (годовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (доб. 27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru На обложке рисунок Насти Пироговой «Солнечный городок». МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 110 “Жемчужинка”», г. Прокопьевск. Педагог – Шмигельская С.П. Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство: ПИ № 77-18062 от 18.05.2004. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 08.05.2014. Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 10,08. Тираж 21 000 экз. Изд. № 6139. Заказ № 2257. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор» 142300, Московская обл., г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1 Сайт: www.chpd.ru; тел.: 8 (495) 988-63-87 графия» © ЗАО «МЦФЭР», 2014 Ше Владимирова А.С. Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Синицина Н.Ю. Калганова Н.Н. Макарова С.М. Слепушенко О.А. Межанский М.А. Заместитель генерального директора, директор ТН «МЦФЭР Образование» Дулинов М.В. Гирихиди В.П. Богданова Е.В. РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Башев В.В. – директор Центра региональной образовательной политики Института образования ФГОУ ВПО «НИУ ГУ – Высшая школа экономики» Башкина Г.В. – зав. лабораторией нормативного и финансово-экономического обеспечения образования Института управления образованием РАО Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Вавилов А.И. – cтарший научный сотрудник Института образования ФГОУ ВПО «НИУ ГУ – Высшая школа экономики» Дулинов М.В. – директор ТН «МЦФЭР Образование» Дядюнова И.А. – зав. кафедрой начального и дошкольного образования ФГОУ ВПО «АПК и ППРО» Левицкий М.Л. – доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, директор Института менеджмента ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Мосов А.В. – руководитель экспертного направления некоммерческого партнерства «Росконтроль», зав. лабораторией Научно-исследовательского института детского питания Степанова М.И. – доктор медицинских наук, зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН Тараданова И.И. – зам. директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Абанкина И.В. – директор Института развития образования ФГОУ ВПО «НИУ ГУ – Высшая школа экономики» Данилина Т.А. – и. о. директора ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 417» г. Москвы Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Малова Г.П. – заведующий ГБОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 733» г. Москвы Понкратова В.Н. – эксперт аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ Понк Чеха В.В. – кандидат юридических наук, проректор ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Шевченко Т.Н. – кандидат экономических наук, зам. директора Института менеджмента ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
Стр.3
Содержание ЕСТЬ МНЕНИЕ Интервью 4 Взрослый подход к детскому спорту Интервью с доцентом кафедры дошкольной педагогики Института педагогики и психологии образования Московского государственного педагогического университета Мариной Борисовой НОВЫЙ ДОКУМЕНТ Обзор законодательства 8 9 Возвращаются нормы ГТО Утверждена концепция программы развития физической культуры и спорта Комментарий эксперта  Павел Гулидов 10 Физическая культура и спорт в дошкольном образовании  Владимир Боровик 16 Модернизация системы физического воспитания дошкольников Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ Социальное партнерство  Надежда Ветрова 32 Физическое воспитание дошкольников – общее дело Опыт г. Череповца Пошаговая инструкция 38 Организация малых летних олимпийских игр в дошкольном образовательном учреждении Модернизация  Любовь Васильева, Елена Синицкая 40 Модернизация физкультурнооздоровительной работы в условиях введения ФГОС дошкольного образования  Анастасия Кулаева 52 Оснащение  Тимур Гайнуллин, Наталья Воробьёва 58 Скалодром в детском саду Опыт Тюменской области Перепланировка помещений под спортивный зал, не предусмотренный проектом 2
Стр.4
Бухучет  Маргарита Смирнова 65 Работа с кадрами  Вера Понкратова 71 Должностные обязанности инструктора по физической культуре Электронная система «Образование» 76 Требования безопасности к детской игровой площадке Безопасность  Надежда Березина 81 Медицинский контроль проведения занятий физической культурой Закупка и бухгалтерский учет спортивного оборудования  Светлана Филиппова, Алла Потапчук, Анна Егорова 86 Занятия спортом в дошкольном возрасте: что можно и чего нельзя СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ В суде 91 О субсидиарной ответственности органов местного самоуправления за благоустройство игровой территории детского сада физкультурной площадкой Читайте в следующих номерах:  Эффективный контракт и оценка качества труда руководителя дошкольного образовательного учреждения  Как рассчитать дополнительные платные услуги в детском саду?  Бухучет расходов на проведение праздничных мероприятий  Повышение квалификации специалистов по физической культуре № 6 • 2014 3
Стр.5
ЕСТЬ МНЕНИЕ Интервью Развитие физической культуры и спорта в дошкольных образовательных организациях является одним из основных направлений государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг., цель которого – увеличение числа детей в возрасте от пяти лет, регулярно занимающихся в спортивных секциях и клубах. О том, как правильно выбрать вид спорта и организовать занятия физической культурой в детском саду, рассказывает кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института педагогики и психологии образования Московского государственного педагогического университета Марина Борисова. Взрослый подход к детскому спорту Марина Михайловна, какими видами спорта можно заниматься детям дошкольного возраста? Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям. В примерных образовательных программах дошкольного образования определен перечень игр с элементами спорта: городки, баскетбол, футбол, настольный теннис, которые проводятся по упрощенным правилам. Как Вы относитесь к экстремальным видам спорта, таким как скалолазание, верховая езда, боевые единоборства? Уместны ли они в детском саду? Многие дети восхищаются экстремальными видами спорта, но мало кто из родителей решается их в такой спорт отдать. В первую очередь из-за травмоопасности. Поэтому, несмотря на большую популярность, экстремальные виды спорта не практикуются в детских садах и школах. Сегодня ведется немало дискуссий о том, какие виды спорта можно назвать экстремальными. На мой взгляд, скалолазание, верховая 4 езда и боевые единоборства не относятся к экстремальным видам спорта. Ведь они не только не опасны, но и полезны детям. Как правильно выбрать вид спорта для дошкольника? Выбирая спорт для ребенка, родителям необходимо ориентироваться на его возраст и медицинские показания. Так, например, детям с ослабленным иммунитетом, часто болеющим простудными заболеваниями, рекомендуется заниматься фигурным катанием, хоккеем, плаванием, горными лыжами, парусным спортом, греблей. Для исправления осанки и укрепления опорнодвигательного аппарата ребенку нужно посещать занятия плаванием, волейболом, художественной гимнастикой или фигурным катанием, а также конноспортивную секцию. При плоскостопии полезны художественная и спортивная гимнастика, хоккей. Всем детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата рекомендована верховая езда, поскольку она позволяет задействовать группы мышц, которые не используются при ходьбе. Вообще верховая езда – это замеча
Стр.6
ЕСТЬ МНЕНИЕ | Интервью тельный вид спорта, так как имеет минимум противопоказаний (близорукость, аллергия на перхоть лошади) и при этом оказывает благоприятное воздействие на организм: нормализует деятельность нервной и пищеварительной систем, снижает судорожную готовность (особенность головного мозга реагировать судорогами на сильный раздражитель), уровень сахара в крови у диабетиков, помогает детям держать осанку, преодолевать страх. Если у ребенка слабый вестибулярный аппарат, то ему также полезны фигурное катание, художественная гимнастика, горные лыжи и многие виды единоборств. Для укрепления нервной системы помимо горных лыж и верховой езды рекомендуются занятия детской йогой и плаванием. При астме детям противопоказаны многие виды спорта, особенно те, при которых возникает взаимодействие с причинным аллергеном. Однако им можно заниматься ушу или плаванием. Универсальные виды спорта, такие как плавание, прыжки в воду, легкая атлетика, безопасное фехтование (спочан), велоспорт, гребля, конькобежный спорт и катание на лыжах, отлично развивают дыхательную систему и полезны для сердца. При выборе вида спорта необходимо также ориентироваться на темперамент и предпочтения ребенка. Ведь если он хотел плавать, а вы повели его на танцы, толку от таких занятий будет мало. Вы упомянули безопасное фехтование (спочан). Расскажите подробнее об этом виде спорта. Сегодня на дополнительных занятиях с дошкольниками внедряются различные формы двигательной активности, которые привлекательны для детей и при этом способствуют сохранению их здоровья. Одной из таких форм, применяемых в системе дополнительного образования, является безопасное фехтование или спочан. Этот вид восточных единоборств возник в Японии на основе самурайского поединка. Фехтование ведется на безопасных аналогах холодного оружия: коротких и длинных кинжалах, двуручных и парных мечах, шестах, алебардах и копьях. Спортивное оружие № 6 • 2014 состоит из ударной части, в которую закачан воздух, и рукоятки. Хотя сами мечи совершенно неопасны, дети занимаются в шлемах с маской, на одну руку надевается специальная защита. Спочан – единственный вид восточных единоборств, в котором с любого возраста и при любом уровне подготовки можно принимать участие в соревнованиях различного уровня – от районных турниров до чемпионата мира. Противопо казаниями к занятиям безопасным фехтованием являются: нарушения зрения, кожные заболевания, болезни суставов, врожденные и приобретенные пороки сердца, нестабильность шейных позвонков, хронические заболевания дыхательных путей. Использование основных элементов с почана в работе с дошкольниками способствует привлечению их к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, что оказывает благоприятное влияние на процесс оздоровления и физического развития. Совместно с российским отделением международной ассоциации спорта чанбара нами разработана программа по обучению дошкольников основным элементам безопасного фехтования. Сегодня в дошкольных образовательных организациях вводятся занятия детским фитнесом. В чем его отличие от взрослого фитнеса? Появившись сравнительно недавно, детский фитнес уже стал очень популярным. Среди особенностей фитнес-технологий, разработанных для детей, стоит отметить их доступность, эффективность, эмоциональность, следование моде на те или иные виды двигательной активности. Содержание любого из направлений детского фитнеса основано на простых общеразвивающих упражнениях, для которых не требуется специального оборудования, за исключением упражнений на тренажерах, степах и фитболах. Фитбол – это цветной гимнастический мяч. Занятия на нем способствуют развитию сноровки, координации и равновесия, создают 5
Стр.7
хороший мышечный корсет и главное – формируют правильную осанку у детей. Степ – это специальная платформа, регулирующаяся по высоте. Степ-аэробика также помогает формировать осанку, обучает детей умению ритмически согласованно выполнять простые движения, развивает эстетический вкус и интерес к занятиям, улучшает психологическое и эмоциональное состояние. Специалисты, наконец, осознали, что фитнес для детей имеет свои особенности и не копирует занятия для взрослых. Занятия детским фитнесом должны быть планомерными, чтобы обеспечивать целостность педагогического процесса, должны нести соответствующую физическую нагрузку, чтобы развивать детей, способствовать их оздоровлению. Всего этого невозможно добиться без научно обоснованной системы занятий и квалифицированных педагогов. С чего нужно начинать, открывая в детском саду спортивную секцию? При организации спортивной секции детскому саду следует руководствоваться законом об образовании, СанПиН, а также документами, регламентирующими организацию дополнительного образования: порядком организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, правилами оказания платных образовательных услуг, примерными требованиями к программам дополнительного образования. Для успешного и безопасного обучения детей в спортивной секции прежде всего требуется наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности и дополнительного образования. Чтобы решить, какую спортивную секцию открыть, нужно провести опрос родителей воспитанников (можно в форме анкетирования). Это позволит определить количество детей, которые будут посещать секцию, и их возрастную категорию. Также для организации деятельности секции нужно разработать локальные акты: договор с инструктором по физической культуре или тренером, штатное расписание, должностные инструкции для персонала, сметы расходов на организацию 6 занятий. Затем руководитель детского сада издает приказ и утверждает положение об организации дополнительных образовательных услуг, заключает с родителями договоры на оказание дополнительных услуг. Кроме того, до начала занятий необходимо утвердить программу дополнительного образования, составить расписание занятий и, конечно же, создать соответствующие материально-технические условия. Марина Михайловна, Вы преподаете методику физического воспитания и ведете курсы повышения квалификации для инструкторов по физической культуре. Расскажите, с какими трудностями они сталкиваются в своей работе? На мой взгляд, многие проблемы возникают потому, что специалисты по физической культуре недостаточно хорошо владеют нормативной правовой базой. А ведь им необходимо знать требования к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста, государственные стандарты по эксплуатации спортивного оборудования, строительные нормы по открытым физкультурно-спортивным сооружениям, инструкции по охране труда и свои должностные инструкции, не говоря уже о законе об образовании, СанПиН и ФГОС. Трудности в организации физкультурных занятий связаны с тем, что сегодня многие дети дошкольного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья, а инструкторам по физической культуре нужно рассчитывать нагрузку в соответствии с физической подготовленностью каждого ребенка. Медицинские работники детских садов не всегда прописывают рекомендации по нормированию нагрузки на физкультурных занятиях в листках здоровья детей, поэтому инструкторы испытывают сложности с подбором упражнений. Кроме того, во многих дошкольных образовательных организациях не созданы условия для проведения занятий на воздухе: либо физкультурная площадка не соответствует техническим требованиям, либо на ней недостаточно спортивного оборудования. Это исключает возможность проведения третьего физкультурного занятия для детей.
Стр.8
ЕСТЬ МНЕНИЕ | Интервью Еще одна трудность, по моему мнению, состоит в том, что до сих пор не определен перечень требований к оформлению документации инструктора по физической культуре. По этой причине сложно составить циклограмму рабочего времени специалиста. Каковы основные направления повышения квалификации инструкторов по физической культуре? В институте дополнительного образования МГПУ мы обучаем инструкторов по физической культуре по двум направлениям: первое – организация работы по методике физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, второе – использование фитнестехнологий на физкультурных занятиях. В рамках первого направления мы рассказываем слушателям о том, как правильно организовать физическое воспитание дошкольников, обеспечить их безопасность во время физкультурно-оздоровительной работы, проводить профилактические мероприятия для детей с функциональными отклонениями в состоянии здоровья, и многом другом. Инструкторы по физической культуре знакомятся с нормативными документами по физическому воспитанию детей как в дошкольном образовании, так и в рамках системы дополнительного образования; документами по обеспечению безопасности и организации контроля в системе физического воспитания дошкольников. Целью второго направления является изучение слушателями теоретических основ детского фитнеса, обучение их умениям и навыкам, необ ходимым для применения фитнес-технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Инструкторы по физической культуре изучают характеристику и классификации направлений фитнес-программ для дошкольников, специфические особенности занятий детским фитнесом, закономерности формирования двигательных навыков и развития физических качеств детей. Они учатся составлять программу по детскому фитнесу в рамках дополнительного образования, а также организовывать занятия по основным направлениям фитнеспрограмм с детьми дошкольного возраста: фитбол-гимнастике, степ-аэробике, ритмической гимнастике, образно-игровой гимнастике, детской и танцевальной аэробике, элементам восточных единоборств. Как Вы считаете, возвращение норм ГТО скажется на требованиях к физической подготовленности дошкольников? Нормативы физической подготовки ГТО разрабатывались не для дошкольников, однако они предусматривают выполнение заданий детьми с шести лет. Ребенок в этом возрасте может быть как учеником школы, так и воспитанником детского сада. В связи с этим нормативы ГТО распространяются на детей шести лет, посещающих среднюю общеобразовательную школу. Будем надеяться, что введение норм ГТО мотивирует родителей активнее приобщать детей к занятиям в спортивных секциях. № 6 • 2014 7
Стр.9