№ 6
июнь
2015
Абанкина Т.В. – директор Центра
прикладных экономических исследований
и разработок Института развития
образования ФГАОУ ВПО «Национальный
исследовательский университет “Высшая
школа экономики”»
Башкина Г.В. – начальник отдела экономики
образования Центра стратегических
разработок ГБОУ ВПО Московской области
«Академия социального управления»
Благинин А.Г. – заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации
Богданова Е.В. – главный редактор
Издательского дома МЦФЭР
Вавилов А.И. – старший научный
сотрудник Центра правовых прикладных
разработок Института развития
образования ФГАОУ ВПО «Национальный
исследовательский университет “Высшая
школа экономики”»
Дулинов М.В. – директор «МЦФЭР
Образование»
Кирсанов А.И. – директор Института
экстремальной психологии ГОУ ВПО
«Московский городской психологопедагогический
университет»
Бодякина Т.П. – руководитель объединенной
редакции «Образование» Издательского дома
МЦФЭР
Левицкий М.Л. – директор Института
менеджмента ГОУ ВПО «Московский городской
педагогический университет»
Минько Н.Г. – руководитель Центра
образовательной политики Департамента
образования города Москвы
Нефедова З.А. – генеральный директор агентства
«Социальный проект»
Рачевский Е.Л. – директор ГОУ «Центр
образования № 548 “Царицыно”»
Рытов А.И. – директор ГАОУ ВПО
«Московский институт открытого
образования»
Тараданова И.И. – заместитель
директора Департамента государственной
политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки
Российской Федерации
Хмельков С.Б. – заведующий правовым
отделом аппарата Профсоюза работников
народного образования и науки РФ
Чеха В.В. – проректор ФГБОУ ВПО
«Московский педагогический
государственный университет»
Стр.3
С
одержание
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Блицопрос
5 Кадры решают все?
Интервью
8 «В кадровой политике не должно быть
двойных стандартов»
Интервью с директором школы № 619 Калининского
района г. Санкт-Петербурга Ириной Григорьевной
Байковой
ПРИЕМ НА РАБОТУ
Консультация специалиста
Валентина Андреева
12 Кадровик или кадровая служба?
Организация кадровой работы в школе:
поручение кадровых функций работнику
на условиях совмещения, введение в штатное
расписание должности кадровика, создание
кадровой службы
Людмила Велингурская
21 Школе требуются работники…
Процедура поиска новых работников
в образовательной организации: назначение
ответственного, просмотр резюме, проведение
собеседования. Рекомендации по подбору
административно-управленческого,
педагогического и младшего обслуживающего
персонала
УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЖИМА
ТРУДА
Организационные решения
Анна Вавилова
26 Определение должностных
обязанностей педагогических
работников при переходе на
эффективный контракт
Этапы перевода работников образовательной
организации на эффективный контракт:
формулировка задач, стоящих перед
организацией и коллективом, определение
«базового» и «выдающегося» результатов
выполнения обязанностей, внесение изменений
в договор
Виктория Соловьева
Читайте
в номере
31 Если работник отпрашивается с работы
Законное время отдыха работников: обеденный
перерыв, дополнительные перерывы для кормления
ребенка (детей) и т. д. Действия работодателя
в случае, если работник отпрашивается с работы
на короткое время
Михаил Пресняков, Сергей Чаннов
36 Отпуск перед увольнением:
как избежать конфликтов
Условия и порядок предоставления отпуска
работнику с последующим увольнением.
Возможные сложные ситуации и советы по их
разрешению
Стр.4
Письмо в редакцию
48 Являются ли каникулы
в средней общеобразовательной
школе рабочим временем
для педагогов?
50 Меняется ли продолжительность
работы педагогов накануне
нерабочих праздничных и выходных
дней?
52 Обязан ли работодатель предоставлять
работникам дополнительный отпуск
в День знаний для сопровождения
детей в школу?
ВЫПЛАТА ЗАРАБОТНОЙ
ПЛАТЫ
Правовая поддержка
Вера Николаева
55 Отличия оплаты труда
педагогических работников
на основе ставок заработной платы
от оплаты труда по должностным
окладам
Порядок и примеры исчисления размера
заработной платы педагогических
работников в зависимости от объема
работы и размера ставки заработной
платы. Особенности оплаты труда на основе
должностных окладов
Павел Гулидов
60 Получение заработной платы
на банковскую карту
Требования законодательства к безналичной
выдаче зарплаты работникам. Изменения
в работе бухгалтерии. Перевод на зарплатную
карту пособий, социальных выплат, подотчетных
средств
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Разъяснение
Сергей Чернов
65 Правовая основа получения
педагогическими работниками
дополнительного профессионального
образования
Периодичность, виды и формы получения
дополнительного профессионального образования
педагогическими работниками. Структура
и содержание дополнительных профессиональных
программ, сроки их освоения
Наталья Киселева
72 Гарантии и компенсации работникам,
совмещающим работу с получением
образования
Виды гарантий и компенсаций работникам при
получении образования: отпуск с сохранением и без
сохранения среднего заработка, оплата проезда
к месту учебы и обратно, сокращенное рабочее время.
Условия предоставления гарантий и компенсаций
В суде
79 Об обязании школы оплатить проезд
работнику к месту получения образования
НОВЫЙ ДОКУМЕНТ
В деталях
Римма Мубаракшина
86 О праве педагогических работников
на дополнительное профессиональное
образование
Комментарий к разъяснениям по реализации права
педагогических работников на дополнительное
профессиональное образование, подготовленным
Минобрнауки России и Профсоюзом работников
народного образования и науки РФ
3
Стр.5
90 Письмо Минобрнауки России,
Профсоюза работников народного
образования и науки Российской
Федерации от 23.03.2015
№ 08-415/124 «О реализации права
педагогических работников на
дополнительное профессиональное
образование»
Обзор законодательства
94 Утвержден новый регламент
выдачи ФМС России разрешений
на привлечение иностранных
работников и разрешений
на работу
95 Определен порядок награждения
граждан РФ знаками отличия
ГТО и присвоения им спортивных
разрядов
96 Принята новая инструкция о порядке
рассмотрения обращений граждан
Рособрнадзором
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
Информация к размышлению
Александр Вавилов
98 Еще раз о сокращении
Проблемы, с которыми чаще всего сталкивается
руководитель образовательной организации при
сокращении численности или штата работников.
Рекомендации по их предотвращению
Пошаговая инструкция
102 Расторжение трудового договора
в связи с сокращением численности
или штата работников
МЕЖДУ ДЕЛОМ
Советуем прочитать
Людмила Миронова
108 Больше чем книга
Стр.6
Е
сть мнение
Кадры решают все?
Александр
Седельников,
председатель
общественного
совета министерства
образования и науки
Красноярского края
Выражение «Кадры решают все» справедливо для всех сфер общественной
жизни, в т. ч. и для сферы образования. Спорить с ним сложно,
и обсуждать тут, по сути, нечего.
Заметим, однако, что сфера образования не только «принимает» кадры,
но и готовит их. Именно образовательные организации, прежде всего
среднего и высшего профессионального образования, «куют» кадры для
органов власти, промышленных предприятий, медицинских учреждений
и пр. Соответственно, если в стране есть проблема с педагогическими
кадрами, значит, действующая система образования не выполняет достойно
свои функции, и ее нужно менять. Первоочередной задачей общеобразовательных
организаций в этой связи является своевременное
проведение мероприятий по профориентации и профильному обучению
учащихся.
Зоя Кисетова,
зам. директора по учебновоспитательной
работе
СОШ № 719, г. Зеленоград
Кадры решают многое, и это не пустые слова. Возьмем, например,
нашу школу. По современным меркам она небольшая – у нас учится всего
630 детей. И все потому, что мы единственное общеобразовательное учреждение
в Зеленограде, к которому не присоединили стоящие рядом детские
сады, при этом коллектив и родители учащихся выступили категорически
против слияния с конкурирующей с нами более 30 лет школой.
Разумеется, нам сегодня трудно соперничать с крупными образовательными
комплексами и в развитии материально-технической базы, и в количестве
победителей олимпиад, конкурсов и соревнований. Тем не менее наша
школа на хорошем счету. Родители с удовольствием приводят к нам детей,
в т. ч. братьев и сестер тех, кто уже учится. В первую очередь потому, что
у нас создана особая атмосфера – комфортная, безопасная, доброжелательная
по отношению к детям. А это, безусловно, заслуга коллектива.
Наши педагоги – очень разные по возрасту, характеру, темпераменту
люди, но работают четко и слаженно. Все дети у нас на виду, каждому стараемся
помочь реализовать способности и таланты, причем без жестких мер.
Отсюда потрясающие результаты. Ребенок, который в другой школе заикался
и страдал от нервного тика, у нас начал писать стихи и выступать со сцены.
Другой ребенок должен был учиться в коррекционной школе для детей
с проблемами в умственном развитии, а у нас занял первое место в окружном
конкурсе «Интеллект» для одаренных школьников.
Вывод напрашивается сам собой: в школе с хорошим кадровым составом
детям всегда будет хорошо, а значит, учиться они будут с удовольствием
и результат показывать максимальный.
№ 6 июнь 2015
5
Стр.7
ЕСТЬ МНЕНИЕ | Блицопрос
Наталья Сапсаенко,
зам. директора по учебновоспитательной
работе
Мечетинской СОШ Зерноградского
р-на Ростовской
обл.
В конце фразы «Кадры решают все» можно поставить любой знак
препинания: вопросительный, восклицательный, точку, многоточие. Я бы
поставила точку, сделав предложение утвердительным, потому что уверена
– функционирование всей системы общего образования, в т. ч. школ,
полностью зависит не только от подбора и расстановки кадров, но и от их
качества.
За 35 лет работы в школе я не раз наблюдала, как происходит обновление
коллектива, и могу дать объективную оценку работе старых и молодых
специалистов. То, чего требует профессиональный стандарт педагога, сегодня
нет ни у тех, ни у других. Логично, что введение стандарта отложили до
1 января 2017 г., ведь его невозможно применить: старые кадры ему уже не
соответствуют, а новые еще не вырастили.
Когда произносишь фразу «Кадры решают все», невольно представляешь
какое-то производство: завод или фабрику. Но ведь и школу можно
условно назвать производством – здесь «производят» тех, кто завтра будет
жить и развивать нашу страну. А отвечают за его результат в первую очередь
педагоги.
Сейчас в образовании появилось много красивых слов: «инновации»,
«компетентности», «здоровьесбережение», – но они ничто без педагогапрофессионала,
педагога-труженика, педагога-творца.
Анна Селиверстова,
директор СОШ № 1213,
г. Москва
Да, я считаю, что кадры решают все, и в наше время – особенно.
Участвуя в обсуждении актуальных вопросов подготовки кадров и роли молодого
поколения в построении будущего нашей страны на Гайдаровском
форуме – 2015, заместитель Министра образования и науки РФ Вениамин
Каганов сказал: «Этому поколению придется чаще менять направление деятельности,
поскольку жизнь не стоит на месте. Те же изменения происходят
и в системе образования. Ее модернизация – постоянный процесс, который
не может остановиться».
Я полностью с этим согласна. Чтобы соответствовать запросам общества,
пожеланиям родителей и учащихся, школа должна сегодня применять
инновационные, зарекомендовавшие себя в развитых странах
технологии обучения и воспитания. А для этого нужны высококлассные
специалисты!
Мне как руководителю в этом смысле интересны педагогические работники,
у которых, помимо «классического», полученного в педвузе образования,
есть еще одно – по любой другой специальности, которая востребована
в школе. Сейчас у нас в штате примерно 40% таких профессионалов (я называю
их «учитель в квадрате»). Это дает мне возможность взаимозаменять
педагогов на уроках, давать им дополнительные поручения и таким образом
решать насущные вопросы.
Стр.8
ЕСТЬ МНЕНИЕ | Блицопрос
Думаю, что за подобным подходом к формированию кадрового потенциала
в образовательной организации будущее. Единственное, нужно помнить,
что многопрофильные специалисты должны получать соответствующую их
знаниям и вкладу в общее дело заработную плату.
Инга Белобаба,
директор гимназии № 76,
г. Омск
Да, я уверена, что данный лозунг сегодня актуален во всех сферах
деятельности, в т. ч. и в образовании. Если раньше администрация школы
могла полностью обеспечить образовательный результат, то сегодня в условиях
реализации ФГОС, высоких требований к знаниям и умениям специалистов
только профессиональная, творческая, инициативная, мобильная
команда может справиться с поставленными задачами.
К сожалению, в настоящее время средний возраст педагогов во многих
школах составляет 45 и более лет и далеко не все из них хотят учиться. Тем
не менее иного выхода нет: для успешного развития сферы общего образования
нужны суперквалифицированные кадры.
Что может сделать для этого директор? Прежде всего, создать условия
для обучения педагогов в удобной и приемлемой для них форме – например,
проводить повышение квалификации непосредственно школе. Кроме того,
можно усилить мотивацию педагогов (эффективны торжественное вручение
грамот, сертификатов, размещение поздравлений на сайте, денежное
поощрение), достойно оценивать заслуги работников, в т. ч. ходатайствовать
о награждении их отраслевыми наградами всех уровней. Ну и конечно, важно
соблюдать возрастной баланс: в школьном коллективе должны быть как
молодые специалисты, так и педагоги с большим стажем и опытом работы.
Все эти меры должны в конечном счете привести к желаемому результату –
созданию профессионального, способного к решению любых задач трудового
коллектива.
Опрос провела
Оксана Зуева
№ 6 июнь 2015
7
Стр.9