6+ ф ISSN 1817-3292 Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс» Включено в Перечень ВАК Издается с декабря 2005 года один раз в два месяца Главный редактор Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. <...> Заместитель главного редактора Ефимова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. <...> Harold Efimovich Zborovsky, Doctor of Philosophy, Professor, Honoured worker of Science of the Russian Federation, the professor of chair of sociology and social technologies of management FSIEI HPE the Ural Federal University of a name of the first President of Russia B.N.Yeltsin (Ekaterinburg). – E-mail: garoldzborovsky@gmail.com. *Исламова Зульхиза Исмагиловна, кандидат педагогических наук, профессор, директор Института педагогики, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. <...> Выготского, Российский государственный гуманитарный университет; заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования, Институт развития дошкольного образования РАО (Ответственный редактор журнала «Вестник РГГУ. <...> Серия ―Психология‖», издатель и главный редактор интернет-журнала «Развивающее образование») (г. <...> Psychology series», publisher and chief editor of Internet magazine «Developing formation») (Moscow). – E-mail: vtkud@mail.ru. 2 E-mail: *Мустаев Алмаз Флюрович, кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. <...> Ilgiz Mirgalimovich Sinagatullin, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of pedagogics and methods of primary education, Birsky branch of FBSEI HPE Bashkir State University (Birsk). – E-mail: siniledu@gmail.com. *Сытина Надежда Степановна, кандидат педагогических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. <...> Асадуллин ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: ОПТИМИЗАЦИЯ ИЛИ РАЗВИТИЕ? . 7 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ <...>
Педагогический_журнал_Башкортостана_№1_(62)_2016.pdf
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Р.М. Асадуллин
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: ОПТИМИЗАЦИЯ ИЛИ РАЗВИТИЕ? ........................................ 7
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
В.Г. Разумовский
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ........................................................................................................... 12
И.М. Синагатуллин
НАТИСК ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПЕРЕХОД ОТ ТРАДИЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ
К ИНФОРМАЦИОННОЙ ............................................................................................................................. 35
В.Г. Иванов, С.З. Кунсбаев
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ........................................................ 40
А.Р. Шайдуллина, Г.Х. Валеева
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА: КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ИНТЕГРАЦИИ ..... 44
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Е.В. Ткаченко, В.Э. Штейнберг, Н.Н. Манько
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН – ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД ......................................................... 50
Е.А. Гнатышина, Е.В. Евплова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ........................................................... 66
О.В. Шелехова, О.Ю. Зайцева
ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ................................................................................................. 69
Т.А. Снигирева, И.А. Гришанова
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ .................................................. 77
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ПРОБЛЕМЫ, НАУКА, ПРАКТИКА
И.А. Тагунова
ЗАПАДНЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО И
ХОЛИСТИЧЕСКОГО ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ .............................................................................................. 84
С.В. Алексеев, Е.И. Толочко
ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНТЕГРАЦИЯ ИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД .................................................................................................................... 91
В.Я. Бармина
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЕКТНОДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ
ОБУЧЕНИИ ................................................................................................. 99
Э.Г. Юматова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗОВ ................................................................................................. 108
5
Стр.5
А.М. Кадер
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СУБКУЛЬТУРЕ
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ..................................................................................................... 113
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
А.Р. Асадуллин, В.Л. Юлдашев, Г.М. Асадуллина, Э.А. Ахметова
ФАКТОРЫ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ
СРЕДЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ .......................... 118
Ю.А. Федорова, О.Н. Хахлова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ................................................................. 124
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОЛЛЕГ
Сейед Хасан Захраи, Муса Абдоллахи
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ....................................................................................................................... 132
ДЕБЮТ В НАУКЕ
Э.М. Галиахметова, Л.В. Вахидова
ФОРМИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНО-ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ................................................ 135
ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ
В.Л. Бенин
ЕСТЬ ЛИ МЕСТО ГУМАНИТАРНОМУ ЗНАНИЮ В ТЕХНИЧЕСКУЮ ЭПОХУ? ..................................... 142
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.В. Ергин
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ ............................ 151
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА .................................................................................................................... 166
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ....................................................................................................................... 171
6
Стр.6