Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 471231)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Философско-социалогические аспекты теории воспитания (180,00 руб.)

0   0
Первый авторДубицкий Валерий Васильевич
ИздательствоОмский госуниверситет
Страниц106
ID305
АннотацияКнига представляет собой исследование современного феномена воспитания. Философско-социологический подход как условие реальной оценки личности, прогнозирования и управления ее формированием в демографическом обществе дает возможность автору анализировать процессы в сфере воспитательной деятельности. Конкретные социологические данные позволяют автору интерпретировать образ жизни современной студенческой молодежи, качественные особенности воспитательной работы в системе университетского образования.
ISBN--5-201-02062-3
УДК37.01
ББК74.00
Дубицкий, В.В. Философско-социалогические аспекты теории воспитания / В.В. Дубицкий .— публикуется впервые .— Омск : Омский госуниверситет, 2003 .— 106 с. — ISBN --5-201-02062-3

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.В. Дубицкий Философско-социологические основания теории воспитания Д 793 Дубицкий В.В. <...> Философско-социологический подход как условие реальной оценки личности, прогнозирования и управления ее формированием в демократическом обществе дает возможность автору анализировать процессы в сфере воспитательной деятельности. <...> Книга включает критическое рассмотрение ряда важнейших теорий воспитания К. <...> Попкевица, дана оценка отечественной практики воспитания во взаимодействии государства и гражданской общности людей. <...> Конкретные социологические данные позволяют автору интерпретировать образ жизни современной студенческой молодежи, качественные особенности воспитательной работы в системе университетского образования. <...> Сегодня перспективы российского общества определяются многосторонней зависимостью от постановки воспитания, степени реализации принципов общения на основе саморазвития и взаимопонимания. <...> Социальные философы, социологи, организаторы образовательно-воспитательной деятельности объединяют свои поиски в понимании того, что улучшение социальной системы – во многом изменение поведенческих установок личности, выработка необходимых правовых, этических, экономических – вплоть до технологических стандартов форм и средств межчеловеческих отношений. <...> По этой причине следует выделить воспитательную деятельность в самостоятельную предметную область, иначе мы будем вынуждены анализировать ее по «остаточному принципу»: развивается институт образования, совершенствуется его информационно-технологическая обеспеченность и вузовские управленческие структуры, затем – в завершение – вспоминают о необходимости воспитания. <...> Ясперс, говоря о том, что государство «является формой длительного воспитания всех…»1. <...> Ее преодоление возможно на основе обращения к важнейшим социально-философским и философско-социологическим теориям воспитания XX столетия 1 Ясперс К. <...> Их отличительной <...>
Философско-социалогические_аспекты_теории_воспитания.pdf
Российская академия наук Институт философии УДК 37.01 ББК 74.00 Д 793 Рекомендовано к изданию Ученым советом Института философии РАН 12.11.2003 г. Рецензенты: доктор философских наук Н.К. Поздняков; доктор социологических наук В.П. Потапов; доктор философских наук В.М. Розин Научный редактор – доктор философских наук, профессор Б.Н. Бессонов Дубицкий В.В. В.В. Дубицкий Философско-социологические основания теории воспитания Д 793 Философско-социологические основания теории воспитания. М.: Изд-во филос. и психол. лит-ры, 2003. – 212 с. ISBN 5-201-02062-3 Книга представляет собой исследование современного феномена воспитания. Философско-социологический подход как условие реальной оценки личности, прогнозирования и управления ее формированием в демократическом обществе дает возможность автору анализировать процессы в сфере воспитательной деятельности. Книга включает критическое рассмотрение ряда важнейших теорий воспитания К. Манхейма, К. Ясперса, К. Поппера, Н. Лумана, Т. Попкевица, дана оценка отечественной практики воспитания во взаимодействии государства и гражданской общности людей. Соответственно в поле зрения автора оказываются многочисленные аспекты воспитания, связанные с новой социальноэкономической реальностью российского общества. Конкретные социологические данные позволяют автору интерпретировать образ жизни современной студенческой молодежи, качественные особенности воспитательной работы в системе университетского образования. Издание адресовано социальным философам, социологам, специалистам научно-педагогического профиля. УДК 37.01 ББК 74.00 Москва 2003 1 ISBN 5-201-02062-3 2 © Институт философии РАН, 2003 © Дубицкий В.В., 2003
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВОСПИТАНИЯ 1.1. Социально-философские и социологические подходы к анализу воспитательной деятельности .........................................8 1.2. Воспитание в условиях демократического развития общества ...........................................................................................39 1.3. Развитие воспитательного процесса во взаимодействии государства и гражданского общества ..........................................66 ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 2.1. Социальное воспитание и его основные факторы.............83 2.2. Основные направления формирования единства поколений ..........................................................................................98 2.3. Система нормативной регуляции поведения и приспособительные особенности личности..............................117 ГЛАВА 3. КАЧЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ 3.1. Положение молодежи в современном обществе ............136 3.2. Университетское образование и специфика воспитательной работы .................................................................161 3.3. Роль социологического знания в воспитании студентов ........................................................................................190 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................... 208 ВВЕДЕНИЕ Развитие воспитания относится к универсальным проблемам человеческой истории. Каждому историческому периоду соответствует своя система ценностного программирования поведения людей и уровней знания личности. Сегодня перспективы российского общества определяются многосторонней зависимостью от постановки воспитания, степени реализации принципов общения на основе саморазвития и взаимопонимания. Социальные философы, социологи, организаторы образовательно-воспитательной деятельности объединяют свои поиски в понимании того, что улучшение социальной системы – во многом изменение поведенческих установок личности, выработка необходимых правовых, этических, экономических – вплоть до технологических стандартов форм и средств межчеловеческих отношений. Хотя совершенствование воспитательной деятельности является существенным вкладом в преобразование общества и укрепление основ его жизнедеятельности, периоды социально-политической реконструкции последних двух десятилетий в нашей стране были отмечены явным невниманием к проблемам воспитания. О его целостном характере вспоминают спорадически, когда понимание воспитательной работы либо предельно либерализуется (воспитывать некого и незачем, поскольку речь идет о «свободной и независимой» личности), либо вновь принимает характер тотальной завершенности (вновь предлагается определить цели воспитания в качестве первостепенной важности). Можно выделить значительные трудности в анализе проблем современного воспитания. Во-первых, необходимо пересмотреть подходы к анализу этого феномена. Превращенная в эвфемизм формула «образование включает обучение и воспитание» не соответствует многогранному характеру воспитательной работы. Сегодня процессы образования и воспитания взаиморастворены, и о них следует го3 4
Стр.2
ворить как о «равных величинах». Это – единый процесс формирования личности, тем не менее, и две суверенные системы, когда «раздвоение» является результатом постоянного воспроизводства общественных отношений. По этой причине следует выделить воспитательную деятельность в самостоятельную предметную область, иначе мы будем вынуждены анализировать ее по «остаточному принципу»: развивается институт образования, совершенствуется его информационно-технологическая обеспеченность и вузовские управленческие структуры, затем – в завершение – вспоминают о необходимости воспитания. Во-вторых, современное переустройство общества видоизменяет систему воспитания и, в первую очередь, применительно к условиям открытого общества, когда снижаются традиционные формы контроля и регуляции человеческого поведения. Вместе с тем высокая степень демократизации государственной власти не означает отказа от проведения воспитательной политики. Безусловно, прав К. Ясперс, говоря о том, что государство «является формой длительного воспитания всех…»1. Сегодня его структуры, оставаясь крайне влиятельными, развиваются в процессе становления гражданского общества. Взаимодействие между ними как субстанционными основами общественной жизни обусловливает согласование общих принципов образовательной и воспитательной деятельности с целью освоения гражданами новых поведенческих стандартов и нормального функционирования социальной системы. В этом отношении проблемой теоретико-методологического характера является уяснение содержательного смысла новых понятий теории воспитания, которые оформляются в условиях трансформации воспитательной работы. Ее преодоление возможно на основе обращения к важнейшим социально-философским и философско-социологическим теориям воспитания XX столетия 1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 355. 5 (К. Манхейма, К. Ясперса, К. Поппера, Т. Попкевица)1. Их отличительной чертой является рассмотрение воспитательной системы в условиях демократического общества, с критических позиций по отношению к тоталитарным тенденциям формирования личности. Значительный опыт анализа воспитательных возможностей общества содержит отечественная социальная наука. Но сегодня ее достижения представляются как бы разъятыми: первоначальный этап исследований относится к воспитанию социалистической сознательности (хотя появлялись оригинальные работы по вопросам личностного развития человека, в значительной мере анализ воспитательной деятельности проводился в границах марксистского понимания сущностных смыслов человека и общества). Последующее понимание воспитания происходит в условиях становления демократии и гражданского общества, но, к сожалению, не содержит целостной картины воспитательных задач и возможностей современного социума. Проблема разностороннего управления воспитательной деятельностью, которая не исключает взаимодействие человека и институциональной среды, но одновременно развивается в направлении самовоспитания его свободного образа мыслей и действий, еще ждет своих исследователей. Автор считает своей основной задачей – установление перспективных путей анализа воспитательной сферы в преломлении через практику университетской системы, определение теоретических оснований новейших явлений в развитии воспитания, корректировке сложившихся в науке оценок эффективности ее осуществления. В соответствии с вышесказанным выстроена структура работы. Первоначальный интерес направлен на комплексный, соци1 Последней по времени работой, посвященной рассмотрению западных концепций воспитания, является исследование К.А. Шварцман «Философия и воспитание. Критический анализ немарксистских концепций». М., 1989. Но в ней отсутствует анализ работ вышеперечисленных авторов, особенно концепции образовательно-воспитательной деятельности К. Манхейма, к которой автор привлекает особое расширенное внимание. 6
Стр.3
ально-философский и социологический подход к анализу воспитания с учетом происходящих в российском обществе демократических изменений (гл. 1. Теоретико-методологические аспекты социологического анализа воспитания). Дальнейший анализ связан с рассмотрением современного феномена воспитания в аспекте влияния на него процессов современной социально-экономической реальности (гл. 2. Современные тенденции развития воспитания личности). Наконец, в завершении работы рассматриваются аспекты поведения студенческой молодежи и ее установочные позиции по отношению к воспитательной работе (гл. 3. Качественные особенности воспитательной работы со студенческой молодежью). ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВОСПИТАНИЯ 1.1. Социально-философские и социологические подходы к анализу воспитательной деятельности В одном из первых советских изданий – в области социологии как специальной науки – понятие «воспитание» определяется как функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи социально-исторического опыта предшествующих поколений (в соответствии с целями и интересами классов и социальных групп). Речь идет о процессе сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, которое осуществляется под воздействием важнейших социальных институтов (семьи, воспитательных и учебных заведений, учреждений культуры, общественных организаций, средств массовой информации и др.). Таким образом, воспитание является основным звеном социализации и органически взаимосвязано с обучением, будучи составной частью системы образования. В качестве функции общества, присущей любой социальной системе, воспитание предстает конкретно-историческим феноменом, обусловленным социальными отношениями, свойственными конкретной общественно-экономический формации. Теоретическую основу системы воспитания составляют философские, религиозные, социально-политические, психологические и педагогические учения, отвечающие интересам господствующих в обществе сил1. 1 Краткий словарь по социологии. М., 1988. С. 32. Основная цель – подготовка к выполнению социальных функций и ролей, а также к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, общественно-политической, культурной, семейно-бытовой и др.). В границах данного подхода рассматриваются основные виды воспитания и направления воспитательной работы. Например, нравственное воспитание является составной частью общественного воспитания, наряду с идейно-политическим, трудовым, бытовым, эстетическим и др., означая комплексный подход к воспитательной деятельности. См.: Словарь по этике. М., 1983. С. 45–46. 7 8
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически