ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЛАБОРАТОРИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В.П. ЗАСЫПКИН
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
Е.А. ШУКЛИНА
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
КОНКРЕТНО-СОИОЛОГИЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБУЕНИЯ
И СОИАЛЬНОЙ АДАПТАИИ
ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ
В ХМАО – ЮГРЕ
Научно-методическое пособие
Сургут
2012
Стр.1
ББК 74.044.97(2Рос-6Хан)в682
УДК 37.012(571.122)(07) Редакционно-издательского совета СурГПУ
З-36
Рецензент:
Лауреат премии Правительства РФ в области образования,
доктор философских наук, профессор Ю.Р. Вишневский
Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Методология
и методика конкретно-социологического исследования проблем
обучения и социальной адаптации детей-мигрантов в ХМАО – Югре:
Научно-методическое пособие. – Сургут: РИО СурГПУ, 2012. – 95 с.
исследований, проводимых в течение 2 лет в ХМАО – Югре сотрудниками
лаборатории региональных исследований Сургутского государственного
педагогического университета. В пособии изложено
авторское видение возможных подходов, методов, инструментария
для изучения проблем обучения и социальной адаптации детеймигрантов.
В работе изложена авторская методика, построенная на
использовании комплекса методов сбора социологической информации
в рамках как количественной, так и качественной стратегий
изучения проблемы.
Предназначено для социологов, педагогических работников,
ISBN 978-5-93190-295-1
Предлагаемое пособие является результатом социологических
студентов, аспирантов, управленцев системы образования, всех тех,
кто интересуется вопросами социокультурной адаптации мигрантов.
ББК 74.044.97(2Рос-6Хан)в682
УДК 37.012(571.122)(07)
Печатается по решению
ISBN 978-5-93190-295-1
© Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е.,
Шуклина Е.А., 2012
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2012
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Появление научно-методического пособия о методологии,
методике и программе проведения конкретно-социологического
исследования проблем обучения и социальной адаптации детей
мигрантов в России как принимающей стране – веление времени,
того самого времени, в которое миграция не только становится, но
уже стала неотъемлемым феноменом жизни нашего общества.
Среди большого количества исследований и литературы, посвященной
миграции в целом, ничтожную долю составляет рассмотрение
проблем обучения и адаптации детей мигрантов. Эта
ситуация может быть обусловлена тем, что дети мигрантов превратились
в статистически значимую группу в России, при этом еще
и с большим грузом проблем, не так давно.
Анализ показывает, что больше всего работ по проблемам
обучения и адаптации детей мигрантов пишут педагоги. Положение
дел вполне объяснимо, учитывая характер и специфику названной
проблематики и способы ее изучения.
Между тем, речь идет не только о том, что связано с содержанием
образования детей мигрантов, его обучающим компонентом.
Не меньшее значение имеют социальные характеристики
и условия как их жизни и учебы, так и адаптации и интеграции
в новый для них общественный контекст. Серьёзную проблему
представляет анализ социального взаимодействия детей мигрантов
и их семей со школой, средой ближайшего окружения – сверстниками,
соучениками, социальными институтами внешкольной
жизни (дополнительного образования, культуры, спорта, здоровья
и т.д.). Большую теоретическую и практическую значимость имеет
изучение всей системы социальных отношений и деятельности
(в том числе управленческих структур), складывающихся вокруг
проблем обучения и адаптации детей мигрантов.
Перечисленные и многие другие проблемы составляют
предметное поле именно социологического исследования обучения
и адаптации детей мигрантов.
3
Стр.3
К сожалению, социологический подход к обозначенной
проблеме, как уже было отмечено, не является доминирующим
в практической деятельности субъектов образования (педагогов,
управленцев, образовательных учреждений). Вместе с тем именно
такой подход позволяет выявить и сосредоточить внимание всех
заинтересованных сторон на социальном аспекте этой проблемы,
проблеме обучения и адаптации детей-мигрантов.
В этой связи предлагается для изучения, а в случае необходимости
и применения, авторский социологический подход к исследованию
такой острой проблемы как миграция.
Предлагаемое пособие является результатом серьёзных
социологических исследований, проводимых в течение 2 лет в
ХМАО – Югре. Его появление вызвано необходимостью познакомить
заинтересованных лиц с возможными подходами, методами,
инструментами, применяемыми социологами для изучения проблем
обучения и адаптации детей-мигрантов.
Эта авторская методика построена на использовании множества
методов сбора социологической информации в рамках как
количественной, так и качественной стратегий изучения проблемы.
Здесь и исследование документов различных органов управления
и данных государственной статистики, и самые различные
виды опросов – письменные, экспертные, социометрические,
интервью (от мягкого до жесткого формата), фокус-группы. Исследования
охватили все основные социальные общности, включенные
в процесс обучения и социальной адаптации детей мигрантов.
Это и сами дети мигрантов – учащиеся старших классов школ,
и их родители, и учителя, и руководители образовательных учреждений,
в которых они учатся, и учащиеся, представляющие местное
население.
Как уже было отмечено, научно-методическое пособие построено
на основе результатов полномасштабного, комплексного
социологического исследования названных проблем, проведенного
в Ханты-Мансийском автономном округе в 2011–2012 гг. по заказу
Окружной думы.
Исследование базируется на серьезной социологической
традиции изучения данной проблематики в американской и европейской
социологии.
Первой серьёзной попыткой таких исследований было предпринятое
в американской социологии на рубеже первого – второго
десятилетия прошлого века изучение процесса миграции польского
крестьянства в США и функционирования мигрантских
4
Стр.4
сообществ в этой стране, осуществленное в рамках Чикагской
социологической школы [Thomas W.I., Znaniecki F.W. The Polish
Peasant in Europe and America: Monograph of an Immigrant Group.
2-nd ed. N.Y.: Knopf, 1927; Park R.E. Human Migration and the Marginal
Man // The American Journal of Sociology, 1928. Vol. 33. № 6.
P. 881–893]. У. Томас и Ф. Знанецкий, явившиеся пионерами в
освоении этой проблематики, касались не только взрослой части
мигрантских общин, но и детей, перед которыми стала проблема
освоения английского (американского) языка и интеграции в американскую
культуру. Они, вместе со своими родителями, оказались
в ее большом плавильном котле («melting pot»). Его частью
стали школы и сообщества сверстников, среди которых были не
только и даже не столько американцы, сколько представители десятков
национально-этнических общин, поселившихся в США
(изучались в первую очередь общины в Чикаго).
Затем, в 1930-е гг. и позже, наступил длительный перерыв в
изучении поставленной проблемы, связанный со Второй мировой
войной, восстановлением после ее окончания нормальной мирной
жизни и прекращением на этот период мигрантской мобильности.
Однако с рубежа 1960–1970-х гг., по мере ее активизации, исследования
мигрантов и мигрантских сообществ не только возобновились,
но и значительно усилились.
Опыт изучения процессов интеграции мигрантов и их детей
в жизнь городов США, накопленный в американской социологии,
не потерял своего значения и в наше время, хотя с тех пор было
проведено гигантское количество исследований не только в этой
стране, но и в большинстве государств Западной Европы. Они проводились
в послевоенный период и особенно в последней трети
прошлого – начале этого столетий, когда резко активизировались
мигрантские переселения (в отдельных странах Западной Европы,
например в Нидерландах, мигранты сегодня составляют около половины
от общей численности населения).
Понятно, что исследовательский интерес был направлен не
только в сторону взрослого мигрантского населения, но и коснулся
его детской части – со всеми вытекающими отсюда проблемами:
жилищно-бытовыми условиями, учебой, адаптацией, включенностью
в новую социокультурную среду страны-реципиента
и т.д.
Назовем лишь несколько работ последних лет в европейских
странах, касающихся проблем обучения детей мигрантов:
5
Стр.5
Alba R., Silberman R. The Children of Immigrants and HostSociety
Educational Systems: Mexicans in the United States and
North Africans in France // Teachers College Record, 2009. V. III.
P. 1444–1475; Baerveldt C., Zijistra В., de Wolf M. et al. Ethnic
Boundaries in High School Students’ Networks in Flanders and the
Netherlands // International Sociology, 2007. V. 22. P. 701–720;
Crul M., Schneider J. Children of Turkish Immigrants in Germany
and the Netherlands: The Impact of Differences in Vocational and
Academic Tracking Systems // Teachers College Record, 2009. V. III.
P. 1508–1527; Silberman R., Alba R., Fournier I. Segmented assimilation
in France? Discrimination in the labour market against the
second generation // Ethnic and Racial Studies 2007. V. 30. P. 1–27;
Van Houtte M., Stevens P. School ethnic composition and students’ integration
outside and inside schools in Belgium // Sociology of Education,
2009. V. 82. P. 217–239.
Очевидно, что одна из задач, которая стоит сегодня перед
отечественной социологией, изучающей проблемы обучения
и социальной адаптации детей мигрантов в нашей стране, заключается
в том, чтобы использовать накопленный за рубежом
опыт как теоретического осмысления, так и практического решения
поставленных проблем. Это важно, чтобы не повторять
допущенных и до сих пор допускаемых ошибок в отношении мигрантов
и их детей. Понятно, что в каждом конкретном случае
есть своя национальная специфика. Но имеют место и общие закономерности
и тенденции. Их-то и нужно знать и учитывать
в работе всем тем, кто имеет дело с мигрантами и их детьми.
Авторы пособия предлагают познакомиться с методологией
и методикой социологического исследования, проведенного
в Ханты-Мансийском автономном округе в 2011–2012 гг. В пособии
представлены теоретическое и методологическое обоснование
проблемы и применяемых подходов, представлена программа исследования
и необходимый для работы инструментарий: анкеты,
гайды интервью, сценарии фокус-групп и т.д.
6
Стр.6