Институт образования функционально рассматривать в рамках процессного подхода, то есть сквозь призму цели, ресурсов и результата как в жизни отдельных социальных групп, человека, так и общества в целом. <...> В отдельную группу можно объединить авторов, чьи работы связаны с выявлением проблем реализации принципов Болонской декларации в российских вузах, соотношения отечественной и зарубежной систем образования, с определением наиболее оптимального пути развития высшей школы. <...> Проблемами внедрения Болонского процесса в российское образование занимаются такие авторы, как В.И. Байденко, О.В. Боев, А.Ю. Мельвиль, Л.С. Гребнев, В.Б. Касевич и др. <...> Проблемы трансформации высшей школы и всей системы образования, определенные глобализацией, реализацией принципов Болонской декларации, качественными изменениями спроса на рынке труда, переходом на компетентностноориентированное образование, анализируют отечественные ученые Л.И. Бойко, И.С. Болотин, В.Ю. Рубина, В.А. Садовничий, П.Г. Щедровицкий, О.Н. Смолин и др. <...> СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ: ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ большую роль сыграла Болонская декларация. <...> Среди них – риск непризнания бакалаврской степени на рынке труда и весьма ограниченный круг специальностей, по которым возможно получение степени бакалавра. <...> В 1988 году Дания, начиная с 1994 года – Финляндия ввели степени бакалавра, заявив позднее, что реформа не была до конца успешной, поскольку подавляющее большинство студентов продолжили обучения на степень магистра, а работодатели не проявили должного интереса к обладателям степени бакалавра. <...> Таблица 1 Введение двухуровневой системы подготовки в странах Европы Страна Двухуровневая система Австрия Бакалавриат введен, в 2006 г. переход осуществился полностью Великобритания Традиционна Венгрия Германия Дания Ирландия Италия Нидерланды Заменила существующую в 2007 г. Введена с 1998 г. Введена в конце 1980-х гг. <...> 1 Норвегия Польша Финляндия <...>
Стратегии_развития_системы_высшего_образования_международный_опыт_и_российская_практика.pdf
УДК 316.4
ББК 65.40
М71
Зинурова Р.И.
Стратегии развития системы высшего образования: международный
опыт и российская практика: учебное пособие / Р.И. Зинурова,
С.С. Берман, Э.Б. Гаязова – Казань: Изд-во Казан. нац. исследов. технол.
ун-та, 2011. – 228 с.
ISBN 978-5-7882-1242-5
В учебном пособии изложены подходы к развитию высшего профессионального
образования в России и за рубежом.
Издание рекомендуется для студентов-магистрантов, обучающихся
по направлению 080200.68 – «Менеджмент», программе «Менеджмент образования»,
а также для профессорско-преподавательского состава в рамках
повышения квалификации и переподготовки.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского
национального исследовательского технологического университета.
Рецензенты: канд.соц. наук Т.Н. Никитина
канд.пед. наук В.М. Токар
ISBN 978-5-7882-1242-5
© Зинурова Р.И., Берман С.С., Гаязова Э.Б., 2011.
©Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2011.
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .............................................................................................................4
Глава 1. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ
КВАЛИФИКАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ: ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ............................7
Контрольные вопросы ..................................................................................... 27
Литература ....................................................................................................... 28
Глава 2. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ........................................................................ 30
2.1. Общие сведения о системе – основные кейсы ....................................... 30
2.2. Перспективы развития системы высшего образования в странах
ОЭСР .................................................................................................................... 116
Контрольные вопросы ................................................................................... 127
Литература ..................................................................................................... 128
Глава 3. РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ............................. 130
3.1.
Социокультурные
особенности
развития
российской
высшей школы ..................................................................................................... 131
3.2 Современное состояние высшего профессионального образования
в России ................................................................................................................ 149
Контрольные вопросы ................................................................................... 195
Литература ..................................................................................................... 196
Глава 4. СИСТЕМА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОЦЕНКИ
ОБРАЗОВАНИЯ
КАЧЕСТВА
ЗА
ВЫСШЕГО
РУБЕЖОМ
И В РОССИИ ...................................................................................................... 204
Контрольные вопросы ................................................................................... 224
Литература ..................................................................................................... 224
Заключение ..................................................................................................... 227
3
Стр.3