ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
мировое
Актуальность темы исследования.
Системообразующей целью промышленной политики в условиях вхождения России в
рыночное
пространство
является
повышение
национальной
конкурентоспособности. Решение задачи создания благоприятствующих условий для
наиболее полной реализации национального научно-технического и образовательного
потенциала, а также кадрового обеспечения промышленных отраслей видится в
формировании образовательных кластеров.
Замысел состоит в том, чтобы появился реальный заказчик кадров в лице предприятия
или ассоциации предприятий. Крупные предприятия в состоянии полностью принять в
свой состав учебные заведения при сохранении бюджетного финансирования по
нормативному принципу. Это позволит предприятию самостоятельно формировать заказ по
востребованным специальностям, определять содержание обучения, направлять для
обучения лучшие инженерно-технические кадры, проводить учебно-производственную
практику на реальной производственной базе и тем самым добиваться высокого качества
подготовки рабочих кадров.
Одно из возможных направлений решения проблемы восполнения существующего
дефицита трудовых ресурсов как рабочих специальностей, так и высококлассных
специалистов для предприятий нефтехимической отрасли видится
во введении
профильных химических школ с начальным профессиональным обучением в систему
образовательного кластера, а также в регионализации содержания профильного
образования.
Вопросы регионализации, профилизации и оптимизации учебного процесса
рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых. Различные аспекты
непрерывной химической подготовки исследовались О.С. Зайцевым, Н.С. Ахметовым, А.А.
Кирсановым, В.Г. Ивановым, А.М. Кочневым, А.М. Ярошевской, И.Я. Курамшиным.
Профессиональную направленность образования, а также вопросы регионализации
образования исследовали М.И. Махмутов, Н.В. Кузьмина, Т.В. Лопухова, Н.Ю. Посталюк,
И.А. Бажина и др. Весомый вклад в разработку образовательных технологий внесли В.П.
Беспалько, А.А. Вербицкий, Г.И. Ибрагимов, И.И. Махмутов, М.А. Чошанов, П.А.
Юцявичене, И.С. Якиманская, Г.М. Чернобельская, Д.М. Кирюшкин. Вопросы
формирования образовательного нефтехимического кластера изложены в материалах
заседания Кабинета Министров Республики Татарстан 28 октября 2006 года, в работах А.В.
Орлова, Е.М. Бухвальда, А.В. Виленского, А.М. Кочнева.
Отдавая должное проведенным исследованиям, мы обратили внимание на то, что
проблемы регионализации содержания профильного химического образования и включения
профильных школ в структуру образовательного кластера не нашли должного отражения в
педагогической практике. Возникает необходимость разработки данных проблем, так как
регионализация содержания образования способствует тесной взаимосвязи теоретического
материала и прикладного регионального, то есть более эффективной реализации связи
изучаемого материала с повседневной жизнью, повышению продуктивности учебного
процесса. Введение профильной школы в структуру образовательного кластера
способствует обеспечению сквозного технологического образования на единых принципах,
повышению адаптивных возможностей учащихся, решению проблемы кадрового
обеспечения промышленных отраслей в сокращенные сроки.
Итак, тема настоящего исследования обусловлена актуальностью проблемы,
отсутствием обобщающего материала, недостаточностью научных разработок по
проблемам регионализации содержания профильного химического образования в условиях
образовательного нефтехимического кластера.
3
Стр.3
Таким образом, имеют место противоречия между объективной потребностью рынка
труда в конкурентоспособных, востребованных сферой производства, рабочих кадрах и
специалистах и системой подготовки выпускника школы, не ориентированной на решение
вопросов кадрового обеспечения региона.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы структура и содержание
региональной модели профильного химического образования в условиях образовательного
нефтехимического кластера.
Объект исследования – процесс регионализации профильного химического
образования.
Предмет исследования – структура и содержание региональной модели профильного
химического образования с начальным профессиональным образованием в условиях
образовательного нефтехимического кластера.
Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально
проверить структуру и содержание региональной модели профильного химического
образования с начальным профессиональным образованием в условиях образовательного
нефтехимического кластера.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что реализация региональной
профильного химического образования с начальным профессиональным
образованием в условиях образовательного нефтехимического кластера
модели
будет
эффективной, если в ее основе будут лежать положения:
1. Главной целью реализации региональной модели профильного химического
образования является обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда,
готовность к профессиональной деятельности.
2. Модель системы профессиональной подготовки в условиях профильной школы
включает в себя следующие взаимосвязанные этапы: допрофессиональный этап,
профессиональный этап, практический этап и этап трудоустройства или поступления в вуз,
в течение которых в соответствии с задачами, содержанием и особенностями каждого этапа
реализуется комплекс педагогических средств (профессиональная ориентация,
профессиональное обучение, внеучебная поисково-исследовательская деятельность).
3. Условием эффективности реализации модели профильной школы с начальным
профессиональным образованием является реализация профильной школой адаптивной
модели функционирования и развития в рамках образовательного кластера, а также
реализация многофункционального взаимодействия профильной школы и базовых
предприятий.
4. Отбор и структурирование содержания профильной химической подготовки
осуществляется на основе принципов региональности, оптимального сочетания
фундаментальности
и
профессиональной
направленности,
преемственности,
интенсификации обучения, самостоятельности познания, познавательной и творческой
активности, модульности, дифференциации.
В соответствии с целью и основными положениями гипотезы исследования были
поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему регионализации непрерывной профильной химической
подготовки школьников и студентов в условиях образовательного нефтехимического
кластера.
2. Выявить и теоретически обосновать структуру и содержание региональной модели
профильного химического образования с начальным профессиональным образованием в
условиях образовательного нефтехимического кластера.
3. Разработать комплексное программно-методическое обеспечение для профильной
химической школы с начальным профессиональным обучением.
4
Стр.4