Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Региональная модель профильного химического образования в условиях образовательного кластера (90,00 руб.)

0   0
Первый авторГарайшина
ИздательствоКНИТУ
Страниц16
ID302410
Гарайшина, Э.Г. Региональная модель профильного химического образования в условиях образовательного кластера : Автореферат / Э.Г. Гарайшина .— Казань : КНИТУ, 2007 .— 16 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302410 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи ГАРАЙШИНА Эльмира Гаптелахатовна РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук КАЗАНЬ 2007 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Кочнев Александр Михайлович, Казанский государственный технологический университет Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Казанцева Людмила Александровна, Казанский государственный университет кандидат химических наук, профессор Ярошевская Хася Моисеевна, Казанский государственный технологический университет Ведущая организация ГОУ ВПО «Казанский государственный технический университет» Защита диссертации состоится « 31 » октября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Казанском государственном технологическом университете по адресу: 420015, Татарстан, г. Казань, ул. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казанского государственного технологического университета. <...> Автореферат разослан « ____» сентября 2007 г. Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского государственного технологического университета «__28__» сентября 2007 г. Режим доступа: http://www.kstu.ru. <...> Решение задачи создания благоприятствующих условий для наиболее полной реализации национального научно-технического и образовательного потенциала, а также кадрового обеспечения промышленных отраслей видится в формировании образовательных кластеров. <...> Замысел состоит в том, чтобы появился реальный заказчик кадров в лице предприятия или ассоциации предприятий. <...> Это позволит предприятию самостоятельно формировать заказ по востребованным <...>
Региональная_модель_профильного_химического_образования_в_условиях_образовательного_кластера.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ мировое Актуальность темы исследования. Системообразующей целью промышленной политики в условиях вхождения России в рыночное пространство является повышение национальной конкурентоспособности. Решение задачи создания благоприятствующих условий для наиболее полной реализации национального научно-технического и образовательного потенциала, а также кадрового обеспечения промышленных отраслей видится в формировании образовательных кластеров. Замысел состоит в том, чтобы появился реальный заказчик кадров в лице предприятия или ассоциации предприятий. Крупные предприятия в состоянии полностью принять в свой состав учебные заведения при сохранении бюджетного финансирования по нормативному принципу. Это позволит предприятию самостоятельно формировать заказ по востребованным специальностям, определять содержание обучения, направлять для обучения лучшие инженерно-технические кадры, проводить учебно-производственную практику на реальной производственной базе и тем самым добиваться высокого качества подготовки рабочих кадров. Одно из возможных направлений решения проблемы восполнения существующего дефицита трудовых ресурсов как рабочих специальностей, так и высококлассных специалистов для предприятий нефтехимической отрасли видится во введении профильных химических школ с начальным профессиональным обучением в систему образовательного кластера, а также в регионализации содержания профильного образования. Вопросы регионализации, профилизации и оптимизации учебного процесса рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых. Различные аспекты непрерывной химической подготовки исследовались О.С. Зайцевым, Н.С. Ахметовым, А.А. Кирсановым, В.Г. Ивановым, А.М. Кочневым, А.М. Ярошевской, И.Я. Курамшиным. Профессиональную направленность образования, а также вопросы регионализации образования исследовали М.И. Махмутов, Н.В. Кузьмина, Т.В. Лопухова, Н.Ю. Посталюк, И.А. Бажина и др. Весомый вклад в разработку образовательных технологий внесли В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Г.И. Ибрагимов, И.И. Махмутов, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене, И.С. Якиманская, Г.М. Чернобельская, Д.М. Кирюшкин. Вопросы формирования образовательного нефтехимического кластера изложены в материалах заседания Кабинета Министров Республики Татарстан 28 октября 2006 года, в работах А.В. Орлова, Е.М. Бухвальда, А.В. Виленского, А.М. Кочнева. Отдавая должное проведенным исследованиям, мы обратили внимание на то, что проблемы регионализации содержания профильного химического образования и включения профильных школ в структуру образовательного кластера не нашли должного отражения в педагогической практике. Возникает необходимость разработки данных проблем, так как регионализация содержания образования способствует тесной взаимосвязи теоретического материала и прикладного регионального, то есть более эффективной реализации связи изучаемого материала с повседневной жизнью, повышению продуктивности учебного процесса. Введение профильной школы в структуру образовательного кластера способствует обеспечению сквозного технологического образования на единых принципах, повышению адаптивных возможностей учащихся, решению проблемы кадрового обеспечения промышленных отраслей в сокращенные сроки. Итак, тема настоящего исследования обусловлена актуальностью проблемы, отсутствием обобщающего материала, недостаточностью научных разработок по проблемам регионализации содержания профильного химического образования в условиях образовательного нефтехимического кластера. 3
Стр.3
Таким образом, имеют место противоречия между объективной потребностью рынка труда в конкурентоспособных, востребованных сферой производства, рабочих кадрах и специалистах и системой подготовки выпускника школы, не ориентированной на решение вопросов кадрового обеспечения региона. Отсюда вытекает проблема исследования: каковы структура и содержание региональной модели профильного химического образования в условиях образовательного нефтехимического кластера. Объект исследования – процесс регионализации профильного химического образования. Предмет исследования – структура и содержание региональной модели профильного химического образования с начальным профессиональным образованием в условиях образовательного нефтехимического кластера. Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить структуру и содержание региональной модели профильного химического образования с начальным профессиональным образованием в условиях образовательного нефтехимического кластера. В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что реализация региональной профильного химического образования с начальным профессиональным образованием в условиях образовательного нефтехимического кластера модели будет эффективной, если в ее основе будут лежать положения: 1. Главной целью реализации региональной модели профильного химического образования является обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, готовность к профессиональной деятельности. 2. Модель системы профессиональной подготовки в условиях профильной школы включает в себя следующие взаимосвязанные этапы: допрофессиональный этап, профессиональный этап, практический этап и этап трудоустройства или поступления в вуз, в течение которых в соответствии с задачами, содержанием и особенностями каждого этапа реализуется комплекс педагогических средств (профессиональная ориентация, профессиональное обучение, внеучебная поисково-исследовательская деятельность). 3. Условием эффективности реализации модели профильной школы с начальным профессиональным образованием является реализация профильной школой адаптивной модели функционирования и развития в рамках образовательного кластера, а также реализация многофункционального взаимодействия профильной школы и базовых предприятий. 4. Отбор и структурирование содержания профильной химической подготовки осуществляется на основе принципов региональности, оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности, преемственности, интенсификации обучения, самостоятельности познания, познавательной и творческой активности, модульности, дифференциации. В соответствии с целью и основными положениями гипотезы исследования были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать проблему регионализации непрерывной профильной химической подготовки школьников и студентов в условиях образовательного нефтехимического кластера. 2. Выявить и теоретически обосновать структуру и содержание региональной модели профильного химического образования с начальным профессиональным образованием в условиях образовательного нефтехимического кластера. 3. Разработать комплексное программно-методическое обеспечение для профильной химической школы с начальным профессиональным обучением. 4
Стр.4