От классики до постнеклассики СТАНОВЛеНИе ПОСТНеКЛАССИЧеСКОГО ПРОеКТА В ПСИХОЛОГИИ Ю.П. <...> ЗИНЧЕНКО В становлении психологии, как и в развитии других наук, мне представляется весьма конструктивным выделение классического, неклассического и постнеклассического этапов. <...> Это определило в дальнейшем ее особое место в научном ландшафте – на стыке естественного и гуманитарного поля наук и в какой-то степени стало источником целого комплекса проблем современной психологии, связанных с определением ее предмета и поиском адекватных методов исследования. <...> При переходе от классической науки к неклассической и затем к постнеклассической меняются научные картины мира, идеалы и нормы науки, а также философско-мировоззренческие основания, специфика которых и позволяет выделить критерии типа научного знания: 1) особенности системной организации исследуемых объектов и типов картины мира; 2) особенности средств и операций деятельности, представленных идеалами и нормами науки; 3) особенности ценностно-целевых ориентаций субъекта деятельности и рефлексии над ними, выраженные в специфике философско-мировоззренческих оснований науки (В.С. Степин). <...> Для изучения объектов, представляющих собой простые системы, достаточно классической науки; неклассическая наука осваивает сложные саморегулирующиеся системы, постнеклассическая – сложные саморазвивающиеся системы. <...> Каждый из этих типов объектов соответствует определенным конкретно-научным картинам мира и общенаучной картине мира, которыми задается видение предмета научного исследования. <...> Каждый тип объектов исследования предполагает соответствующую ему схему метода познавательной деятельности, выражающуюся в особом понимании идеалов и норм исследования, связанных с объяснением, описанием, обоснованием и построением научного знания. <...> Ценностно-целевые структуры субъекта деятельности имеют двойную детерминацию: с одной стороны, они должны соответствовать <...>