Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №10 2014

Символ ПЕЩЕРЫ в философии ДОМА ПЛАТОНА И ПАСТЕРНАКА (150,00 руб.)

0   0
АвторыВ.П. Козырьков
Страниц16
ID302236
АннотацияВ статье раскрывается изменение социокультурного содержания понятия «дом», его противоречивая эволюция от пещеры к современному коммуникацион- ному дому. Цель – онтологически переосмыслить символ пещеры, созданный Платоном. С этой же целью стихи Пастернака о доме интерпретируются фило- софски, что позволяет противопоставить их символам Платона.
Символ ПЕЩЕРЫ в философии ДОМА ПЛАТОНА И ПАСТЕРНАКА / В.П. Козырьков // Философские науки .— 2014 .— №10 .— URL: https://rucont.ru/efd/302236 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФН – 10/2014 Философская мысль: рецепция и интерпретация СИМВОЛ ПеЩеРЫ В ФИЛОСОФИИ ДОМА ПЛАТОНА И ПАСТеРНАКА В.П. <...> КОЗыРЬКОВ Посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. <...> Платон Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть. <...> Пастернак Если бы Земля не имела естественно возникших разломов, расщелин и различного рода выемок, а была плоской равниной, то человеку было бы невозможно спрятаться от непогоды и хищников. <...> Эти естественно возникшие пространства укрытия от опасности, соответствующие параметрам человека, стали первыми жилищами в виде пещер, гротов и навесов1 . <...> И все же благодаря усилиям человека пещера стала тем первым жилищем, которое до сих пор остается эталоном безопасного пространства для всех живых существ. <...> А человек научился строить даже целые пещерные города. <...> Каких только нет пещер по своему происхождению, форме, раз. <...> И чем дальше человечество уходит от пещерного века, когда мерам2 пещера была главным жилищем, тем с большим интересом наука обращается к исследованию роли пещер в становлении и развитии человека и всей цивилизации. <...> Так, в мифологии пещера изображается как чрево Земли, в котором рождаются боги. <...> Пещера стала предметом художественных произведений, представляя таинственные и ужасные пространства бытия человека. <...> Одновременно она стала критерием определения того, насколько далеко ушел человек от своего первобытного состояния, изменяя характер пещеры и свое отношение к ней4 . <...> Обладая такой общекультурной значимостью, пещера давно стала символом глубокого отношения человека к миру, поэтому образ пещеры широко использовался в философии и в поэзии. <...> Порфирия «О гроте нимф», в котором он, комментирует образ пещеры у Гомера, Платона и других авторов и оценивает значение пещер: «Ибо подобно тому, как храмы, статуи, жертвенники посвящались олимпийским богам, очаги – божествам, живущим на земле <...>