Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №9 2014

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И НАРРАТИВ В ФИЛОСОФИИ П. РИКЁРА (150,00 руб.)

0   0
АвторыБ.Л. ГУБМАН
Страниц14
ID302219
АннотацияВ статье анализируется взаимосвязь исторического опыта и повествования в философии П. Рикёра. Показано, что исторический опыт предстает в его уче- нии итогом бытия человека во времени, фиксируемым в форме наполненного смыслом повествования, которое адресовано сообществу воспринимающих его людей, ориентированных на понимание и деятельное изменение мира. В этой перспективе Рикёр рассматривается как философ, предложивший на интердис- циплинарной основе глубокое рассмотрение эпистемологической специфики исторического повествования, продемонстрировав одновременно онтологию обогащения смыслового содержания опыта в этом процессе.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И НАРРАТИВ В ФИЛОСОФИИ П. РИКЁРА / Б.Л. ГУБМАН // Философские науки .— 2014 .— №9 .— URL: https://rucont.ru/efd/302219 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 9/2014 Опыт философского осмысления ИСТОРИЧеСКИЙ ОПЫТ И НАРРАТИВ В ФИЛОСОФИИ П. <...> ГУБМАН Тема изначальной историчности человеческого бытия в горизонте времени, порождающего смысловую целостность опыта, несомненно является центральной в герменевтической философии. <...> Рикёр закономерно обращается к ее рассмотрению, следуя маршруту, намеченному в произведениях Августина, М. Хайдеггера <...> Тотальность исторического опыта, явленная культурной традицией, запечатленной в языке, в ее диахронном и синхронном измерениях, служит, по Рикёру, тем фоном, на котором идет становление личностного начала человеческого «Я» через многообразие форм его самоописания, а также складываются разноуровневые интерсубъективные связи. <...> Личностная рефлексивная идентичность, равно как и обретение коллективной самотождественности, оказываются невозможными без обращения к рассказу. <...> Рикёр убежден, что «время становится человеческим временем в той мере, в какой оно нарративно артикулировано, а рассказ обретает свое полное значение, когда он становится условием временного существования»1 . <...> Историчность человеческого бытия: опыт и мимесис Видение Рикёром проблемы исторического опыта, его непрестанного смыслового развития и трансляции в контексте интерсубъективных связей сопряжено с попыткой выявить укорененность такового в онтологии человеческого существования во времени и одновременно раскрыть способ его повествовательной фиксации. <...> Живой опыт и дискурс противостоят друг другу. <...> Потомуто изначальное содержание опыта, данное в непосредственном миропонимании устремлено к его фиксации в рассказе, а затем к новому ра Б.Л. ГУБМАН. <...> При этом Рикёр обращается к широкому синтезу интердисциплинарного плана, для того чтобы представить в их конкретике фигуры повествования о мире, опосредующие движение к его смысловому постижению. <...> Противостояние живого опыта существования во времени и дискурса, запечатленного <...>