Философские науки – 9/2014 Опыт философского осмысления ИСТОРИЧеСКИЙ ОПЫТ И НАРРАТИВ В ФИЛОСОФИИ П. <...> ГУБМАН Тема изначальной историчности человеческого бытия в горизонте времени, порождающего смысловую целостность опыта, несомненно является центральной в герменевтической философии. <...> Рикёр закономерно обращается к ее рассмотрению, следуя маршруту, намеченному в произведениях Августина, М. Хайдеггера <...> Тотальность исторического опыта, явленная культурной традицией, запечатленной в языке, в ее диахронном и синхронном измерениях, служит, по Рикёру, тем фоном, на котором идет становление личностного начала человеческого «Я» через многообразие форм его самоописания, а также складываются разноуровневые интерсубъективные связи. <...> Личностная рефлексивная идентичность, равно как и обретение коллективной самотождественности, оказываются невозможными без обращения к рассказу. <...> Рикёр убежден, что «время становится человеческим временем в той мере, в какой оно нарративно артикулировано, а рассказ обретает свое полное значение, когда он становится условием временного существования»1 . <...> Историчность человеческого бытия: опыт и мимесис Видение Рикёром проблемы исторического опыта, его непрестанного смыслового развития и трансляции в контексте интерсубъективных связей сопряжено с попыткой выявить укорененность такового в онтологии человеческого существования во времени и одновременно раскрыть способ его повествовательной фиксации. <...> Живой опыт и дискурс противостоят друг другу. <...> Потомуто изначальное содержание опыта, данное в непосредственном миропонимании устремлено к его фиксации в рассказе, а затем к новому ра Б.Л. ГУБМАН. <...> При этом Рикёр обращается к широкому синтезу интердисциплинарного плана, для того чтобы представить в их конкретике фигуры повествования о мире, опосредующие движение к его смысловому постижению. <...> Противостояние живого опыта существования во времени и дискурса, запечатленного <...>