ФН – 7/2014 Философия и техника РОЖДеНИе ФИЛОСОФИИ ТеХНИКИ ИЗ ДУХА МАГИИ В.В. <...> НИКИТАЕВ Для времени, в котором мы живем, при всей его нестабильности и изменчивости характерно сохранение старой надежды на научнотехнический прогресс, хотя бы и под именем «инновационного развития», слегка подкорректированного требованием «устойчивости» (sustainability). <...> Выставочный павильон из стекла и чугуна, не столько спроектированный, сколько изобретенный оранжерейных дел мастером Джозефом Пэкстоном и одобренный создателем локомотива Робертом Стефенсоном, был построен в рекордно короткий срок (полгода) и получил название «Хрустальный дворец». <...> Рождение философии техники из духа магии 67 тория сказала, что это «одно из чудес Мира, действительно начало золотого века». <...> Подобно тому, как эпоха Людовика XIV нашла свое совершеннейшее выражение в Зеркальной галерее Версаля, Хрустальный дворец стал символом нового Машинного Века и эмблемой Прогресса. <...> Особенно примечательна здесь фигура Франца Рело (1829 – 1905), инженера и ученого, корифея теории конструирования машин и механизмов, который утверждал возможность единого гармонического развития искусства и техники. <...> Размышляя над взаимоотношением техники и культуры, Рело переформулировал известную оппозицию Запада и Востока в терминах «манганизма» и «натуризма». <...> Ученый считал, что, давая такое название, он следует обычаю древних греков, которые всякие поражающие воображение устройства и механизмы, содержащие в себе некую хитрость (или В.В. НИКИТАЕВ. <...> Рождение философии техники из духа магии даже обман), связывали с магией8 69 . <...> Его краткую, но весьма точную и емкую формулировку дает Ричард Кавендиш: если сутью религиозного отношения является поклонение, научного – объяснение, то маги ческого – господство10 . <...> Марсилио Фичино, сделавший в 1464 г. перевод части текстов Герметического корпуса, предложил вместо осужденной и жестко преследуемой Церковью средневековой демонической <...>