Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №7 2014

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (Историко-философский экскурс) (150,00 руб.)

0   0
АвторыЕ.А. САМАРСКАЯ
Страниц14
ID302014
АннотацияВ статье сделана попытка выявить соотношение социальной и технической форм прогресса в настоящее время. Анализируя большой историко-философский материал, автор обосновывает вывод, что технический прогресс все более пода- вляет самостоятельность социального прогресса, технизирует его, ограничивая социальные ценности функцией противодействия влиянию техники на социум.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (Историко-философский экскурс) / Е.А. САМАРСКАЯ // Философские науки .— 2014 .— №7 .— URL: https://rucont.ru/efd/302014 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 7/2014 Философия и техника СОЦИАЛЬНЫе ЦеННОСТИ И ТеХНИЧеСКИЙ ПРОГРеСС (Историко-философский экскурс) Е.А. САМАРСКАЯ Мы живем в эпоху технического гедонизма, испытывая опьянение техникой, хотя нередко слышатся недовольные голоса и не только в связи с экологией. <...> Более сложные проблемы возникают, когда речь заходит о социально-политическом и духовном прогрессе: существуют ли эти формы прогресса и в каком отношении они находятся с техническим прогрессом; имеют ли они самостоятельный характер, или технический прогресс вызывает социально-исторические изменения, которые не укладываются в схему социального прогресса – т.е. перемены есть, а прогресса нет. <...> Народ в России долго жил с ощущением исторического прогресса, осененным именами Гегеля и Маркса, и теперь, когда прогрессистская социалистическая идеология уходит в прошлое, возникает вопрос, как можно охарактеризовать время, в которое мы включены: представляет ли оно этап исторического прогресса или являет собой просто исторические перемены, не имеющие определенной направленности? <...> Присмотримся к тому, что определяло исторический прогресс у Гегеля и особенно у Маркса. <...> У последнего было как бы две разновидности прогресса: во-первых, прогресс производства, который включал накопление научно-технических новаций, во-вторых, социально-политический и духовный прогресс, который не являлся простым следствием технического прогресса. <...> Соответственно этой точке зрения, у Маркса первой ступенью истории выступает нерасчлененное единство рода, где индивиды совершенно несамостоятельны, где существует нераздельность индивидуального и всеобщего. <...> Второй исторический этап начинается с выделения субъекта и принадлежащей ему собственности из нерасчлененного единства рода, что происходит по нарастающей в античном мире, в германской общине, в условиях феодализма, при капитализме. <...> Этап обобществления человечества Маркс обозначил как коммунизм <...>