Год Великобритании в России «ДВИЖеНИе ВНУТРИ ДВИЖеНИЯ»: ПУТЬ ДЖ. <...> СТЕЦКЕВИЧ В истории Церкви Англии (англиканства) XIX в. <...> Оксфордское движение подавляющим большинством исследователей признается крупнейшим явлением, а иногда его ставят в ряд важнейших явлений в истории западного христианства двух прошедших столетий. <...> 1 Заявившее о себе в 1833 г. с публикацией первых «Трактатов для нынешнего времени» (отсюда другое название движения – Трактарианское), Оксфордское движение существовало, как минимум, до 1845 г., когда состоялся переход в Римско-католическую церковь его несомненного лидера и автора значительной части трактатов Джона Генри Ньюмена (1801 – 1890). <...> Став римо-католиком, Ньюмен, справедливо считающийся одним из крупнейших христианских теологов XIX столетия, в 1879 г. достигнет поста кардинала, а в 2010 г. будет причислен папой Бенедиктом XVI к лику блаженных. <...> В разгар движения, в 1840 г., Э.Б. Пьюзи попытался суммировать важнейшие положения трактарианства, выделив, в частности, «высокое» представление о священстве, основанное на апостольском преемстве, «высокое» представление о видимой церкви и епископате как божественном установлении и «рассмотрение Древней церкви, а не реформаторов, в качестве конечной инстанции, выражающей смысл нашей церкви»2 . <...> Возникновение разных течений в Церкви Англии явилось следствием компромиссного характера английской Реформации XVI в. и англиканского вероучения, официальным выражением которого стали «39 статей» (1563)3 . <...> Напротив, «Высокая церковь» сосредоточивала внимание на историческом характере англиканского епископата, доктрине апостольского преемства как основе претензий Церкви Англии на статус ветви Вселенской католической церкви. <...> Высокоцерковники считали недостаточным следование протестантскому принципу «только Писание», стремясь опираться при его интерпретации на авторитет катехизисов, символов веры, «отцов церкви». <...> ФН – 5/2014 58 Год Великобритании в России <...>