ФН – 5/2014 Год Великобритании в России ДЖОРДЖ БеРКЛИ КАК ФИЛОСОФ ПРОСВеЩеНИЯ А.П. <...> Одним из самых влиятельных философов Просвещения был, пожалуй, Джон Локк. <...> Этот классик британского эмпиризма одновременно является пред ставителем ирландской философской традиции. <...> «Она родилась с Джоном Толандом, – пишет историк философии Д. Берман <...> , – выросла вместе с Питером Брауном, Уильямом Кингом, Джорджем Беркли и Фрэнсисом Хатчесоном, и умерла вместе с Робертом Клейтоном и Эдмундом Берком»1 . <...> Конечно, другие исторические эпохи тоже дали миру немало ирландских философов. <...> Появление национальной ирландской философии именно на рубеже XVII – XVIII вв. связано с изменением национального самосознания ирландской элиты. <...> Но на рубеже веков появилась тенденция изменения национального самосознания ирландской элиты, выразителями которой стали Уильям Молине и Джонатан Свифт. <...> Джордж Беркли как философ Просвещения 25 из англо-ирландской протестантской семьи. <...> Мы, ирландцы, не можем подняться до таких истин»5 Джордж Беркли – ключевая фигура в ирландской философской традиции. <...> Время жизни Беркли совпадает с периодом существования ирландской философии: он родился в 1685 г., за одиннадцать лет до публикации Толандом «Христианства без тайн», взорвавшего спокойную интеллектуальную жизнь Ирландии. <...> Беркли формировал собственную философию, наблюдая за заочной полемикой Толанда и его ирландских оппонентов: Уильяма Кинга, Питера Брауна, Эдварда Синга. <...> В 1720 – 1730-е гг. ирландская философия переживала свой расцвет: в это время Фрэнсис Хатчесон анонимно публикует в Дублине свое «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели» (1725) и ряд других работ. <...> На вершине развития ирландской философской традиции Беркли издал «Алсифрон» (1732) в семи диалогах. <...> Умер Беркли в 1753 г., за три года до выхода «Философского исследования о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» Эдмунда Берка, которое содержало в себе последний <...>