Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №2 2014

БОГОСЛОВСКИЕ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАДЕЖДЫ В «КРАСНОМ КОЛЕСЕ» (300,00 руб.)

0   0
АвторыН.В. ЛИКВИНЦЕВА
Страниц14
ID301915
АннотацияВ эпопее «Красное Колесо» А.И. Солженицын рисует историческую катастрофу России в ХХ в., но, несмотря на трагизм материала и бескомпромиссность оценок, книга заканчивается светом надежды. Статья представляет собой попыт- ку рассмотреть богословские и антропологические основания такой надежды, связанной с «онтологической вертикалью», образующей вместе с исторической горизонталью в «Красном Колесе» своеобразную систему координат. В первой части «Жертва как путь теозиса» речь идет о центральной для православного богословия проблеме теозиса, обожения человека, данной в эпопее в образах ге- нерала Самонова и царя Николая II, о связи теозиса с решимостью на жертву и с кенозисом. Во второй части «Антропология в свете Рождества» речь идет об антропологической составляющей надежды: теме рождения нового человека, живой личности, на фоне антропологической катастрофы обезличивания людей в ходе революции, теме рождения новой солидарности таких людей.
БОГОСЛОВСКИЕ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАДЕЖДЫ В «КРАСНОМ КОЛЕСЕ» / Н.В. ЛИКВИНЦЕВА // Философские науки .— 2014 .— №2 .— URL: https://rucont.ru/efd/301915 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История в размышлениях ФН – 2/2014 БОГОСЛОВСКИЕ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАДЕЖДЫ В «КРАСНОМ КОЛЕСЕ» Н.В. ЛИКВИНЦЕВА В десятитомном «повествовании в отмеренных сроках» «Красное Колесо» речь идет о гибели России: автор, как врачдиагност, ставит диагноз и описывает начало болезни, постепенное и неуклонное разлагание живого – сползание страны в революцию, в хаос, в братоубийство, в кровавый кошмар «Архипелага ГУЛаг». <...> Один из главных и любимых солженицынских героев полковник Воротынцев стоит на Валу и смотрит на распростертую внизу, бесконечно дорогую и уже обреченную страну: «В этом холоде подступающего, в этой бесповоротности – свое новое облегчение. <...> Течение земной истории Солженицын описывает с безжалостной скрупулезностью историка, с введением в повествование множества исторических лиц, с отсылкой к документам и газетам того времени, даже с приведением военных карт: историк продумывает и оценивает причины каждой новой исторической неудачи, каждую 76 История в размышлениях новую возможность избежать катастрофы и те причины, по которым и эта возможность оказывается упущенной. <...> В такой исторической плоскости катится смертоносное «Красное Колесо» (его образ то и дело возникает в эпопее, словно прошивая собою ткань повествования): это круговое, а значит тупиковобезвыходное движение, «Круговой Обман» (10, 553), бесовские «завихрения» истории, отсылающие нас и к пушкинскому стихотворению «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи…») и, конечно, к «Бесам» Ф.М. Достоевского. <...> Но самое интересное здесь, что противостоящая «духу низости» (10, 527) и вращению безжалостного Колеса истории «онтологическая вертикаль» (выражение П.Е. Спиваковского, уже успевшее стать термином5 ) выстраивается не просто как взлет души, не просто как движение от онтологического низа (колодец, нижняя точка оползня) вверх. <...> Душа не просто движется вверх «изволоком» и «крутым подъемом» (4, 570), но, чтобы «усовершенствовать строй <...>