История в размышлениях ФН – 2/2014 БОГОСЛОВСКИЕ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАДЕЖДЫ В «КРАСНОМ КОЛЕСЕ» Н.В. ЛИКВИНЦЕВА В десятитомном «повествовании в отмеренных сроках» «Красное Колесо» речь идет о гибели России: автор, как врачдиагност, ставит диагноз и описывает начало болезни, постепенное и неуклонное разлагание живого – сползание страны в революцию, в хаос, в братоубийство, в кровавый кошмар «Архипелага ГУЛаг». <...> Один из главных и любимых солженицынских героев полковник Воротынцев стоит на Валу и смотрит на распростертую внизу, бесконечно дорогую и уже обреченную страну: «В этом холоде подступающего, в этой бесповоротности – свое новое облегчение. <...> Течение земной истории Солженицын описывает с безжалостной скрупулезностью историка, с введением в повествование множества исторических лиц, с отсылкой к документам и газетам того времени, даже с приведением военных карт: историк продумывает и оценивает причины каждой новой исторической неудачи, каждую 76 История в размышлениях новую возможность избежать катастрофы и те причины, по которым и эта возможность оказывается упущенной. <...> В такой исторической плоскости катится смертоносное «Красное Колесо» (его образ то и дело возникает в эпопее, словно прошивая собою ткань повествования): это круговое, а значит тупиковобезвыходное движение, «Круговой Обман» (10, 553), бесовские «завихрения» истории, отсылающие нас и к пушкинскому стихотворению «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи…») и, конечно, к «Бесам» Ф.М. Достоевского. <...> Но самое интересное здесь, что противостоящая «духу низости» (10, 527) и вращению безжалостного Колеса истории «онтологическая вертикаль» (выражение П.Е. Спиваковского, уже успевшее стать термином5 ) выстраивается не просто как взлет души, не просто как движение от онтологического низа (колодец, нижняя точка оползня) вверх. <...> Душа не просто движется вверх «изволоком» и «крутым подъемом» (4, 570), но, чтобы «усовершенствовать строй <...>