СОЛЖЕНИЦЫНА* С.А. НИЖНИКОВ Гуманизм североатлантической цивилизации вырождается в свою противоположность, – эту мысль А.И. Солженицын высказал в своей «Речи в Гарварде на ассамблее выпускников университета»: ради прекраснодушных идей начинают приноситься в жертву люди и целые народы; ранее – в виде сталинизма и фашизма, сейчас – в виде распространения «демократии» госдепартаментом США при помощи бомбардировок. <...> Еще до последних событий в Югославии, Ираке и Ливии Солженицын отмечал, что «демократии умеют действовать фашистскими методами»1 . <...> Одним словом, прогресс требует жертв, и все больших и больших. <...> Как пишет Коринн Марион, Солженицын немедленно был обвинен в антизападничестве, так как «он осмелился критиковать наш священный либерализм и вслух высказывать, что, может быть, вовсе и не существует одной единственной совершенной системы, будь то даже система демократическая. <...> Cоциально-политические взгляды А.И. Солженицына 65 Тем не менее, как отмечает Эдвард Э. <...> Эриксон, «уже через несколько месяцев после прибытия Солженицына на Запад в реакции на эту фигуру стал преобладать негатив». <...> Связывает он это со многими обстоятельствами, и с тем, что он создал род литературы, который не вписывался в существовавшие жанры, и с тем, что он «не принимал морального релятивизма своего времени», и с тем, что он «оскорбил чувства западных либералов, и с тем, что в его творчестве обнаруживалась «неприкрытая религиозная тенденция» и «морализаторский тон». <...> В «Речи в Международной Академии Философии» (Лихтенштейн, 14 сентября 1993 г.) Солженицын специально останавливается на критике идеи техноцентрического прогресса, выдвигая следующие аргументы: «не может происходить безграничный Прогресс в ограниченной земной среде»; «нравы наши не смягчились с прогрессом, как было обещано. <...> Далее идут «неограниченные потребности», «безграничное накопление собственности», «океан поверхностной информации и низкопробных <...>