Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Философские науки  / №1 2014

ТОЛСТОВСКИЕ МОТИВЫ В ТРАКТАТЕ Ф. НИЦШЕ «АНТИХРИСТ» (300,00 руб.)

0   0
АвторыИ.И. ЕВЛАМПИЕВ
Страниц15
ID301904
АннотацияРассматривается влияние, которое книга Л. Толстого «В чем моя вера?» оказа- ла на взгляды Ф. Ницше. Анализируются выписки из этой книги, которые Ницше делал в своей рабочей тетради, и их отражение в его трактате «Антихрист». По- казано, что после прочтения книги Толстого Ницше стал позитивно оценивать учение Иисуса Христа, а историческое христианство он стал понимать как ради- кальное искажение этого учения.
ТОЛСТОВСКИЕ МОТИВЫ В ТРАКТАТЕ Ф. НИЦШЕ «АНТИХРИСТ» / И.И. ЕВЛАМПИЕВ // Философские науки .— 2014 .— №1 .— URL: https://rucont.ru/efd/301904 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФН – 1/2014 Русская философия: полюсы и векторы ТОЛСТОВСКИЕ МОТИВЫ В ТРАКТАТЕ Ф. НИЦШЕ <...> «АНТИХРИСТ» И.И. ЕвЛАМПИЕв По отношению к двум великим мыслителям XIX в. уже давно сложились устойчивые стереотипы восприятия, в согласии с которыми они предстают совершенно противоположными по своим идейным устремлениям, в особенности если иметь в виду их религиозность, их отношение к христианству. <...> Этот «факт» связан с замыслом и воплощением позднего трактата Ницше, посвященного христианству. <...> Книга Толстого произвела на Ницше гораздо более прямое и ясное впечатление, которое непосредственно отразилось в его рассуждениях об историческом христианстве и его противоположности учению Иисуса Христа. <...> Прежде чем говорить о том, что в качестве наиболее важного для себя выделил Ницше в книге Толстого, необходимо понять, что в ней является объективно главным, а что второстепенным – ведь и среди сторонников Толстого, и среди его критиков такое правильное понимание не всегда присутствует. <...> При рассмотрении религиозного учения Толстого всегда первым делом обращают внимание на то, И.И. ЕВЛАМПИЕВ. <...> «Антихрист» 89 что для него христианство оказывается чисто моральным учением, лишенным мистического, т.е. подлинно религиозного содержания. <...> На деле «морализм» Толстого – совершенно очевидный и бесспорный – не является центральным пунктом его отношения к христианству, это скорее нечто вторичное и конкретное по сравнению с самым главным и принципиальным в его учении, по сравнению с тем, что составляет непреходящее значение этого учения и что остается абсолютно актуальным и верным в наши дни так же, как в эпоху Толстого. <...> Собственно говоря, это несоответствие чувствовали и чувствуют огромное число людей – и в эпоху Толстого и позже. <...> Борьба с ложной формой религиозности превратилась в борьбу с религиозно 90 Русская философия: полюсы и векторы стью как таковой, т.е. с духовным измерением жизни. <...> Поскольку без какого-то бога человек <...>