Социокультурные основания РАЗМЫШЛеНИе О СООТНОШеНИИ КОНЦеПТОВ «МОРАЛЬ» И «ВЫГОДА» В СОВРеМеННОЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЦЗЯН ХОНБО, ЧЖЕН ЮНКУЙ Соотношение концептов «мораль» и «выгода» всегда играло ориентирующую роль в поведении человека и его системе ценностей. <...> В качестве основополагающего понятия идея справедливости обладает богатым содержанием и имеет сложные формы выражения, обнаруживая тесную взаимосвязь с социально-политическим идеалом, экономическими целями и нормами морали. <...> Будучи теоретическим отражением политики, экономики и этики, этот вопрос оказывает существенное влияние на способы существования людей. <...> Дискуссия о содержании понятий «мораль» и «выгода» С точки зрения содержания понятия, «выгода» обозначает материальную пользу, что включает в себя пользу индивидуальную и коллективную. <...> Своеобразно интерпретирует мораль Сюй Шень в своей книге «Шуо вэнь цзе цзы» («Комментарии по формированию и этимологии китайских иероглифов») «Мораль – это нравственное основание для завоевания авторитета»1 . <...> При рассмотрении точек зрения древних философов нельзя не заметить, что Конфуций, Мэнцзы и последующие сторонники школы жу-цзя儒家 rъjiā, (конфуцианства) ставят мораль выше выгоды, т.е. подчеркивают приоритет морали над выгодой. <...> А представители школы фа-цзя, т.е. легисты (Шан Ян, Хань Фэйцзы и др.) придерживались противоположной точки зрения – выгода важнее морали. <...> Третья школа – школа моистов, или мо-цзя (Гуаньцзы, Моцзы, Сюньцзы и др.) придает равное значение морали и выгоде и пытается примирить и объединить их. <...> Основоположник жу-цзя Конфуций считал, что приоритет морали или приоритет выгоды – единственный критерий оценки степени нравственности индивидуума (высокой или низкой): «Благородный человек ценит мораль, а низкий человек ценит только выгоду»2 . <...> Поэтому для того чтобы общество ЦЗЯН ХОНБО, ЧЖЕН ЮНКУЙ. <...> 77 было стабильным, надо, чтобы оно было основано на «человеколюбии и справедливости <...>