Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №1 2015

РАЗМЫШЛЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ КОНЦЕПТОВ «МОРАЛЬ» И «ВЫГОДА» В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (300,00 руб.)

0   0
АвторыЦЗЯН ХОНБО, ЧЖЕН ЮНКУЙ
Страниц10
ID301890
АннотацияСтатья посвящена актуальной проблеме соотношения концептов «выгода» и «мораль» на современном этапе развития философской мысли в Китае. Авторы рассматривают эту проблему в исторической перспективе, анализируют точ- ки зрения древних философов и показывают влияние современной концепции взаимозависимости выгоды и морали на развитие актуальных социологических и экономических идей. Они утверждают, что в условиях китайской социалисти- ческой рыночной экономики нельзя игнорировать стремление к выгоде, и при- зывают понимать выгоду как средоточие моральных принципов, в особенности тогда, когда выгода предусматривает общественную пользу, а не только личное обогащение. Поэтому концепт «выгода» рассматривается в иерархии обществен- ной, групповой и личной пользы, где первой отдается безусловный приоритет. При этом понятие «индивидуальной выгоды» выходит за рамки материального благополучия и включает духовную пользу, необходимую для самосовершен- ствования человека.
РАЗМЫШЛЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ КОНЦЕПТОВ «МОРАЛЬ» И «ВЫГОДА» В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ / ЦЗЯН ХОНБО, ЧЖЕН ЮНКУЙ // Философские науки .— 2015 .— №1 .— URL: https://rucont.ru/efd/301890 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социокультурные основания РАЗМЫШЛеНИе О СООТНОШеНИИ КОНЦеПТОВ «МОРАЛЬ» И «ВЫГОДА» В СОВРеМеННОЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЦЗЯН ХОНБО, ЧЖЕН ЮНКУЙ Соотношение концептов «мораль» и «выгода» всегда играло ориентирующую роль в поведении человека и его системе ценностей. <...> В качестве основополагающего понятия идея справедливости обладает богатым содержанием и имеет сложные формы выражения, обнаруживая тесную взаимосвязь с социально-политическим идеалом, экономическими целями и нормами морали. <...> Будучи теоретическим отражением политики, экономики и этики, этот вопрос оказывает существенное влияние на способы существования людей. <...> Дискуссия о содержании понятий «мораль» и «выгода» С точки зрения содержания понятия, «выгода» обозначает материальную пользу, что включает в себя пользу индивидуальную и коллективную. <...> Своеобразно интерпретирует мораль Сюй Шень в своей книге «Шуо вэнь цзе цзы» («Комментарии по формированию и этимологии китайских иероглифов») «Мораль – это нравственное основание для завоевания авторитета»1 . <...> При рассмотрении точек зрения древних философов нельзя не заметить, что Конфуций, Мэнцзы и последующие сторонники школы жу-цзя儒家 rъjiā, (конфуцианства) ставят мораль выше выгоды, т.е. подчеркивают приоритет морали над выгодой. <...> А представители школы фа-цзя, т.е. легисты (Шан Ян, Хань Фэйцзы и др.) придерживались противоположной точки зрения – выгода важнее морали. <...> Третья школа – школа моистов, или мо-цзя (Гуаньцзы, Моцзы, Сюньцзы и др.) придает равное значение морали и выгоде и пытается примирить и объединить их. <...> Основоположник жу-цзя Конфуций считал, что приоритет морали или приоритет выгоды – единственный критерий оценки степени нравственности индивидуума (высокой или низкой): «Благородный человек ценит мораль, а низкий человек ценит только выгоду»2 . <...> Поэтому для того чтобы общество ЦЗЯН ХОНБО, ЧЖЕН ЮНКУЙ. <...> 77 было стабильным, надо, чтобы оно было основано на «человеколюбии и справедливости <...>