Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Как работают и думают физики (250,00 руб.)

0   0
Первый авторКузнецов А. П.
ИздательствоМ.: Институт компьютерных исследований
Страниц172
ID301434
АннотацияКнига в доступной и занимательной форме знакомит с «неформальной» физикой, которая связана с окружающим миром. Обсуждаются такие вопросы, как оценки физических величин, методы размерностей и подобия, приближенные методы, «качественные» теории, использование математического анализа, интернета и др. Книга вводит школьника (с 9-го по 11-й класс) в «творческую лабораторию» физика-исследователя. По каждой теме имеется подборка задач. Представлены задачи исследовательского характера, которые могут быть использованы в рамках школьной научной лаборатории. Отдельная часть книги вводит в основные понятия нелинейной динамики - науки продолжающей бурно развиваться в настоящее время.
Кому рекомендованоБудет полезна школьникам, интересующимся физикой и исследовательской работой, а также учителям и, в определенной мере, студентам младших курсов.
ISBN5-93972-515-5--
УДК530
ББК22.3
Кузнецов, А.П. Как работают и думают физики / А.П. Кузнецов .— Москва : Институт компьютерных исследований ; Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2006 .— 172 с. — ISBN 5-93972-515-5-- .— URL: https://rucont.ru/efd/301434 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Отдельная часть книги вводит в основные понятия нелинейной динамики — науки продолжающей бурно развиваться в настоящее время. <...> Разностные уравнения или отображения на примере школьной задачи . <...> Сейчас хочется добавить, что нацеленность этого учебного заведения была не только на глубокую физико-математическую подготовку, но и на внедрение идей нелинейной динамики и синергетики. <...> Идея выделения, как бы мы сказали более аккуратно, грубых и негрубых ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 7 ситуаций (глава «Качественные теории»). <...> Во втором издании к этим двум частям добавлены главы «Интернет» и «Исследовательские задачи», причем в перечень последних входят и исследование изохронного маятника Гюйгенса, катастрофы мыльной пленки, каустик и сборок в чашке и т. д. <...> Отображения объясняются на примере хорошо известной всем школьной задачи о цепочке сопротивлений. <...> Ну, а далее следуют логистическое отображение, отображение Эно, «прыгающий» шарик, итерационные диаграммы и бифуркационные деревья. <...> И самой первой стала задача о колебаниях гигантской люстры в соборе. <...> Когда Галилео Галилей вернулся домой из собора, он решил установить, правда ли, что периоды больших и малых колебаний маятника равны. <...> Характерный размер С понятием порядка физической величины тесно связано еще одно понятие — характерный размер. <...> В такой ситуации физики говорят, что чайник имеет характерный размер порядка 20 см. О каком размере идет речь? <...> В математике известна классификация треугольников по величине их сторон или углов (равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник и т.д.) <...> Пусть, например, вы хотите построить график зависимости пути, пройденного автомобилем, от времени. <...> Обратимся к графику движения, на котором показана зависимость координаты тела x от времени t (рис. <...> Нарисуйте, например, рядом график зависимости площади квадрата S от длины его стороны R и график зависимости площади круга от его радиуса R.Атеперь измените масштаб <...>
Как_работают_и_думают_физики..pdf
УДК 530 Интернет-магазин http://shop.rcd.ru • физика • математика • биология • нефтегазовые технологии Кузнецов А.П. Как работают и думают физики. — М.-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2006. — 172 с. Книга в доступной и занимательной форме знакомит с «неформальной» физикой, которая связана с окружающим миром. Обсуждаются такие вопросы, как оценки физических величин, методы размерностей и подобия, приближенные методы, «качественные» теории, использование математического анализа, интернета и др. Книга вводит школьника (с 9-го по 11-й класс) в «творческую лабораторию» физика-исследователя. По каждой теме имеется подборка задач. Представлены задачи исследовательского характера, которые могут быть использованы в рамках школьной научной лаборатории. Отдельная часть книги вводит в основные понятия нелинейной динамики — науки продолжающей бурно развиваться в настоящее время. Будет полезна школьникам, интересующимся физикой и исследовательской работой, а также учителям и, в определенной мере, студентам младших курсов. ISBN 5-93972-515-5 c http://rcd.ru http://ics.org.ru А.П.Кузнецов, 2006 c НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2006
Стр.2
Оглавление Предисловие к первому изданию .. .. ... .. .. ... .. ... 5 Предисловие ко второму изданию . . . ... .. .. ... .. ... 6 ЧАСТЬ 1. Как работают и думают физики .. .. .. ... .. ... 10 1. Что такое физика? . . ... .... .... .... ... .... . 10 2. Числа в физике .... ... .... .... .... ... .... . 13 3. Оценки физических величин ... .... .... ... .... . 17 4. Характерный размер . ... .... .... .... ... .... . 19 5. Масштаб ... .... ... .... .... .... ... .... . 22 6. Точность в физике .. ... .... .... .... ... .... . 25 7. Зависимости физических величин. Функции и графики в физике .. .... .... ... .... .... .... ... .... . 28 8. Асимптотическое поведение зависимостей ... ... .... . 34 9. Измерения и эксперимент в физике ... .... ... .... . 37 10. Размерности физических величин .... .... ... .... . 40 11. Подобие — один из способов узнать зависимость физических величин .... .... ... .... .... .... ... .... . 46 12. Кое-что о формулах . ... .... .... .... ... .... . 52 13. Рисунок к задаче ... ... .... .... .... ... .... . 54 14. Физические термины ... .... .... .... ... .... . 57 15. Справочник — помощник физика .... .... ... .... . 58 16. Научные журналы и ваша библиотека .. .... ... .... . 59 17. Интернет ... .... ... .... .... .... ... .... . 60 18. Обсуждаем проблему ... .... .... .... ... .... . 63 19. Сами формулируем задачу .... .... .... ... .... . 64 20. Заключительные задачи . . .... .... .... ... .... . 65 ЧАСТЬ 2. Кое-что о физической теории ... .. .. ... .. ... 67 21. Физическая модель . ... .... .... .... ... .... . 68 22. Алгебра приближенных чисел .. .... .... ... .... . 70 23. Геометрия разных масштабов . . .... .... ... .... . 76 24. Два масштаба времени в одной задаче . .... ... .... . 83
Стр.3
4ОГЛАВЛЕНИЕ 25. Уравнения в физике . ... .... .... .... ... .... . 87 26. Качественные теории ... .... .... .... ... .... . 93 27. Критические ситуации .. .... .... .... ... .... . 101 28. «Эталонные задачи» . ... .... .... .... ... .... . 103 29. Исследовательские задачи .... .... .... ... .... . 104 ЧАСТЬ 3. Физики тоже любят математику . . . . . ... .. ... 113 30. Числовые последовательности .. .... .... ... .... . 114 31. Производная в математике и физике ... .... ... .... . 119 32. Задачи на максимум и минимум . .... .... ... .... . 123 33. Экспонента .. .... ... .... .... .... ... .... . 127 34. Интеграл ... .... ... .... .... .... ... .... . 129 35. Дифференциальные уравнения . . .... .... ... .... . 133 36. Математический кругозор .... .... .... ... .... . 137 ЧАСТЬ 4. Нелинейный минимум .. .. ... .. .. ... .. ... 139 37. Нелинейный мир ... ... .... .... .... ... .... . 139 38. Разностные уравнения или отображения на примере школьной задачи . . .... ... .... .... .... ... .... . 141 39. Логистическое отображение и бифуркационные деревья . . . 148 40. Прыгающий шарик . ... .... .... .... ... .... . 156 41. Отображение Эно . . ... .... .... .... ... .... . 160 42. Фазовое пространство и аттракторы .. .... ... .... . 166 43. Карты динамических режимов .. .... .... ... .... . 169
Стр.4