ББК 86.372я5 В-38
свящ. Александр Мазырин, д-р церковной истории, канд. ист. наук, доцент
свящ. Андрей Постернак, канд. ист. наук, доцент
А. Д. Шмелев, д-р филол. наук
Н. Ю. Сух К. Ф. Ханник, д-р филологии, проф.
протоиерей Владимир Воробьёв
С. П. Карпов, акаРЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
ПРЕДСЕДАГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ова, д-р ист. наук, д-р церковной истории, доцент
прот. Константин Польсков, канд. филос. наук, доцент
Д. В. Фролов, член-кор. РАН, д-р филол. наук, проф.
В. А. Попков, д-р пед. наук, проф.
В. Г. Безрогов, д-р пед. наук, проф.
Н. Л. Селиванова, д-р пед. наук, проф.
А. Л. Баталов, д-р иск., проф.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
прот. Алексей Емельянов
прот. Стефан Ванеян, д-р иск., проф.
Е. Устинович, д-р архитектуры, проф.
М. В. БогА. Л. Баталов, д-р иск., проф.
О. Л. Зоусейнова, д-р иск., проф.сим, канд. иск., доцент
Н. Ю. Плотникова, д-р иск., доцент
Е. Ю. Шевчук, канд. иск., доцент
Л. А омолова, д-р иск., проф.
З. М. Г. Беляев, д-р ист. наук
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
О. Н. СокА. А. Воронова, канд. иск.
олова, канд. иск.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
О. Н. Соколова, канд. иск.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
с 25.06.2012 г.
ISSN 2220-5098 (Print)
ISSN 2409-5214 (Online)
© Издательство Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, 2016
ТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
демик РАН, д-р ист. наук, проф.
Стр.2
Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». Выпуск 3 (23). 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ЧЕМЕЗОВА К. Е.
Культ св. Олава в Норвегии и история строительства Нидаросского собора . . . . . . 7
МОРОЗОВА Е. И.
(ГИМ. ЕпарТри лицевые рукописи из Иосифо-Волоколамского монастыря
К проблеме интерпретации «дионисиевского стиля» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
х. 81; РНБ. Q.I.19; РГБ. Ф. 113. Волок. № 79).
ГУСЕЙНОВА З. М.
Списки Стихов покаянных в рукописях Троице-Сергиевой Лавры . . . . . . . . . . . . . 36
ПОЛОЗОВА И. В.
Музыкальная культура барокко в России: общее и специфическое. . . . . . . . . . . . . 48
ПОСТЕРНАК К. В.
Цветовое решение русских иконостасов эпохи барокко
(на примере памятников Санкт-Петербурга) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
МАРЬЯСИНА Н. С.
рПевческий ряд Литургии Преждеосвященных Даров в партесных
укописях XVIII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ЛЕБЕДЕВА-ЕМЕЛИНА А. В., МАЛИНИНА Г. М.
Загадки рукописи из Berliner Sing-Akademie
(к вопросу о духовном творчестве М. С. Березовского) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
АНТОНЕНКО Е. Ю.
«Немецкая обедня» Д. С. Бортнянского:
история создания сочинения в свете новейших исследований . . . . . . . . . . . . . . . . 126
СКИРСКАЯ Т. В.
Протоиерей Д. В. Разумовский и князь В. Ф. Одоевский. Научные контакты . . . . 151
ЛАВРИКОВА Ю. Н.
к«Неизвестный» Ц. А. Кюи: о духовной тематике в хоровом творчестве
омпозитора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Е. Г. АРТЕМОВА
М. А. Гольтисон: судьба, деятельность, творчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Information about the Authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
3
Стр.3
CONTENTS
RESEARCH STUDIES
CHEMEZOVA K.
Cult of St. Olav in Norway and the Nidaros Cathedral’s Architectural History . . . . . . . . . 7
MOROZOVA E.
Three Illuminated Manuscripts from the Joseph-Volokolamsky Monastery
(SHM, Eparchial Collection, No. 81; RNL, Q.I.19; RSL. Fund 113. No. 79).
On Problem of Interpretation of the «Dionisian Style» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
GUSEINOVA Z.
Repentance Poems in Song Manuscript Books from Library
of Troitse-Sergiyeva Lavra . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
POLOZOVA I.
Music Baroque Culture in Russia. The General and the Specifi c . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
POSTERNAK K.
Color Scheme of Russian Baroque Iconostases
(on the Example of the Monuments of St. Petersburg) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
MARYASINA N.
The Liturgy of the Presanctifi ed Gifts’s Singing Range in Partesny Manuscripts
of the 18th Century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
LEBEDEVA-EMELINA A., MALININA G.
Mistery of the Manuscript from Berliner Singer Akedemie.
On the Question about the Spiritual Work of M. Berezovsky . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
ANTONENKO E.
The «German Mass» by Dmitry Bortnyansky: Current View on the History
of the Work . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
SKIRSKAYA T.
Archpriest D. V. Razumovsky and V. F. Odoyevsky. Scientifi c Contacts . . . . . . . . . . . . .151
LAVRIKOVA YU.
The «Unknown» César Cui: Sacral Themes in the Choral Works of the Composer . . . 159
ARTEMOVA E.
M. A. Goltison: Destiny, Activity, Creativity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Information about the Authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
4
Стр.4