ББК 86.372я5 В-38
свящ. Александр Мазырин, д-р церковной истории, канд. ист. наук, доцент
свящ. Андрей Постернак, канд. ист. наук, доцент
А. Д. Шмелев, д-р филол. наук
Н. Ю. Сух К. Ф. Ханник, д-р филологии, проф.
протоиерей Владимир Воробьёв
С. П. Карпов, акаРЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
ПРЕДСЕДАГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ова, д-р ист. наук, д-р церковной истории, доцент
прот. Константин Польсков, канд. филос. наук, доцент
Д. В. Фролов, член-кор. РАН, д-р филол. наук, проф.
В. А. Попков, д-р пед. наук, проф.
В. Г. Безрогов, д-р пед. наук, проф.
Н. Л. Селиванова, д-р пед. наук, проф.
А. Л. Баталов, д-р иск., проф.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
прот. Алексей Емельянов
прот. Стефан Ванеян, д-р иск., проф.
Е. Устинович, д-р архитектуры, проф.
М. В. БогА. Л. Баталов, д-р иск., проф.
О. Л. Зоусейнова, д-р иск., проф.сим, канд. иск., доцент
Н. Ю. Плотникова, д-р иск., доцент
Е. Ю. Шевчук, канд. иск., доцент
Л. А омолова, д-р иск., проф.
З. М. Г. Беляев, д-р ист. наук
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
О. Н. СокА. А. Воронова, канд. иск.
олова, канд. иск.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
О. Н. Соколова, канд. иск.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
с 25.06.2012 г.
ISSN 2220-5098 (Print)
ISSN 2409-5214 (Online)
© Издательство Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, 2016
ТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
демик РАН, д-р ист. наук, проф.
Стр.2
Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». Выпуск 1 (21). 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ДЕМИДОВА М. А.
фЦеремония Вхождения Генриха II в Париж (1549). К вопросу о принципах
ормирования ренессансного образа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ГРИГОРЬЕВА В. Ю.
Ремарка «Христе» в крюковых певческих рукописях середины XVII века . . . . . . . 29
ЛАБАЗОВА А. С.
Службы Сретению Владимирской иконы Божией Матери по рукописям
из собрания Разумовского. РГБ. № 65, 66 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ВИНОГРАДОВА Е. А., СОКОЛОВА О. А.
Икона «Распятие» 1708 года вологодского иконописца Ивана Григорьева
Маркова. Особенности стиля и иконографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
ЖЕРДЕВ В. В.
Церковь св. Екатерины в Штутгарте — в поисках художественного образа . . . . . . 59
НЕБОЛЬСИН А. С.
Красота в Апокалипсисе и красота Апокалипсиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
РЫБАКОВА Н. Э.
К вопросу о гармонизациях древних роспевов. По материалам
Московского конкурса Общества любителей церковного пения 1884–1886 гг. . . . 85
БЕЛЯЕВ Л. А.
Декоративные изделия из известняка в Коломенском: обзор коллекции . . . . . . . . 95
КОВАЛЕВ А. Б.
Некоторые жанровые особенности хорового цикла Всенощного бдения
в творчестве П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова . . . . . . . 109
ПУБЛИКАЦИИ
ВАНЕЯН С. С.
Вильгельм Воррингер: чувствуя абстракцию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
3
Стр.3
Содержание
ВИЛЬГЕЛЬМ ВОРРИНГЕР
Абстракция и вчувствование
(Публ., пер. с нем., коммент. прот. С. Ванеяна) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
ХРОНИКА
О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство»
на XXVI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175
Стр.4
CONTENTS
RESEARCH STUDIES
DEMIDOVA M.
The Entry of Henry II into Paris (1549). About the Principles
of the Building-up of Image in Renaissance Art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
GRIGORIEVA V.
Remark "Christ" in Kriukov Singing Manuscripts of the mid-17th Century. . . . . . . . . . . 29
LABAZOVA A.
“Churh Servies to the Candlemas of the Icon of the Mother of God
Vladimirskaya” in the manuscripts of the Russian State Library,
Collection of Razumovsky No 65, 66 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
VINOGRADOVA E., SOKOLOVA O.
“The Crucifi xion” 1708 Vologda Icon Painter Ivan Grigoryev Markov.
Features of Style and Iconography . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
ZHERDEV V.
Church of St . Catherine in Stuttgart — Quest for the Artistic Image . . . . . . . . . . . . . . . . 59
NEBOL’SIN A.
Beauty in the Apocalypse and the Beauty of the Apocalypse . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
RYBAKOVA N.
On the Way to the Traditional Way of Harmonization of the Church
Singing Lovers Society . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
BELYAEV L.
The Architectural Decoration of Limestone at Kolomenskoye:
the Collection Survey . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
KOVALEV A.
Some Features of the Genre of Choral Cycle Vigil in the Works
of P. I. Tchaikovsky, S. V. Rakhmaninov, A. T. Grechaninov . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
5
Стр.5