Основан в 1997 г. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА V : 2 (14) апрель май июнь Москва 2014 ББК 86.372я5 В-38 ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА протоиерей Владимир Воробьев РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: С. П. Карпов, академик РАН, д-р ист. наук, проф. <...> Преобразование попевки кулизма средняя в цикле Евангельских Стихир большого роспева . <...> Драгоценные вклады Строгановых во 2-й половине XVI — начале XVII в. в храмы и монастыри Великого Устюга . <...> Принципы изложения материала в путевых (казанских) Согласниках XVII в. <...> Парафразирование сакральных тексто-музыкальных первоисточников в современной Римско-Католической Церкви (на примере гимна Te Deum) . <...> Московское училище живописи, ваяния и зодчества как центр формирования московской школы живописи в сер. <...> Йозеф Гантнер и префигурация научного творчества . <...> Paraphrasing of sacred text-musical sources in modern Roman Catholic Church (on the example of the hymn Te Deum) . <...> Josef Gantner and the prefi guration of scientifi c creative work . <...> ЗАИГРАЙКИНА В качестве предмета исследования автором статьи выбраны мозаики V в. в Италии (в Риме, Равенне, Милане и Неаполе). <...> I mosaici parietali di Ravenna da Galla Placidia a Giustiniano // Venezia e Bisanzio. <...> I mosaici di S.Vittore “in Ciel d’oro” di Milano // Corso di cultura sull’arte ravennate e bizantina. <...> Золото: в капелле Сант Аквилино, Милан (сцена «Христос с апостолами»), в базилике Санта Сабина, Рим (панели с аллегориями церквей «ecclesia ex circumcisione» и «ecclesia ex gentibus»), в куполе капеллы Сан Витторе в Милане (2-я пол. <...> Мозаика в юго-западной нише капеллы Сант Аквилино. <...> Нордхаген, осмотревший мозаики Сант Аквилино во время реставрации 70-х гг. <...> Il Mausoleo nel mondo culturale e artistico di Galla Placidia // Il Mausoleo di Galla Placidia a Ravenna / A cura di C. <...> Полагаем, однако, что мозаики баптистерия Сан Джованни ин Фонте в Неаполе появились, по крайней <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№2_2014.pdf
Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». Выпуск 2 (14). 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАИГРАЙКИНА С. П.
Мозаики V века в Италии. О некоторых особенностях стиля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ТЮРИНА О. В.
Преобразование попевки кулизма средняя в цикле Евангельских Стихир
большого роспева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
КАЗАНЦЕВА Т. Г.
К вопросу о ритмических структурах в знаменном распеве
(по материалам старообрядческих музыкально-теоретических руководств) . . . . . 43
ИГОШЕВ В. В.
Драгоценные вклады Строгановых во 2-й половине XVI — начале XVII в.
в храмы и монастыри Великого Устюга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ЛУКАШЕВИЧ А. А.
Принципы изложения материала в путевых (казанских) Согласниках XVII в. . . . 83
ТРУБЕНОК Е. А.
Парафразирование сакральных тексто-музыкальных первоисточников
в современной Римско-Католической Церкви (на примере гимна Te Deum) . . . . 105
КОРИНА Н. Д.
Московское училище живописи, ваяния и зодчества как центр
формирования московской школы живописи в сер. XIX — нач. XX в. . . . . . . . . . .117
ПУБЛИКАЦИИ
ВАНЕЯН С. С.
Йозеф Гантнер и префигурация научного творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
ЙОЗЕФ ГАНТНЕР
«L’IMMAGINE DEL CUOR»
Догештальтные формы фантазии и их проявление в искусстве
(Публикация, вступ. ст. и коммент. С. С. Ванеяна) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
3
Стр.3
Содержание
ХОРОВОЕ ИСКУССТВО: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
САДИКОВ Н. Н.
Хормейстер И. Г. Агафонников. Черты к портрету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
ХРОНИКА
ВАРАПАЕВА И. М.
К 25-летию Праздничного хора Московского Данилова монастыря . . . . . . . . . . . 183
Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Стр.4
CONTENTS
RESEARCH STUDIES
ZAIGRAJKINA S. P.
The V century mosaics in Italy. Some remarks of its style . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
TYURINA O. V.
The transformation of the popevka kulizma srednyaya in the Evangelikal
stikheras of “Bolshoj raspev” (“Great chant”) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
KAZANTSEVA T. G.
On the Problem of rhythmic structures in Znamenny Chant
(on materials of Old Believers’ Musical-theoretical Handbooks) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
IGOSHEV V. V.
The works of religious art, donated by the Stroganovs in the monasteries
and temples of Great Ustyug . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
LUKASHEVICH A. A.
Principles of presenting the material in Kazan Soglasniks of the XVIIth century . . . . . . . 83
TRUBENOK E. A.
Paraphrasing of sacred text-musical sources in modern Roman Catholic Church
(on the example of the hymn Te Deum) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
KORINA N. D.
Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture as the center
of the formation of the Moscow school of painting in the mid-XIX –
early XX century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
PUBLICATIONS
VANEYAN S. S.
Josef Gantner and the prefi guration of scientifi c creative work . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
GANTNER J.
“L’ IMMAGINE DEL GUOR”. Pre-Geschtalt forms
of fantasy in the art (Publication and the comments by S. S. Vaneyan) . . . . . . . . . . . . . . . 145
5
Стр.5
Contents
CHOIR ART: PAGES OF HISTORY
SADIKOV N. N.
Choirmaster I. G. Agafonnikov. A few strokes to his portrait . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
CHRONICLE
VARAPAEVA I. M.
To the 25th anniversary of the Moscow Danilov monastery’s Festive choir . . . . . . . . . . 183
Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Стр.6