17-я кафизма (Пс 118) всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве ΧV−XVII вв. (раздельноречная редакция) . <...> Нотированные каноны в Стихираре конца XVI века . <...> Попевки троестрочия (на материале певческой книги Праздники) . <...> Странные голоса в «Ключе разумения» и теории древнерусского церковнопевческого искусства 2-й половины XVII в. <...> К вопросу об авторстве русских иконостасов эпохи барокко . <...> Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России . <...> К вопросу о развитии иконологического метода . <...> 7–36 17-Я КАФИЗМА (ПС 118) ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ В ДРЕВНЕРУССКОМ ПЕВЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ ΧV−XVII ВВ. <...> И. В. СТАРИКОВА В статье рассматриваются особенности исполнения 17-й кафизмы всенощного бдения в древнерусской богослужебной практике. <...> XVI в. в певческих рукописях 17-я кафизма фиксировалась в разных графических редакциях, которые можно разделить на группу ранних редакций и основную, сложившуюся к кон. <...> Ранние редакции отличаются наличием более простых наборов знаков и использованием кулизменного начертания для записи каденционных формул. <...> Согласно анализу основной редакции, каденционные формулы припевов 17-й кафизмы имеют интонационное сходство с оборотами некоторых обиходных песнопений. <...> Эти наблюдения, а также гипотетические транскрипции попевки кулизма в припевах ранних редакций, свидетельствуют о том, что указания русских редакций Иерусалимского устава исполнять «непорочны» на 5-й глас являются не только следованием греческой текстовой редакции Иерусалимского устава, но и, вполне вероятно, отражением древнерусской певческой практики. <...> Со времени принятия Иерусалимского устава в древнерусской церковнопевческой традиции 17-я кафизма исполнялась на воскресной утрене всенощного бдения, занимая центральную его часть1 . <...> V в.), а мелодические модели для распевания псалмового текста зафиксированы с нотацией в певческих сборниках (с 1-й пол. <...> ). Комплекс этих разнородных источников позволил выявить оригинальную <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№2_2013.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
канд. филос. наук свящ. Константин Польсков
канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак
канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
прот. Алексей Емельянов
д-р иск. прот. Стефан Ванеян
д-р иск. А. Л. Баталов
д-р иск. М. В. Богомолова
д-р иск. З. М. Гусейнова
канд. иск. О. Л. Зосим
канд. иск. А. Н. Мясоедов
канд. иск. В. Д. Сарабьянов
канд. иск. Е. Ю. Шевчук
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
А. А. Воронова, Е. Б. Резниченко,
канд. иск. О. Н. Соколова
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
канд. иск. О. Н. Соколова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
с 25.06.2012 г.
ISBN 978-5-7429-0855-5
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2013
Стр.2
Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». Выпуск 2 (11). 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
СТАРИКОВА И. В.
17-я кафизма (Пс 118) всенощного бдения в древнерусском певческом
искусстве ΧV−XVII вв. (раздельноречная редакция) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ГУСЕЙНОВА З. М.
Нотированные каноны в Стихираре конца XVI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
КОНДРАШКОВА Л. В.
Попевки троестрочия (на материале певческой книги Праздники) . . . . . . . . . . . . 50
МОСЯГИНА Н. В.
Странные голоса в «Ключе разумения» и теории древнерусского церковнопевческого
искусства 2-й половины XVII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
КИРЬЯНОВА С. А.
Композиционная роль пейзажа в русской иконе 2-й половины XVII —
1-й трети XVIII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
ПОСТЕРНАК К. В.
К вопросу об авторстве русских иконостасов эпохи барокко . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
СОКОЛОВА А. В.
Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России . . . . 128
ТОРОПЫГИНА М. Ю.
Эдгар Винд — ученик Аби Варбурга. К вопросу о развитии
иконологического метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ:СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
ИГУМЕН СИЛУАН (ТУМАНОВ)
Архимандрит Матфей (Мормыль) — музыкант и духовник —
в своих воспоминаниях и воспоминаниях современников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
3
Стр.3