Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства»

Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства» №2 2013 (200,00 руб.)

0   0
Страниц224
ID301197
АннотацияВестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства – журнал представляет статьи о церковной музыке, архитектуре, иконописи, мозаиках и фресках, отдельных видах прикладного искусства, способствуя преодолению узкоспециальных проблем и раскрывая общую для церковного искусства семантику. С 2010 г. – это периодическое издание двух факультетов: Факультета Церковного пения и Факультета Церковных художеств, выходит 3 раза в год.
Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства» .— Москва : Изд-во ПСТГУ, 2011 .— 2013 .— №2 .— 224 с. — URL: https://rucont.ru/efd/301197 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

17-я кафизма (Пс 118) всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве ΧV−XVII вв. (раздельноречная редакция) . <...> Нотированные каноны в Стихираре конца XVI века . <...> Попевки троестрочия (на материале певческой книги Праздники) . <...> Странные голоса в «Ключе разумения» и теории древнерусского церковнопевческого искусства 2-й половины XVII в. <...> К вопросу об авторстве русских иконостасов эпохи барокко . <...> Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России . <...> К вопросу о развитии иконологического метода . <...> 7–36 17-Я КАФИЗМА (ПС 118) ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ В ДРЕВНЕРУССКОМ ПЕВЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ ΧV−XVII ВВ. <...> И. В. СТАРИКОВА В статье рассматриваются особенности исполнения 17-й кафизмы всенощного бдения в древнерусской богослужебной практике. <...> XVI в. в певческих рукописях 17-я кафизма фиксировалась в разных графических редакциях, которые можно разделить на группу ранних редакций и основную, сложившуюся к кон. <...> Ранние редакции отличаются наличием более простых наборов знаков и использованием кулизменного начертания для записи каденционных формул. <...> Согласно анализу основной редакции, каденционные формулы припевов 17-й кафизмы имеют интонационное сходство с оборотами некоторых обиходных песнопений. <...> Эти наблюдения, а также гипотетические транскрипции попевки кулизма в припевах ранних редакций, свидетельствуют о том, что указания русских редакций Иерусалимского устава исполнять «непорочны» на 5-й глас являются не только следованием греческой текстовой редакции Иерусалимского устава, но и, вполне вероятно, отражением древнерусской певческой практики. <...> Со времени принятия Иерусалимского устава в древнерусской церковнопевческой традиции 17-я кафизма исполнялась на воскресной утрене всенощного бдения, занимая центральную его часть1 . <...> V в.), а мелодические модели для распевания псалмового текста зафиксированы с нотацией в певческих сборниках (с 1-й пол. <...> ). Комплекс этих разнородных источников позволил выявить оригинальную <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№2_2013.pdf
ББК 86.372я5 В-38 ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА протоиерей Владимир Воробьев РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: прот. Александр Салтыков канд. филос. наук свящ. Константин Польсков канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев чл.-корр. РАН В. К. Жиров чл.-корр. РАН С. П. Карпов д-р филос. наук Ю. А. Шичалин д-р филол. наук А. Д. Шмелев РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ: прот. Алексей Емельянов д-р иск. прот. Стефан Ванеян д-р иск. А. Л. Баталов д-р иск. М. В. Богомолова д-р иск. З. М. Гусейнова канд. иск. О. Л. Зосим канд. иск. А. Н. Мясоедов канд. иск. В. Д. Сарабьянов канд. иск. Е. Ю. Шевчук НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА: А. А. Воронова, Е. Б. Резниченко, канд. иск. О. Н. Соколова ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР канд. иск. О. Н. Соколова КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА М. С. Ананко Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций с 25.06.2012 г. ISBN 978-5-7429-0855-5 © Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета, 2013
Стр.2
Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». Выпуск 2 (11). 2013 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАРИКОВА И. В. 17-я кафизма (Пс 118) всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве ΧV−XVII вв. (раздельноречная редакция) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 ГУСЕЙНОВА З. М. Нотированные каноны в Стихираре конца XVI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 КОНДРАШКОВА Л. В. Попевки троестрочия (на материале певческой книги Праздники) . . . . . . . . . . . . 50 МОСЯГИНА Н. В. Странные голоса в «Ключе разумения» и теории древнерусского церковнопевческого искусства 2-й половины XVII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 КИРЬЯНОВА С. А. Композиционная роль пейзажа в русской иконе 2-й половины XVII — 1-й трети XVIII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 ПОСТЕРНАК К. В. К вопросу об авторстве русских иконостасов эпохи барокко . . . . . . . . . . . . . . . . . .115 СОКОЛОВА А. В. Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России . . . . 128 ТОРОПЫГИНА М. Ю. Эдгар Винд — ученик Аби Варбурга. К вопросу о развитии иконологического метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ:СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ИГУМЕН СИЛУАН (ТУМАНОВ) Архимандрит Матфей (Мормыль) — музыкант и духовник — в своих воспоминаниях и воспоминаниях современников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 3
Стр.3