Основан в 1997 г. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА V : 2 (8) май июнь июль август Москва 2012 ББК 86.372я5 В-38 ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА протоиерей Владимир Воробьев РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: прот. <...> Эволюция рефлексии зрительного опыта от досократиков к Новому Завету . <...> Сакральная поэзия и восточнославянская духовная песенность XVII–XVIII вв.: интертекстуальный аспект . <...> 7–28 ЭВОЛЮЦИЯ РЕФЛЕКСИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ОПЫТА ОТ ДОСОКРАТИКОВ К НОВОМУ ЗАВЕТУ А. В. <...> В качестве примеров абстрактного искусства древности Воррингер приводит искусство Византии и Древнего Египта. <...> Воррингер показал, что человек, по независящим от него причинам, обусловленным его биологией, способен не просто видеть, но видеть абстракцию, то есть форму. <...> Таким образом, на уровне индивида, зрительный опыт представляет собой результат взаимодействия зрительного потока, трактуемого как поток информационный с некоторыми стереотипами, или, если угодно, паттернами, «зашитыми» в сознании индивида, часть из которых детерминирована социальной средой, а другая представляет собой врожденные характеристики личности. <...> В таком случае артефакты культуры, такие как тексты, или изображения, или архитектурные памятники, есть отпечатки этой рефлексии восприятия. <...> Исследования психиатров на пороге XIX и XX вв. показали, что процесс зрения распадается на две фазы: первая — собственно зрительный акт, в узком, оптическом понимании, который представляет собой факт отображения проекции предмета на сетчатке глаза; вторая — обработка разумом полученной информации. <...> Эволюция рефлексии зрительного опыта от досократиков к Новому Завету протяженным во времени процессом. <...> Он исследовал тот факт, что специфика рефлексии зрительного опыта представляет собой своеобразный личный «почерк» индивида (а в том случае, когда речь идет о художнике, эта рефлексия зрительного опыта ассоциируется с индивидуальной манерой, которая, в свою очередь, для исследователя-знатока <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№2_2012.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
канд. филос. наук свящ. Константин Польсков
канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак
канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
прот. Алексей Емельянов
д-р иск. свящ. Стефан Ванеян
д-р иск. А. Л. Баталов
д-р иск. М. В. Богомолова
канд. иск. А. Н. Мясоедов
канд. иск. В. Д. Сарабьянов
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
А. А. Воронова, Е. Б. Резниченко,
канд. иск. О. Н. Соколова
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
канд. иск. О. Н. Соколова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
ISBN 978-5-7429-0739-8
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2012
Стр.2
Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства», выпуск 2 (8), 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
БЕЛИКОВ А. В.
Эволюция рефлексии зрительного опыта от досократиков к Новому Завету . . . . . 7
ВОРОБЬЕВА Т. Ю.
«Кристор дочери своей» (слово и образ в раннехристианской
мемориальной пластике) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ЗОСИМ О. Л.
Сакральная поэзия и восточнославянская духовная песенность
XVII–XVIII вв.: интертекстуальный аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
КОВАЛЕНКО Н. А.
Развитие сиенского полиптиха в 1-й трети XIV в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
КАЗАНЦЕВА Т. Г.
Традиции псалмопения в литургической практике старообрядцев
страннического согласия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
3
Стр.3