«Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи . <...> Моленные образы Спасителя и Богоматери в контексте храмовой росписи церкви Богородицы Левишки в Призрене . <...> Мелодико-графические особенности формул большого роспева в его поздних образцах . <...> О «переносе» на Херувимской песни (по певческим рукописям XVII века) . <...> ГРАФОВА В статье ставится вопрос о том, что объединяет разные по сюжету, богословской и художественной традиции произведения раннехристианского монументального искусства и об оценке этого вопроса в историографии. <...> Затем в качестве примера предлагается группа римских мозаик 1-й пол. <...> Анализируются композиции их апсид и триумфальных арок и повторяющиеся в них эсхатологические мотивы, связанные с Писанием и Преданием. <...> Свобода чередования и сочетания этих мотивов, многоплановость их толкования, позволяют тем не менее предположить свойственную всем сюжетам единую эсхатологическую первооснову, характерную для раннехристианского и раннесредневекового монументального искусства. <...> Тема этой статьи возникла в связи с одним из сюжетов росписи церкви Санта Мария Антиква на Римском Форуме: апсиды, относящейся к 3-й четв. <...> Историографический обзор литературы по семантике раннехристианского искусства — задача, в своей полноте недоступная автору данной работы. <...> Энгеман, считающий, что особое значение для ранней монументальной декорации имеет ожидание Второго Пришествия, но, прежде всего, — что ранний образ многозначен и несводим к одно2 Один из излюбленных исследователями источников для разгадывания смысла раннехристианской декорации — это мозаика апсиды Санта Пуденциана в Риме. <...> Эсхатологические аспекты , что «раннехристианские изображения часто по своему внутреннему смыслу были многослойными и синтетическими»4 . <...> Апсида церкви Санта Мария Антиква: факты и интерпретация // Византийский временник. <...> Эсхатологические аспекты Сомнение вызывает лишь упрощенное <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№1_2012.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
канд. филос. наук свящ. Константин Польсков
канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак
канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
прот. Алексей Емельянов
д-р иск. свящ. Стефан Ванеян
д-р иск. А. Л. Баталов
д-р иск. М. В. Богомолова
канд. иск. А. Н. Мясоедов
канд. иск. В. Д. Сарабьянов
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
А. А. Воронова, Е. Б. Резниченко,
канд. иск. О. Н. Соколова
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
канд. иск. О. Н. Соколова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
ISBN 978-5-7429-0706-0
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2012
Стр.2
Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства», выпуск 1 (7), 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ГРАФОВА М. А.
Римские мозаики первой половины IX в. Эсхатологические аспекты . . . . . . . . . . . 7
ТАТАРЧЕНКО С. Н.
«Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской
монументальной живописи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
СЕМЕНОВА Е. С.
Моленные образы Спасителя и Богоматери в контексте храмовой
росписи церкви Богородицы Левишки в Призрене . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
ТЮРИНА О. В.
Мелодико-графические особенности формул большого роспева
в его поздних образцах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
ГРИГОРЬЕВ Д. А.
О «переносе» на Херувимской песни (по певческим рукописям XVII века) . . . . . . 84
ШЕВЦОВА О. Б.
Начало русской науки о церковном пении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
САВВА (МИХЕЕВ), ЕПИСКОП ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Введенская церковь Ростовского Авраамиева монастыря и трапезные храмы
русских монастырей XVI–XVII вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112
ПУБЛИКАЦИИ
СТЕФАН ВАНЕЯН, СВЯЩЕННИК
Пьюджин, или Христианское совершенство архитектуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
ОГАСТЕС УЭЛБИ ПЬЮДЖИН
Истинные принципы остроконечной или христианской архитектуры
(пер. с англ Е. А. Ванеян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
151
146
3
Стр.3
БОВЫКИН Н.
Служба Преждеосвященная
(публ. и коммент Н. Ю. Плотниковой) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
СЕРГИЙ ТРУБАЧЕВ, ДИАКОН
Предначинательный псалом (публ. и коммент. Н. С. Асмус) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
ХРОНИКА
О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение»
на XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
71
Стр.4