Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства»

Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства» №1 2012 (200,00 руб.)

0   0
Страниц220
ID301194
АннотацияВестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства – журнал представляет статьи о церковной музыке, архитектуре, иконописи, мозаиках и фресках, отдельных видах прикладного искусства, способствуя преодолению узкоспециальных проблем и раскрывая общую для церковного искусства семантику. С 2010 г. – это периодическое издание двух факультетов: Факультета Церковного пения и Факультета Церковных художеств, выходит 3 раза в год.
Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства» .— Москва : Изд-во ПСТГУ, 2011 .— 2012 .— №1 .— 220 с. — URL: https://rucont.ru/efd/301194 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи . <...> Моленные образы Спасителя и Богоматери в контексте храмовой росписи церкви Богородицы Левишки в Призрене . <...> Мелодико-графические особенности формул большого роспева в его поздних образцах . <...> О «переносе» на Херувимской песни (по певческим рукописям XVII века) . <...> ГРАФОВА В статье ставится вопрос о том, что объединяет разные по сюжету, богословской и художественной традиции произведения раннехристианского монументального искусства и об оценке этого вопроса в историографии. <...> Затем в качестве примера предлагается группа римских мозаик 1-й пол. <...> Анализируются композиции их апсид и триумфальных арок и повторяющиеся в них эсхатологические мотивы, связанные с Писанием и Преданием. <...> Свобода чередования и сочетания этих мотивов, многоплановость их толкования, позволяют тем не менее предположить свойственную всем сюжетам единую эсхатологическую первооснову, характерную для раннехристианского и раннесредневекового монументального искусства. <...> Тема этой статьи возникла в связи с одним из сюжетов росписи церкви Санта Мария Антиква на Римском Форуме: апсиды, относящейся к 3-й четв. <...> Историографический обзор литературы по семантике раннехристианского искусства — задача, в своей полноте недоступная автору данной работы. <...> Энгеман, считающий, что особое значение для ранней монументальной декорации имеет ожидание Второго Пришествия, но, прежде всего, — что ранний образ многозначен и несводим к одно2 Один из излюбленных исследователями источников для разгадывания смысла раннехристианской декорации — это мозаика апсиды Санта Пуденциана в Риме. <...> Эсхатологические аспекты , что «раннехристианские изображения часто по своему внутреннему смыслу были многослойными и синтетическими»4 . <...> Апсида церкви Санта Мария Антиква: факты и интерпретация // Византийский временник. <...> Эсхатологические аспекты Сомнение вызывает лишь упрощенное <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№1_2012.pdf
ББК 86.372я5 В-38 ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА протоиерей Владимир Воробьев РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: прот. Александр Салтыков канд. филос. наук свящ. Константин Польсков канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев чл.-корр. РАН В. К. Жиров чл.-корр. РАН С. П. Карпов д-р филос. наук Ю. А. Шичалин д-р филол. наук А. Д. Шмелев РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ: прот. Алексей Емельянов д-р иск. свящ. Стефан Ванеян д-р иск. А. Л. Баталов д-р иск. М. В. Богомолова канд. иск. А. Н. Мясоедов канд. иск. В. Д. Сарабьянов НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА: А. А. Воронова, Е. Б. Резниченко, канд. иск. О. Н. Соколова ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР канд. иск. О. Н. Соколова КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА М. С. Ананко ISBN 978-5-7429-0706-0 © Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета, 2012
Стр.2
Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства», выпуск 1 (7), 2012 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАФОВА М. А. Римские мозаики первой половины IX в. Эсхатологические аспекты . . . . . . . . . . . 7 ТАТАРЧЕНКО С. Н. «Причащение преподобной Марии Египетской» в византийской монументальной живописи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 СЕМЕНОВА Е. С. Моленные образы Спасителя и Богоматери в контексте храмовой росписи церкви Богородицы Левишки в Призрене . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 ТЮРИНА О. В. Мелодико-графические особенности формул большого роспева в его поздних образцах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 ГРИГОРЬЕВ Д. А. О «переносе» на Херувимской песни (по певческим рукописям XVII века) . . . . . . 84 ШЕВЦОВА О. Б. Начало русской науки о церковном пении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 САВВА (МИХЕЕВ), ЕПИСКОП ВОСКРЕСЕНСКИЙ Введенская церковь Ростовского Авраамиева монастыря и трапезные храмы русских монастырей XVI–XVII вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112 ПУБЛИКАЦИИ СТЕФАН ВАНЕЯН, СВЯЩЕННИК Пьюджин, или Христианское совершенство архитектуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 ОГАСТЕС УЭЛБИ ПЬЮДЖИН Истинные принципы остроконечной или христианской архитектуры (пер. с англ Е. А. Ванеян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 151 146 3
Стр.3
БОВЫКИН Н. Служба Преждеосвященная (публ. и коммент Н. Ю. Плотниковой) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115 СЕРГИЙ ТРУБАЧЕВ, ДИАКОН Предначинательный псалом (публ. и коммент. Н. С. Асмус) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 ХРОНИКА О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» на XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213 Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 71
Стр.4