Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук«Возможности реализации концепции устойчивого развития в сфере образования» (220,00 руб.)

0   0
Первый авторБекетова Елена Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц150
ID214247
АннотацияДиссертация посвящена проблеме возможностей реализации концепции устойчивого развития в образовательной сфере. Представлен сравнительный социально-философский анализ двух направлений образования – экологического образования и образования для устойчивого развития
Бекетова, Е. Н. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук«Возможности реализации концепции устойчивого развития в сфере образования» : (социально-философский анализ) / Е. Н. Бекетова .— : [Б.и.], 2013 .— 150 с. — URL: https://rucont.ru/efd/214247 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Предпосылки возникновения и становление концепции устойчивого развития <...> 14 44 Развитие социальной подсистемы в становлении триединой концепции устойчивого развития 60 Выводы по первой главе 75 Глава 2. <...> Образование как основной фактор обеспечения устойчивого развития общества 79 <...> Комплекс задач образования, направленных на реализацию устойчивого будущего 103 Выводы по второй главе 115 Заключение 119 Список литературы 122 3 Введение Актуальность исследования определяется тем, что к концу XX века стало очевидным, что противоречия между нарастающими потребностями общества и сравнительно ограниченными возможностями биосферы, ставят под угрозу дальнейшее существование человечества. <...> Техногенное развитие цивилизации, возросшая мощь экономики, неразумное использование природных ресурсов привели к обострению в борьбе за природное пространство, произошел катастрофический по своим масштабам разрыв населения по доходам, обозначился кризис духовности человека, его отчуждения от природы. <...> Человечество оказалось перед угрозой системного, общецивилизационного кризиса, достигло «пределов роста». <...> Это подчеркивается в материалах Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.) где образование рассматривается как сфера, определяющая пути развития личности в отношении окружающей среды и способствующая изменению системы ценностей, приоритетов, идеалов общества с целью коренного преобразования цивилизации. <...> 2 Оценка прогресса в области устойчивого развития за прошедшее время в большинстве стран, в том числе и в России, свидетельствует о крайне незначительных положительных сдвигах в решении проблем устойчивости. <...> 4 Прогнозы и модели дальнейшего развития цивилизации исследованы учеными, входящими в Римский клуб: Д. <...> Методологическое значение идей устойчивого развития в контексте проблем современного образования раскрывается <...> М., 1985; Кара-Мурза С.Г. Концепция «золотого миллиарда» и новый <...>
Диссертация_на_соискание_учёной_степени__кандидата_философских_наук«Возможности_реализации_концепции_устойчивого_развития_в_сфере_образования»_(социально-философский_анализ).pdf
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова»» На правах рукописи Бекетова Елена Николаевна «Возможности реализации концепции устойчивого развития в сфере образования» (социально-философский анализ) 09.00.11 – социальная философия Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук Научный руководитель: Кудряшова Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор Архангельск – 2013
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Теоретические подходы к исследованию концепции устойчивого развития 1.1. Предпосылки возникновения и становление концепции устойчивого развития 1.2. «Концепция устойчивого развития» и «Концепция образования для устойчивого развития» в международных документах 1.3. Анализ подходов к трактовке понятия устойчивого развития в работах отечественных и зарубежных исследователей 1.4. Развитие социальной подсистемы в становлении триединой концепции устойчивого развития Выводы по первой главе Глава 2. Образование как основной фактор обеспечения устойчивого развития общества 2.1. Сущность образования для устойчивого развития, его принципы и условия реализации 2.2. Взаимосвязь экологического образования и образования для устойчивого развития, их общие и отличительные признаки 2.3. Комплекс задач образования, направленных на реализацию устойчивого будущего Выводы по второй главе Заключение Список литературы 3 14 14 31 44 60 75 79 79 93 103 115 119 122
Стр.2
3 Введение Актуальность исследования определяется тем, что к концу XX века стало очевидным, что противоречия между нарастающими потребностями общества и сравнительно ограниченными возможностями биосферы, ставят под угрозу дальнейшее существование человечества. Техногенное развитие цивилизации, возросшая мощь экономики, неразумное использование природных ресурсов привели к обострению в борьбе за природное пространство, произошел катастрофический по своим масштабам разрыв населения по доходам, обозначился кризис духовности человека, его отчуждения от природы. Человечество оказалось перед угрозой системного, общецивилизационного кризиса, достигло «пределов роста». Его выживание и сохранение биосферы возможно только при условии гармонизации взаимоотношений человека и окружающей среды как единого целого на основе ответственности человека за жизнь на планете. В качестве стратегического решения данной проблемы была предложена концепция устойчивого развития цивилизации (Конференция ООН по окружающей среде и развитию, г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.), которая может обеспечить сбалансированное решение проблем социально—экологоэкономического развития и сохранения окружающей среды, удовлетворение потребностей настоящего и будущего поколений.1 Концепция устойчивого развития, получив широкое признание, внесла определенные коррективы в международную политику, но пока не смогла радикально повлиять на характер и сущность глобальных процессов. Одной из их ключевых характеристик по-прежнему остается не минимизация угроз, а «производство рисков» — с нарастающей частотой и более тяжелыми последствиями. Обеспечение устойчивого развития во многом определяется решением социальных проблем современности, улучшения качества жизни людей, 1 Брундтланд Г.Х.Наше общее будущее // Доклад ООН по окружающей среде и развитию.1987. М.: Прогресс, 1988.
Стр.3
4 предоставлением социальных гарантий, необходимостью активной деятельности широчайших масс населения. Но важнейшим механизмом обеспечения устойчивого социальногоэкономического и духовного развития признано образование. Это подчеркивается в материалах Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.) где образование рассматривается как сфера, определяющая пути развития личности в отношении окружающей среды и способствующая изменению системы ценностей, приоритетов, идеалов общества с целью коренного преобразования цивилизации. Оно представляет собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, с целью формирования его мировоззрения, основанного на представлении о своем единстве с природой.2 Оценка прогресса в области устойчивого развития за прошедшее время в большинстве стран, в том числе и в России, свидетельствует о крайне незначительных положительных сдвигах в решении проблем устойчивости. Несмотря на ратификацию Российской Федерацией итоговых документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.), на данный момент существенного прогресса в области реализации идей устойчивого развития в сфере образования не наблюдается, отмечаются лишь отдельные инициативы. Степень разработанности проблемы Представления о взаимодействии человека и окружающей среды, подходы к исследованию проблем экономического роста и развития разрабатывались в трудах мыслителей Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени: Платона, Демокрита, Аристотеля, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, Э. Канта, Ф. Бэкона, Г. Гегеля, Д. Риккардо, Т. Мальтуса, К. Маркса.3 Предпосылками к изучению вопросов устойчивого развития послужили взгляды выдающих мыслителей прошлого, которые рассматривали вопросы относительно направленности исторического процесса, системного характера общественного прогресса и дальнейших перспектив развития всего человечества: 2 Йоханнесбургский меморандум. – М.: ОГИ, 2002. 3 См.: Гегель Г. Философия истории // Собр. соч.: В 15 т. М.; Л., 1934. Т. 8.; Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении. М., 1993; Ricardo D. Principles of Political Economy and Taxation. N.-Y., 1996; ; и др.
Стр.4