Международные рейтинги университетов: влияют ли они на развитие университетов и стоит ли им доверять? <...> Самоорганизация в неформальном образовании для разновозрастных сообществ как ресурс налаживания культурной преемственности . <...> Ценности воспитания в русской семье в контексте традиций Православной Церкви . <...> Гражданское воспитание в зарубежной реформаторской педагогике конца ХIХ — начала ХХ в. <...> «Решающий рецепт»: проект автономизации школьной системы в позднесталинском СССР . <...> Ясный взгляд на детский мир: первые годы «Детского Мира» Ушинского . <...> К. Д. Ушинский и православная педагогическая культура России середины XIX в. <...> Актуальные проблемы нравственного воспитания в педагогике К. Д. Ушинского (к 190-летию со дня рождения) . <...> Теоретический и исторический аспекты изучения святоотеческого педагогического наследия (на примере педагогики свт. <...> : Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья) / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, ред. <...> Childrens’ World in the Educational Programme of Konstantin Ushinsky: First Editions of His Reader and Their Contents (1861–1871) . <...> Ushinsky and orthodox pedagogical culture of Russia of the middle of the XIX century . <...> 9–17 Тарадина Лариса Дмитриевна, НИУ «Высшая школа экономики» ltaradina@hse.ru МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ УНИВЕРСИТЕТОВ: ВЛИЯЮТ ЛИ ОНИ НА РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ И СТОИТ ЛИ ИМ ДОВЕРЯТЬ? <...> Л. Д. ТАРАДИНА Тема данной статьи — доверие к результатам международных рейтингов университетов. <...> Тема доверия к международным рейтингам рассматривается в связи с реализацией национальных инициатив академического превосходства ряда стран, в том числе России, так как в ряде случаев достижения университетов в рейтингах являются индикатором, подтверждающим академические достижения университетов — участников этих программ. <...> Изначально идея рейтингования состояла в разработке инструмента для оценки деятельности университетов в целом или достижений отдельных программ, факультетов, направлений <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_IV._«Педагогика._Психология»_№2_2014.pdf
Серия IV: «Педагогика. Психология». Выпуск 2 (33). 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЕДАГОГИКА
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ТАРАДИНА Л. Д.
Международные рейтинги университетов: влияют ли они на развитие
университетов и стоит ли им доверять? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
БЕЛЯЕВА В. А.
Вопросы высшего педагогического образования в современной России . . . . . . . . 18
КОЗЛОВА А. Г.
Динамика освоения магистрантами нравственных и духовных ценностей . . . . . . 25
ИЛАКАВИЧУС М. Р.
Самоорганизация в неформальном образовании для разновозрастных
сообществ как ресурс налаживания культурной преемственности . . . . . . . . . . . . . 33
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
ВОЛОДИНА Л. О.
Ценности воспитания в русской семье в контексте традиций
Православной Церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
БЕЛЕНЦОВ С. И.
Гражданское воспитание в зарубежной реформаторской педагогике
конца ХIХ — начала ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
МАЙОФИС М. Л.
«Решающий рецепт»: проект автономизации школьной системы
в позднесталинском СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
БЕЗРОГОВ В. Г., ТЕНДРЯКОВА М. В.
Ясный взгляд на детский мир: первые годы «Детского Мира» Ушинского . . . . . . . 83
ДИВНОГОРЦЕВА С. Ю.
К. Д. Ушинский и православная педагогическая культура России
середины XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
3
Стр.3
Содержание
БЕЛЕНЧУК Л. Н.
Актуальные проблемы нравственного воспитания в педагогике
К. Д. Ушинского (к 190-летию со дня рождения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111
НИКУЛИНА Е. Н.
Теоретический и исторический аспекты изучения
святоотеческого педагогического наследия
(на примере педагогики свт. Феофана Затворника) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
РЕЦЕНЗИИ
Учитель и ученик: парадоксы и крайности нормы
Рец.: Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений
в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности
и Средневековья) / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, ред. М.: ИТИП РАО,
2013 (В. Г. Арсланов). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Стр.4
CONTENTS
RESEARCH STUDIES: PEDAGOGICAL SCIENCE
PROBLEMS OF EDUCATION
TARADINA L. D.
World University Rankings: do they infl uence university development
and can we trust them? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
BELIAEVA V. A.
Questions of spiritual and moral education of students in pedagogical
higher education institutions of modern Russia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
KOZLOVA A. G.
Dynamics of development of undergraduates moral and spiritual values . . . . . . . . . . . . . 25
ILAKAVICHUS M. R.
Self-organization in non-formal education for multi-age communities
as a resource to establish cultural continuity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
PROBLEMS OF UPBRINGING
VOLODINA L. O.
Upbringing values in the traditional Russian family in the context
of the Russian Orthodox Church ideology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
HISTORY OF PEDAGOGICS
BELENTSOV S. I.
Civic education in foreign reformatorskoy pedagogy late XIX — early XX centuries . . . . 53
MAIOFIS M. L.
A decisive recipe: an attempt to establish school autonomy in late Stalinist Russia . . . . . 65
TREASURE OF THE RUSSIAN PEDAGOGICS
BEZROGOV V. G., TENDRYAKOVA M. V.
Childrens’ World in the Educational Programme of Konstantin Ushinsky:
First Editions of His Reader and Their Contents (1861–1871) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
5
Стр.5
Contents
DIVNOGORTSEVA S. YU.
K. D. Ushinsky and orthodox pedagogical culture of Russia of the middle
of the XIX century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
BELENCHUK L. N.
Topical Issues of Moral Education in K.D. Ushinskiy pedagogy
(the 190th
Anniversary of the Birth) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111
NIKULINA E. N.
Theoretical and historical issues of patristic pedagogical writings
(based on the pedagogical writings of St. Theophan the Recluse) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
BOOK REVIEWS
Teacher and Student: Paradoxes and Extremes of a Standard
A review of the collective monograph: "Teacher and Student: Making
of Intersubjective Relations in the History of East and West Pedagogy
(Ancient and Medieval Civilizations)" / Ed. by N. B. Barannikova
and V. G. Bezrogov. M.: Institute of Theory and History of Pedagogy
(Russian Academy of Education), 2013 (V. G. Arslanov) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
Informations about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Стр.6