В. М. Меньшиков д-р пед. наук Т. И. Петракова д-р психол. наук Л. Ф. Шеховцова д-р пед. наук И. В. Метлик д-р пед. наук (научный редактор) Т. В. Склярова РЕДАКТОР ВЫПУСКА Д. В. <...> 2011 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЕДАГОГИКА ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МЕТЛИК И. В., СКЛЯРОВА Т. В. <...> Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе . <...> Организация и педагогическое сопровождение процесса самообразования преподавателей «православной культуры» . <...> Духовно-нравственное воспитание как основа формирования целостного образа мира развивающегося человека . <...> Анализ образного мира произведений устного народного творчества в системе филологической и методической подготовки учителя начальных классов . <...> Понятие личности в педагогическом наследии К. Д. Ушинского . <...> Православное образование в условиях западного прозелетизма Речи Посполитой (XVI в.) <...> Образовательная биография в свете психологических рефлексий . <...> Феноменологический концепт возможностей разрешения внутриличностных противоречий у учителей . <...> 7–23 РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ПРОБЛЕМА ЕГО СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ1 И. В. МЕТЛИК, Т. В. СКЛЯРОВА В статье рассматривается проблема стандартизации религиозного образования Русской Православной Церкви в средней школе в контексте процессов возрастания влияния Церкви на общественную жизнь, развития государственно-конфессиональных отношений, институционализации религиозного образования в Российской Федерации в постсоветский период. <...> Анализируются подходы к решению данной проблемы, предлагается формат разработки стандарта православного компонента общего образования в православных школах и в иных общеобразовательных учреждениях (учебные предметы, курсы, модули православной культуры). <...> Предложения об этом в адрес законодателей формулировались от Русской Православной Церкви неоднократно, в частности в 2007 г. при внесении <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_IV._«Педагогика._Психология»_№4_2011.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
д-р психол. наук, акад. РАО И. В. Дубровина
д-р пед. наук, акад. РАО В. А. Попков
д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО В. Г. Безрогов
д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО Н. Л. Селиванова
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
д-р пед. наук Н. И. Лифинцева
д-р пед. наук, проф. В. М. Меньшиков
д-р пед. наук Т. И. Петракова
д-р психол. наук Л. Ф. Шеховцова
д-р пед. наук И. В. Метлик
д-р пед. наук (научный редактор) Т. В. Склярова
РЕДАКТОР ВЫПУСКА
Д. В. ПУШКИНА
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
ISBN 978-5-7429-0693-3
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2011
Стр.2
Серия «Педагогика. Психология», выпуск 4 (23). 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЕДАГОГИКА
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТЛИК И. В., СКЛЯРОВА Т. В.
Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема
его стандартизации в общеобразовательной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
РОЗИНА О. В.
Организация и педагогическое сопровождение процесса самообразования
преподавателей «православной культуры» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
МЕНЬШИКОВ В. М.
Зачем изучать религию в общеобразовательной школе? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
ФАКТОРОВИЧ А. А.
Ценностные приоритеты современных преподавателей вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
ЛИФИНЦЕВА Н. И.
Духовно-нравственное воспитание как основа формирования
целостного образа мира развивающегося человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НИКИТЧЕНКОВ А. Ю.
Анализ образного мира произведений устного народного творчества
в системе филологической и методической подготовки учителя
начальных классов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
НИКУЛИНА Е. Н.
Понятие личности в педагогическом наследии К. Д. Ушинского . . . . . . . . . . . . . . . 73
3
Стр.3
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАСОВ Н. Ф.
Зарождение и развитие системы подготовки кадров социальных
работников в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
НАЛЁТОВА Н. Ю.
Православное образование в условиях западного прозелетизма
Речи Посполитой (XVI в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112
Л. Н. БЕЛЕНЧУК
Ранние славянофилы и западники о просвещении в России в свете
крестьянской реформы (к 150-летию освобождения крестьянства) . . . . . . . . . . . .118
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПСИХОЛОГИЯ
ВОЛЯ Е. С.
Образовательная биография в свете психологических рефлексий . . . . . . . . . . . . . 135
КУЗЬМЕНКОВА О. В.
Феноменологический концепт возможностей разрешения внутриличностных
противоречий у учителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
МИШИНА Г. А., ЧЕРНИЧКИНА Ю. Д.
Генезис вокализаций в дословесном периоде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Стр.4