Организация и проведение школьных предметных олимпиад как средство выявления и развития способностей личности школьника (на примере олимпиады по предмету «Основы православной культуры») . <...> Разумное, научно-историческое основание христианской веры и христианских духовно-нравственных ценностей в современном обществе и системе образования . <...> Ценностная составляющая результативности духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи Смоленской области (итоги социологического исследования) . <...> Система целевых ориентиров нравственного воспитания в ракурсе православной культуры . <...> Воспитание и образование в поликультурном мире . <...> Мировоззренческие парадигмы и духовная культура: принципы изучения, социальный и политический контекст . <...> Ценностные ориентации подростков с девиантным поведением, обучающихся в специальной общеобразовательной школе . <...> Приходские образовательные учреждения для взрослых как одна из форм церковной социально-педагогической деятельности . <...> Преподавательская корпорация духовной семинарии (по материалам публицистики конца XIX в.) <...> Проблема обеспечения духовной безопасности в российской системе образования в эпоху либерализма (середина XIX — начало XX в.) <...> О критериях духовной помощи лицам с аддиктивным поведением . <...> Предметные компетенции формируются в рамках определенного предмета (в данном случае — «православная культура») и имеют конкретное описание. <...> 8 Термин «православная культура» здесь и далее взят в кавычки, так как он носит услов О. В. Розина. <...> На курсах повышения квалификации по предмету «православная культура и духовно-нравственное воспитание», проводимых в различных регионах по нашим программам, педагоги заполняют анкеты, позволяющие осуществить мониторинг и корректировку содержания данных программ в зависимости от исходного уровня профессиональной компетентности слушателей. <...> Поэтому и на курсах, проведенных в Ямало-Ненецком автономном округе, особое внимание <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_IV._«Педагогика._Психология»_№3_2011.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
д-р психол. наук, акад. РАО И. В. Дубровина
д-р пед. наук, акад. РАО В. А. Попков
д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО В. Г. Безрогов
д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО Н. Л. Селиванова
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
д-р пед. наук Н. И. Лифинцева
д-р пед. наук, проф. В. М. Меньшиков
д-р пед. наук Т. И. Петракова
д-р психол. наук Л. Ф. Шеховцова
д-р пед. наук И. В. Метлик
д-р пед. наук (научный редактор) Т. В. Склярова
РЕДАКТОР ВЫПУСКА
Д. В. ПУШКИНА
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
ISBN 978-5-7429-0677-3
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2011
Стр.2
Серия «Педагогика. Психология», выпуск 3 (22). 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЕДАГОГИКА
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
РОЗИНА О. В.
Ключевые и предметные компетенции в мировоззрении и самосознании
преподавателей «православной культуры» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
КОМАРОВА Т. В.
Организация и проведение школьных предметных олимпиад как средство
выявления и развития способностей личности школьника
(на примере олимпиады по предмету «Основы православной культуры») . . . . . . . 13
ВОСКРЕСЕНСКИЙ О. В.
Разумное, научно-историческое основание христианской веры и христианских
духовно-нравственных ценностей в современном обществе и системе
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
ОЛЕГ МУМРИКОВ, СВЯЩ.
Предстояние тайне: наука о жизни в старшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
ДОВГИЙ Т. П.
Ценностная составляющая результативности духовно-нравственного
воспитания учащейся молодежи Смоленской области
(итоги социологического исследования) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
КОНСТАНТИН ЗЕЛИНСКИЙ, ПРОТ.
Система целевых ориентиров нравственного воспитания в ракурсе
православной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
ШАПОШНИКОВА Т. Д.
Повышение роли и значения воспитания в современных условиях
развития общества и образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
ГЕОРГИЙ (ШЕСТУН), АРХИМ.
Воспитание и образование в поликультурном мире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
3
Стр.3
ЗАХАРЧЕНКО М. В., ДУМЧЕВА А. Г.
Проблема оценки условий и результатов духовно-нравственного развития
и воспитания в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
РАСТОРГУЕВ В. Н.
Мировоззренческие парадигмы и духовная культура: принципы изучения,
социальный и политический контекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
НИКИТСКАЯ Е. А., МАРКОВА С. В.
Ценностные ориентации подростков с девиантным поведением,
обучающихся в специальной общеобразовательной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
КАЧАЛА Т. В.
Приходские образовательные учреждения для взрослых как одна из форм
церковной социально-педагогической деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРЯЧЕВА А. А.
Преподавательская корпорация духовной семинарии
(по материалам публицистики конца XIX в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
НАЛЁТОВА Н. Ю.
Национальные лики педагогических универсалий. Церковное просвещение
в Древней Руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
СЕРГИЙ РЫБАКОВ, ПРОТ.
Проблема обеспечения духовной безопасности в российской системе
образования в эпоху либерализма (середина XIX — начало XX в.) . . . . . . . . . . . . . 125
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПСИХОЛОГИЯ
ДВОЙНИН А. М.
Смысложизненные ориентации религиозной личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
ВАЛЕНТИН ЖОХОВ, ПРОТ.
О критериях духовной помощи лицам с аддиктивным поведением . . . . . . . . . . . . 152
ХРОНИКА
К 60-летию архимандрита Георгия (Шестуна) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Стр.4