П. Ю. Малков канд. ист. наук диакон Павел Ермилов НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА: канд. ист. наук диакон Павел Ермилов д-р филос. наук К. М. Антонов (философия) ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР ВЫПУСКА С. В. <...> 3–13) как общий символ пути христианской Церкви . <...> ОЛЕГ ДАВЫДЕНКОВ Вопрос о тождестве ипостаси Христа ипостаси предвечного Логоса в православной христологии VI–IХ вв. <...> К вопросу об «идейной собственности» в наследии священника Павла Флоренского и архимандрита Серапиона (Машкина) . <...> Концепция зрительного Писания в трудах патриарха Германа I Константинопольского . <...> Religion and Power in the Histories of Isidore of Seville. <...> 3–13) КАК ОБЩИЙ СИМВОЛ ПУТИ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ В. А. <...> АНДРОСОВА Статья посвящена анализу интерпретации отрывка о «двух свидетелях» Откр 11. <...> В рамках этого символического подхода разбираются несколько распространенных в библейской науке толкований Откр 11. <...> 3–13 описано, как благодаря свидетельству Церкви совершится покаяние и обращение многих народов. <...> 15–16, следует провозглашение эсхатологического свершения: «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его». <...> Commentarii in Apocalypsin 30 (здесь и далее русский перевод цит. по: Свт. <...> 3–13) как общий символ пути. ветхозаветные праведники, не испытавшие обычной для людей смерти; в частности, так считали сщмч. <...> Постановка проблемы — возможность символического толкования двух свидетелей Однако приведенный подход к толкованию свидетелей не является единственно возможным. <...> Итак, в данной статье ставятся три задачи: представить аргументацию в пользу символического толкования Откр 11. <...> Если в 11-й главе четко определено окончание этого периода (эсхатологическое свершение), то в 12-й дается указание на время его начала: в Откр 12. <...> 3–13) как общий символ пути. восхищение его на небо символизирует события Воскресения и Вознесения, приведшие к «низвержению» дракона16 . <...> При таком подходе служение двух свидетелей происходит на <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_I._Богословие._Философия._№4_2012.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
канд. филос. наук, свящ. Константин Польсков
канд. ист. наук, доцент, свящ. Андрей Постернак
канд. физ.-мат. наук, свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
д-р богосл. прот. Олег Давыденков
прот. Николай Емельянов
свящ. Михаил Асмус
канд. филос. наук, доцент свящ. Константин Польсков
д-р филос. наук К. М. Антонов
д-р филол. наук К. А. Максимович
канд. богосл. П. Ю. Малков
канд. ист. наук диакон Павел Ермилов
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
канд. ист. наук диакон Павел Ермилов
д-р филос. наук К. М. Антонов (философия)
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР ВЫПУСКА
С. В. Заплатников
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
ISBN 978-5-7429-0740-4
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2012
Стр.2
Серия «Богословие. Философия», выпуск 4 (42). 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
БОГОСЛОВИЕ
АНДРОСОВА В. А.
Повествование о «двух свидетелях» (Откр 11. 3–13) как общий символ
пути христианской Церкви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ПРОТ. ОЛЕГ ДАВЫДЕНКОВ
Вопрос о тождестве ипостаси Христа ипостаси предвечного Логоса
в православной христологии VI–IХ вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
ФИЛОСОФИЯ
ПАВЛЮЧЕНКОВ Н. Н.
К вопросу об «идейной собственности» в наследии священника Павла
Флоренского и архимандрита Серапиона (Машкина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
НОСАЧЕВ П. Г.
Пролегомены к изучению советского эзотерического подполья
60–80-х гг. XX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
КОЛКУНОВА К. А.
Теологические корни концепций квазирелигий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
ДИАКОН ПАВЕЛ ЕРМИЛОВ
Из истории взаимоотношений между церковной и светской
наукой в России: Два эпизода из биографии Ф. И. Успенского . . . . . . . . . . . . . . . . 79
ЗАПЛАТНИКОВ С. В.
Концепция зрительного Писания в трудах патриарха Германа I
Константинопольского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
3
Стр.3
РЕЦЕНЗИИ
Fuller Dow L. K. Images of Zion: Biblical Antecedents for the New Jerusalem.
Sheffi eld Phoenix, 2010 (диакон Глеб Курский) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Stephens M. B. Annihilation or Renewal? The Meaning and Function of New
Creation in the Book of Revelation. Mohr Siebeck, 2011 (диакон Глеб Курский) . . . . . .115
Baynes L. The Heavenly Book Motif in Judeo-Christian Apocalypses,
200 BCE — 200 CE. Brill, 2012 (В. А. Андросова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
Kessel G., Pinggé ra K. A Bibliography of Syriac Ascetic and Mystical Literature.
Leuven: Peeters, 2011 (Н. Н. Селезнев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Wood J. The Politics of Identity in Visigothic Spain. Religion and Power
in the Histories of Isidore of Seville. Brill, 2012 (С. А. Воронцов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Katholische Theologie im Bologna-Prozess: Gesetze, Dokumente, Berichte /
H. Hallermann, Hrsg. Schöningh Paderborn, 2011 (А. И. Черный) . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Ure A. Vasili Rozanov and the Сreation: Edenic Vision and the Rejection
of Eschatology. Continuum, 2011 (А. А. Гришин) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
After the Postsecular and the Postmodern: New Essays in Continental
Philosophy of Religion / A. P. Smith, D. Whistler, eds. Cambridge Scholars, 2010.
(К. В. Чепурин) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
ХРОНИКА
Заседания научно-методологического семинара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Заседания семинара молодых исследователей богословского факультета . . . . . . .151
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Стр.4