К вопросу о сознательном разделении и композиционном единстве IV и V речей свт. <...> Проблема своеобразия учения о времени и вечности в восточной патристике в контексте эволюции терминологического аппарата . <...> Антропология священника Павла Флоренского: критические оценки и исследования (материалы периода с 1930-х гг. по настоящее время) . <...> МИХАЙЛОВ В настоящей статье предпринимается попытка дать определение богословия, которое, по возможности, учитывало бы все ключевые аспекты этого рода деятельности — как научные, так и духовные. <...> Основные параметры, в соответствии с которыми формулируется определение богословия, сводятся к обозначению базовых источников для богословия (Писание, Предание, Литургия), перечню основных инструментов (когнитивных, коммуникативных и экспликативных), указанию родовых характеристик богословского построения (рациональность и духовность), выявлению универсального метода (соподчинение, отнесенность, герменевтическое соотнесение) Один из первых вопросов, встающих перед всяким, кто приступает к постижению истин христианского учения, — вопрос о богословии: о его природе и назначении, приемах и конечных целях. <...> Однако на деле оказывается, что к нему мы неизбежно бываем вынуждены обращаться вновь и вновь, поскольку окончательно прояснить природу богословия означало бы совершенно исчерпать и тем самым завершить саму его историю. <...> Наконец, в середине XX в. доминиканец Мари-Доменик Шеню определит богословие как «научно оформленную веру» (fi des in statu scientiae). <...> Богословие — это наука о Боге, имеющая своим источником, предметом и одновременно критерием достоверности Божественное Откровение, засвидетельствованное, по преимуществу, в Писании, Предании и Литургии; имеющая своими когнитивными, коммуникативными и экспликативными инструментами, средствами и приемами ресурсы человеческой рациональности и духовного опыта; своим методом — установление соответствия между богословским <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_I._Богословие._Философия._№3_2011.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
канд. филос. наук свящ. Константин Польсков
канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак
канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
д-р богосл. прот. Олег Давыденков
прот. Николай Емельянов
канд. филос. наук свящ. Константин Польсков
свящ. Михаил Асмус
д-р филол. наук К. А. Максимович
д-р филос. наук К. М. Антонов
канд. богосл. П. Ю. Малков
С. А. Воронцов (секретарь)
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
диакон Павел Ермилов
д-р филос. наук К. М. Антонов (философия)
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР ВЫПУСКА
С. В. Заплатников
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
ISBN 978-5-7429-0653-7
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2011
Стр.2
Серия «Богословие. Философия», выпуск 3 (35). 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
БОГОСЛОВИЕ
МИХАЙЛОВ П. Б.
Начала богословского знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
УСАЧЕВА А. В.
К вопросу о сознательном разделении и композиционном единстве IV и V речей
свт. Григория Богослова против императора Юлиана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
СВЯЩ. ГЕОРГИЙ ЗАВЕРШИНСКИЙ
Богословие диалога. Бубер и христианство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
ФИЛОСОФИЯ
ЗИМА В. Н.
Проблема своеобразия учения о времени и вечности в восточной патристике
в контексте эволюции терминологического аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
ТИХЕЕВ Ю. Б.
Платон в философии В. С. Соловьева 1870-х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
ПАВЛЮЧЕНКОВ Н. Н.
Антропология священника Павла Флоренского: критические оценки
и исследования (материалы периода с 1930-х гг. по настоящее время) . . . . . . . . . . 68
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
БУРМИСТРОВ М. Ю.
Теология и конец метафизики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
ПУБЛИКАЦИИ
Переписка 1912–1920 гг. между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским
(Письма. Окончание) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
3
Стр.3
РЕЦЕНЗИИ
Interpreting Isaiah: Issues and Approaches / D. Firth, H. G. W. Williamson,
eds. Intervarsity Press, 2009 (А. К. Лявданский) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
Kearns C. The Expanded Text of Ecclesiasticus. Its Teaching on the Future
Life as a Clue to Its Origin. B., N. Y.: De Gruyter, 2011 (И. А. Хангиреев) . . . . . . . . . . 122
Символ. Журнал христианской культуры, основанный в 1979 году Славянской
библиотекой в Париже. 2010. № 5 (Т. К. Кораев). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Богданова Т. А. Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого.
Альянс-Архео, 2010 (Н. Ю. Сухова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Dubois T. An introduction to shamanism. Cambridge University Press,
2009 (П. Г. Носачев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Синелина Ю. Ю. Концепции секуляризации в социологической теории.
ИСПИ РАН, 2009 (И. В. Забаев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
ХРОНИКА
Заседания научно-методологического семинара Богословского факультета . . . . 147
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Стр.4