Основан в 1997 г. БОГОСЛОВИЕ • ФИЛОСОФИЯ I:2 (34) март апрель Москва 2011 ББК 86.372я5 В-38 ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА протоиерей Владимир Воробьев РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: прот. <...> Повествование о Тайной вечере в анафоре испано-мосарабского обряда . <...> Богословская антропология Вольфхарта Панненберга в контексте немецкой теологии XX в. <...> Феноменологический проект Богопознания в «Теоретической философии» В. С. Соловьева . <...> МИРОШНИКОВ В статье рассматривается последнее (114-е в общепринятой нумерации) изречение Евангелия от Фомы, представляющее собой небольшой диалог между Иисусом и Петром о судьбе некой Марии (вероятнее всего, Марии Магдалины). <...> Большинство изречений Евангелия от Фомы представляют собой короткие высказывания, каждое из которых вводится формулой peJe @i$s (вариант peJe i!h$s) — «Иисус сказал», или peJaF — «Он сказал». <...> Мы вправе предположить, что, когда 22-е изречение Евангелия от Фомы призывает читателя сделать «образ вместо образа», оно говорит о замене «образа Адама» на «образ Бога». <...> Во-вторых, в отличие от Филона, 114-е изречение Евангелия от Фомы не говорит о том, что все, кому адресован текст, независимо от половой принадлежности, должны стать мужчинами. <...> 20–33 ПОВЕСТВОВАНИЕ О ТАЙНОЙ ВЕЧЕРЕ В АНАФОРЕ ИСПАНО-МОСАРАБСКОГО ОБРЯДА А. А. <...> ВОЛКОВ В статье рассматривается повествование о Тайной вечере в анафоре испано-мосарабского обряда, единственного древнего не-римского латинского богослужения, практикующегося до настоящего времени. <...> Проводится богословский и историколитургический разбор содержания анафоры, приводится латинский и русский текст евхаристической молитвы, повествование сопоставляется с новозаветными источниками. <...> К первой из них, римской, относится собственно римский обряд, амвросианский, а также различные западные обряды, являющиеся разновидностями римского. <...> Многие из них сформировались уже во II тысячелетии, т. е. после того, как римский обряд стал доминировать на христианском <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_I._Богословие._Философия._№2_2011.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
канд. филос. наук свящ. Константин Польсков
канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак
канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
д-р богосл. прот. Олег Давыденков
прот. Николай Емельянов
канд. филос. наук свящ. Константин Польсков
свящ. Михаил Асмус
д-р филол. наук К. А. Максимович
д-р филос. наук К. М. Антонов
канд. богосл. П. Ю. Малков
С. А. Воронцов (секретарь)
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
диакон Павел Ермилов
д-р филос. наук К. М. Антонов (философия)
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР ВЫПУСКА
С. В. Заплатников
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
ISBN 978-5-7429-0648-3
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2011
Стр.2
Серия «Богословие. Философия», выпуск 2 (34). 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
БОГОСЛОВИЕ
МИРОШНИКОВ И. Ю.
«Ибо женщины недостойны жизни»: К вопросу о значении и историческом
контексте 114-го изречения Евангелия от Фомы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ВОЛКОВ А. А.
Повествование о Тайной вечере в анафоре испано-мосарабского обряда . . . . . . . 20
УКОЛОВ К. И.
Богословская антропология Вольфхарта Панненберга в контексте немецкой
теологии XX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
ФИЛОСОФИЯ
НОСАЧЕВ П.
Эзотерика: основные моменты истории термина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
ПОЛЕТАЕВА Т. А.
Феноменологический проект Богопознания в «Теоретической философии»
В. С. Соловьева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ПУБЛИКАЦИИ
Переписка 1908–1911 гг. между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским
(Письма. Продолжение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
РЕЦЕНЗИИ
Kingsmill E. The Song of Songs and the Eros of God. A Study in Biblical Intertextuality.
Oxford University Press, 2009 (Я. Д. Эйделькинд). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Tellbe M. Christ-Believers in Ephesus. A Textual Analysis of Early Christian Identity
Formation in a Local Perspective. Mohr Siebeck, 2009 (А. С. Небольсин) . . . . . . . . . . 103
3
Стр.3
Классические библейские комментарии: Книга Бытия. Сборник переводов
с древнееврейского, арамейского и средневекового иврита / C. В. Бабкина,
Л. В. Чернина, Т. И. Нотариус, ред. Олимп, 2010 (И. А. Хангиреев) . . . . . . . . . . . . 108
Иоанн де Каулибус (Псевдо-Бонавентура). Размышления о жизни Христа //
Символ. 2010. Т. 57 (Иерей Евгений Шилов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111
Юлиана Нориджская. Откровения Божественной Любви / Ю. Дресвина, пер.
Русский фонд содействия образованию и науке, 2010 (Иерей Евгений Шилов) . . . .114
Crone A. L. Eros and Creativity in Russian Religious Renewal. Brill, 2010
(М. А. Маслин) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
Сапронов П. А. Путь в Ничто. Очерки русского нигилизма. Издательский
центр «Гуманитарная Академия», 2010 (П. А. Сорокин) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
ХРОНИКА
XXI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Стр.4