Публичные чтения Четыре исторические характеристики Чтение первое. <...> Статьи Немецкие народные предания (Предания о Карле Великом) . <...> О современном состоянии и значении всеобщей истории (Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета 1852 года, генваря 12 дня) . <...> Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены . <...> В этом маленьком рассказе Чехов очень ясно и точно определил значение истории: она приобщает человека к человечеству. <...> Так, Тамерлан, в изображении Грановского, представлял собой силу исключительно разрушительную; Александр Македонский, знаменуя собой преодоление греческой замкнутости и ограниченности, своими завоеваниями выводил человечество на новый уровень развития; Людовик IX характеризовался как государственный деятель, «устроитель» своих подданных, близкий к идеалу; и, наконец, в деятельности Ф. <...> Л е ван д о вс ки й что некоторые из этих написанных более полутора веков назад очерков — о Баярде, например, или о квакерах — до сих пор не «перекрыты» в нашей литературе более поздними произведениями… В приложении помещены две работы Грановского особого жанра. <...> Это речь «О современном состоянии и значении всеобщей истории», произнесенная в торжественном собрании Московского университета, и записка «Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены». <...> В обоих случаях Грановский очень ярко и эмоционально отстаивает значение всеобщей истории именно с тех позиций, которые обрисованы во вступительной статье. <...> A 33 a I Публичные чтения Четы тыре исторические характеристики Чтение первое Тимур довика IX3 П редметом наших чтений будут характе ристики Тамерлана1 , Александра Маке донского2 и канцлера Бэкона4 , Лу. <...> Конечно, не A 38 a Ч е т ыре и с т о ри ч е с ки е х аракт е ри с т и ки всегда ясно нам место, принадлежащее великому мужу в цепи явлений, не всегда ясна задача его деятельности <...>
Исторические_характеристики.pdf
характеристики
Т. Н. Грановский
Исторические
2013
Стр.6
93/94
63.3
77
« (2012—2018 )»
. .
/ .: . .
. . ; . . .
; . . . . . — .:
, 2013. — 384 c. —
( . Language and Reasoning).
ISBN 978-5-9551-0532-1
,
. . (1813—1855)
: 1851 .
, , IX
, 1845—1847 .,
.
, ,
, ,
- XIX .
63.3
« » .
ISBN 978-5-9551-0532-1
© , 2013
© , 2013
,
.
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
А. А. Левандовский. Зачем нужна история,
или Феномен Грановского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Т. Н. Грановский
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
I. Публичные чтения
Четыре исторические
характеристики
Чтение первое. Тимур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Чтение второе. Александр Великий . . . . . . . . . . . . . . 56
Чтение третье. Лудовик IX . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Чтение четвертое. Бэкон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
II. Статьи
Немецкие народные предания
(Предания о Карле Великом) . . . . . . . . . . . . . . . . 133
О крестовых походах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Рыцарь Баярд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Стр.8
Петр Рамус. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Испанская инквизиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Квакеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Приложения
I. Грановский Т. Н. О современном состоянии
и значении всеобщей истории
(Речь, произнесенная в торжественном собрании
Императорского Московского университета
1852 года, генваря 12 дня) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
II. Грановский Т. Н. Ослабление классического
преподавания в гимназиях и неизбежные
последствия этой перемены . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Стр.9