негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
свято-филаретовский православно-христианский институт
Я. Р. Пантуева
РУССКИЙ ЯЗЫК
И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебник для студентов теологического, религиоведческого
и других гуманитарных направлений и специальностей
высших учебных заведений
Свято-Филаретовский
православно-христианский институт
Москва 2015
Стр.1
УДК 811.161.1
ББК 81.2Рус-5-923
П 16
Рекомендовано ученым советом СФИ
Рецензенты:
Д. М. Гзгзян, канд. филол. наук, заведующий кафедрой богословских
дисциплин и литургики СФИ
А. М. Копировский, канд. пед. наук, профессор СФИ
Пантуева Яна Руслановна
П 16 Русский язык и культура речи : учебник для студентов теологического,
религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей
высших учебных заведений. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский
институт, 2015. — 188 с.
ISBN 978-5-89100-129-9
Содержание учебника соответствует программе курса «Русский язык и культура
речи». Учебник содержит теоретические и практические материалы
(задания и упражнения), предназначенные для использования на аудиторных
занятиях, а также для самостоятельной работы студентов.
ISBN 978-5-89100-129-9
© Свято-Филаретовский
православно-христианский институт, 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Введение 8
Глава 1 • Основные понятия культуры речи 10
Основные уровни и единицы языка 10
Современный русский литературный язык 12
Языковая норма как центральная категория культуры речи 13
Свойства культурной речи 16
Глава 2 • Язык и стиль 20
Стиль 20
Стилистическая окраска 22
Функциональные стили современного русского литературного языка 24
Глава 3 • Художественный (литературно-художественный) стиль 31
Лингвистические особенности художественного стиля 31
Поэзия и проза 34
Языковые средства художественной выразительности 36
Виды тропов 37
Стилистический анализ художественного текста 42
Глава 4 • Научный стиль 51
Лингвистические особенности научного стиля 51
Цитирование 54
Виды научных текстов 55
Композиция первичного научного текста 55
План, виды планов 57
Глава 5 • Официально-деловой стиль 59
Лингвистические черты официально-делового стиля 59
Административно-речевой этикет 66
Типичные ошибки в деловых бумагах 67
Стр.3
Глава 6 • Публицистический стиль 72
Лингвистические особенности публицистического стиля 73
Церковно-проповеднический подстиль 77
Глава 7 • Разговорный стиль 80
Лингвистические особенности разговорного стиля 80
Совершенствование разговорной речи 82
Глава 8 • Нелитературные разновидности русского языка 86
Просторечие 86
Социолект 89
Диалект 92
Глава 9 • Лексика современного русского литературного языка 95
Типы лексических значений слов в русском языке 96
Полисемия 99
Омонимия. Синонимия. Антонимия 102
Паронимия 103
Происхождение лексики современного русского языка 105
Старославянизмы 106
Понятие об активном и пассивном словарном запасе 108
Глава 10 • Актуальные проблемы языковой культуры общества 118
Современное состояние русского литературного языка
и основные тенденции его развития 118
Язык и речь в духовной жизни человека и в жизни церкви 121
Заключение 124
Рекомендуемая литература 125
Приложение 1 129
Вопросы для самопроверки 129
Вопросы к зачету 130
Итоговый тест по курсу «Русский язык и культура речи» 132
Приложение 2 Тексты для самостоятельной работы 135
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник по курсу «Русский язык и культура речи» предназначен для студентов
гуманитарных специальностей и направлений высших учебных заведений.
ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ
Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» призвано помочь
студентам повысить уровень практического владения современным русским
литературным языком в различных ситуациях общения. Курс способствует
лучшему пониманию структуры русского языка и его основных особенностей,
позволяет получить общее представление об истории русского
литературного языка, расширить научный и культурный кругозор.
ЗАДАЧИ КУРСА
сформировать у студентов соответствующие знания,
умения и навыки. в частности:
• способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального,
культурного и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
•
базовые знания в области социально-гуманитарных наук;
• готовность к письменной и устной коммуникации на русском языке;
• умение оформлять и вводить в научный оборот результаты теологических
исследований;
• умение использовать специализированные знания фундаментальных
разделов филологии для освоения профильных теологических дисциплин.
в результате изучения дисциплины студент должен иметь
представление:
• о русском языке как о системе;
Стр.5
6
• об основных понятиях культуры речи;
• о стилистической системе современного русского литературного языка.
в результате изучения дисциплины студент должен знать:
• принципы применения расширенного круга языковых средств.
в результате изучения дисциплины студент должен уметь:
• создавать высказывания в устной и письменной форме, выбирая
жанр, стиль и языковые средства в зависимости от ситуации и целей общения;
•
применять знания по истории и теории русского языка для решения
профессиональных задач.
в результате изучения дисциплины студент должен владеть:
• нормой русского литературного языка;
• практическими навыками коммуникации в различных речевых ситуациях;
•
навыком создания связных, правильно построенных монологических
текстов в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и
ситуацией общения;
• навыком общения в диалогических и полилогических ситуациях.
Таким образом, цель настоящего курса — способствовать формированию и
воспитанию современной личности, владеющей системой норм современного
русского литературного языка. Курс направлен на повышение уровня
коммуникативной компетенции студентов, совершенствование их языковых
способностей, позволяющих использовать все богатство русских языковых
средств в различных ситуациях общения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебник содержит теоретический материал по 10 темам. Из них первые
две — «Основные уровни и единицы языка. Современный русский литературный
язык. Языковая норма как центральная категория культуры речи»
и «Основные понятия стилистики. Функциональные стили современного
русского литературного языка» — посвящены таким основным понятиям
культуры речи, как «языковая норма», «литературный язык» и «стиль». За
Стр.6
7
тем изучается система функциональных стилей русского литературного
языка: главы 3–7 посвящены литературно-художественному, научному, официально-деловому,
публицистическому и разговорному стилям. Основное
внимание уделяется научному и художественному стилям.
В главе 8 рассматриваются нелитературные разновидности русского
языка (диалект, жаргон, просторечие); знакомство с ними призвано научить
студентов оценивать с научной точки зрения и осознанно использовать
или отвергать языковые явления. Глава 9 направлена на рассмотрение
лексической подсистемы русского литературного языка в ее историческом
развитии.
Последняя глава учебника — «Актуальные проблемы языковой культуры
общества. Современное состояние русского литературного языка и основные
тенденции его развития. Язык и речь в духовной жизни человека и в
жизни церкви» — посвящена проблемам языковой культуры.
Помимо теоретического материала, в учебнике содержатся практические
задания и упражнения. Особое внимание уделяется практической
стилистике, филологическому анализу текста и созданию оригинальных
текстов в различных жанрах и стилях. Последнее позволяет заниматься как
совершенствованием навыков грамотного письма, так и развитием творческих
способностей, «оживлением» отношений человека со словом.
Учебник предназначен для использования как на аудиторных занятиях,
так и для самостоятельной работы. В него включены «вопросы для размышления»,
придающие учебнику интерактивный характер.
Студентам рекомендуется следующий порядок работы:
1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, сделайте необходимые
выписки; обратите внимание на основные понятия; ответьте на вопросы
для самопроверки (см. Приложение 1).
2. Ответьте на вопросы для размышления, при необходимости используя
справочную литературу.
3. Очная форма обучения — устно выполните задания и упражнения;
очно-заочная и заочная форма обучения — рекомендуется письменно выполнять
задания и упражнения.
4. Особое внимание обратите на выполнение творческих заданий. Напишите
и отредактируйте свой текст, обращаясь при необходимости к словарю.
Предполагается
активное использование научной и справочной литературы,
а также электронных ресурсов из списка, приведенного в разделе «Рекомендуемая
литература».
Стр.7
Учебник
Яна Руслановна Пантуева
Русский язык и культура речи
Учебник для студентов теологического, религиоведческого
и других гуманитарных направлений
и специальностей высших учебных заведений
Выпускающий редактор Кирилл Мозгов
Редакторы Ирина Кольцова, Олеся Сидорова
Дизайнер Мария Патрушева
Верстальщик Илона Скоробогатова
Корректор Марина Писаревская
Свято-Филаретовский
православно-христианский институт
105062, Москва, ул. Покровка
д. 29, нежилое помещение 2
+7 (495) 623-03-80
info@sfi.ru
www.sfi.ru
Подписано в печать 25.02.2015
Формат 84 х 108 / 32. Печать офсетная
Бумага офсетная. Объем 9,5 печ. л.
Тираж 500 экз.
Отпечатано в типографии «Растр-НН»
603024, Нижний Новгород, ул. Белинского, д. 61
Стр.188