Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич
Назарены в Венгрии и Сербии
Date: 16 августа 2009
Изд: В. Ольховский <...> Происхождение и время возникновения секты назарен в литературе не определяется с достаточной
точностью. <...> Большинство исследователей,
однако, приурочивают момент зарождения этой секты к двадцатым годам XIX столетия. <...> , в своем небольшом
очерке "Назареи в Венгрии", напечатанном в "Русском Богатстве", пишет:
"Возникновение секты "назареев" можно отнести к началу нашего столетия, ко времени окончания
великих французских войн. <...> .
Душан Маковицкий предполагает, что венгерские назарены произошли от английского баптизма и
видит преемственную связь между назаренами и анабаптистами XVI-го века, при чем указывает, что в
Венгрии анабаптистское учение было распространено еще в XVI и XVII столетиях 1). <...> Негова историj и суштина", пишет, что, по его
мнению, происхождение назарен очень гадательно. <...> В этом фельетоне Иосиф Голечек
пишет, что, по его мнению, "секта назарен весьма похожа на "моравских братьев" и менонитов. <...> Это разномыслие в суждении о происхождении назарен нас нисколько не удивляет. <...> По той же причине даже названия сект почти
всегда одни -- у самих сектантов, другие -- в литературе, в исследованиях. <...> Такие же
недоразумения, а нередко и сплошные неверные утверждения, встречаются при исследовании о
происхождении той или иной секты. <...> Ниже мы постараемся разобрать по доступным нам материалам учение секты "назаренов", здесь
же отметим только то, что относительно происхождения этой секты ничего положительного пока сказать
нельзя. <...> Мы, конечно, не можем апеллировать к "благородным стремлениям" и "возвышенности души" тех
или иных людей -- как это делает г. Пантелеев -- и в их желаниях и ожиданиях искать указаний на момент
и мотивы возникновения той или иной секты, в данном случае "назаренов". <...> Приписывать этот момент
возникновения к эпохе конца наполеоновских войн и объяснять образование <...>
Назарены_в_Венгрии_и_Сербии.pdf
Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич
Назарены в Венгрии и Сербии
Date: 16 августа 2009
Изд: В. Ольховский. "Назарены в Венгрии и Сербии. К истории сектантства", М., издание
"Посредника", 1905.
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
Rem: В. Ольховский -- псевдоним В.Д.Бонч-Бруевича
I.
Происхождение и время возникновения секты назарен в литературе не определяется с достаточной
точностью. Мнения о том и о другом весьма различны, подчас гадательны. Большинство исследователей,
однако, приурочивают момент зарождения этой секты к двадцатым годам XIX столетия.
Мотивы возникновения секты тоже приводят различные. Так, г. Л. Пантелеев, в своем небольшом
очерке "Назареи в Венгрии", напечатанном в "Русском Богатстве", пишет:
"Возникновение секты "назареев" можно отнести к началу нашего столетия, ко времени окончания
великих французских войн. Нельзя проявление религиозной секты, -- продолжает он, -- имевшей в
основании своего учения любовь к ближнему, безусловный мир и равенство всех, соединившихся в общей
любви к Богу и к ближнему, принимать за результат корыстных или честолюбивых стремлений
единичного лица; но следует смотреть на это явление, как на последствие того движения, которое тогда
охватило духовную жизнь всей Европы. Ужасы и жертвы страшной войны, длившейся два десятилетия,
возбудили в народе глубокое отвращение к войне и заронили в нем невыразимую жажду прочного мира.
"Обыкновенная толпа и удовлетворилась простым фактом прекращения ненавистной войны; но
люди с более возвышенной душой и благородными стремлениями иначе поставили вопрос, и все свои
душевные силы направили
-- 4 -на
то, чтоб навсегда избавить человечество от страшного бича.
"Одним из проявлений этого движения и были "назареи", заканчивает г. Пантелеев (76-77 стр.).
Душан Маковицкий предполагает, что венгерские назарены произошли от английского баптизма и
видит преемственную связь между назаренами и анабаптистами XVI-го века, при чем указывает, что в
Венгрии анабаптистское учение было распространено еще в XVI и XVII столетиях 1). По его мнению,
первые учителя назаренов во многом отклонились от английского баптизма, например, в том, что участие
в войне они не считали ни в каком случае дозволительными, тогда как английские баптисты во многих
случаях вполне допускали это участие 2).
Влад. Дмитриевич, автор книги "Назаренство. Негова историj и суштина", пишет, что, по его
мнению, происхождение назарен очень гадательно.
"Одни утверждают, -- продолжает он, -- что корень назаренства в Америке," другие производят его
от юго-славянских богомолов; некоторые находят, что назарены одного происхождения с русскими
штундистами..." (стр. 6).
В чешской газете "Národni Listy" Иосиф Голечек напечатал фельетон, в котором разбирает очень
интересную книгу сербского писателя Йаши Томича: "Назарени". В этом фельетоне Иосиф Голечек
пишет, что, по его мнению, "секта назарен весьма похожа на "моравских братьев" и менонитов. Назарены
одинакового происхождения со "штундой", -- прибавляет он.
Это разномыслие в суждении о происхождении назарен нас нисколько не удивляет. И в этом
случае произошло и происходит совершенно то же самое, что было и бывает с другими разнообразными
сектами.Жизнь народов и до
Стр.1